Полученные исследователями топографические снимки головного мозга молящегося дают основание сделать вывод о том, что возникающему у человека в такие моменты ощущениях спокойствия, уединения и возвышенности соответствует усилению активности передних долей мозга и снижению активности задних, теменных долях. Состояние благоговения у отправляющего религиозный обряд человека определяется работой миндалевидного тела мозга, преобразующего определенный тип движений в то или иное эмоциональное состояние.
Религиозные ритуалы, считают профессора, воздействуют на две главные подсистемы человеческого организма: первую – активизирующую эндокринную систему, повышающую кровяное давление, учащающую дыхание и пульс, и вторую – отвечающую за успокоение, замедляющую пульс и дыхание, регулирующую рост клеток, пищеварение, отдых и сон.
В зависимости от того, какая подсистема или обе сразу активизируются при отправлении религиозных обрядов, верующий испытывает состояние религиозного экстаза, полное слияние с объектом поклонения – Аллахом.
При чтении намаза человек отключается от мирских забот, всевозможных невзгод, стрессов, думает только о молитве; он приходит в состояние удовлетворенности, умиления, нервы успокаиваются, дыхание становится равномерным, все действия намаза выполняются неторопливо, плавно. И такое состояние молящийся приобретает минимум, пять, раз на дню примерно от 30 минут до одного часа каждый раз, – какой же это «бальзам» для организма!
Видимо этот обряд – намаз, во многом способствует воспитанию духовно (Вера в бога) и физически здоровых, сильных мужчин, которые за два с половиной столетия (632-900 годы) распространили Ислам почти во всех странах, расположенных на территории Азии, Африки, части Европы и других континентов земного шара.
Пост в месяц Рамадан и его медицинский аспект
Пост (арабск. — Ас-саум, тат. Ураза) — третий по порядку и значимости из «столпов» Ислама, обязательное исполнение которого предписано в Коране, а вообще-то пост восходит к доисламской практике, так как все небесные религии имеют много общего.
В Коране Всевышний сказал:
Пост предохраняет, защищает человека от многих заболеваний, физических и психических расстройств. Суть мусульманского поста заключается в том, что в светлое время дня (за 2 часа до восхода солнца и до его Заката) запрещается прием пищи, питье курение, употребление наркотических веществ, выполнение супружеских обязанностей, сквернословие и т.д., и т.п. в течение 28—30 дней в месяц Рамадан по лунному календарю; (окончание Уразы зависит от восхода новой луны). С заходом солнца в вечернее и ночное время часть запретов снимается.
В священный месяц Рамадан рекомендуется проводить время в размышлениях, беседах, чтении мусульманской литературы; необходимо улаживать ссоры, раздавать милостыню и совершать другие богоугодные дела и поступки.
Обычай соблюдения Поста есть и у немусульманских народов, но там запрет на потребление только части пищевых продуктов (в основном высококалорийных и животного происхождения) и не ограничено суточное время потребления пищи. Поэтому если эта категория постящихся теряет 1—2 кг веса, то мусульмане 4—6 кг за месяц Рамадан.
Исследования научных работников из мусульманских стран показали, что в период уразы в человеческом организме происходят такие изменения.
а) ураза укрепляет иммунитет организма и предохраняет, следовательно, от различных болезней. Деятельность лимфоцитов увеличивается до 10 раз и происходит количественный рост клеток;
б) это хороший обычай, предохраняющий от ожирения;
в) в период уразы ввиду увеличения натрия в крови тормозится процесс отложения солей кальция, а это, в свою очередь, нейтрализует камнеобразование;
г) во время уразы из организма выводятся токсичные вещества, попадающие в человеческий организм через искусственные и консервированные продукты, загрязненные воздух и воду, лекарственные препараты и т.п.
д.) пост благотворительно влияет на нервную систему, успокаивая ее, уравновешивает характер, регулирует половую потенцию
Зякят
Четвертый «столп» Ислама предусматривает необходимость существования в обществе постоянного учреждения для оказания помощи старикам и слабым людям, которые не находят пути приобретения хлеба насущного.
Для этого Шариат в обязательном порядке предписывает уплату закята своего рода налога в пользу нуждающихся мусульман. Закят вносится только с имущества, нажитого честным путем - «халал мал».
В Священной книге о необходимости добровольного, но обязательного внесения в фонд оказания помощи нуждающимся материально обеспеченными добропорядочными мусульманами говорится во многих главах. Пророк Мухаммед (с.г.в.) сказал: «имущество свое берегите путем внесения закята, болезни свои лечите подачей милостыни (садака)». Уплата закята очищает, делает безгрешным пользование богатством — имуществом, товарами, скотом и т.д. с которого он уплачен.
Ежегодный размер взноса по нынешним меркам установлен 2,5% от всех запасов богатства, а по скоту, продукции земледелия и некоторым другим предусмотрена своя дифференцированная ставка налога. Например, с продуктов земледелия в размере одной десятой части урожая (минимум — 975 кг), облагаемый нижний предел по скоту — 5 верблюдов, 20 коров или 40 овец, золоту и серебру — 20 динаров или 200 дирхемов, по некоторым металлам и другим полезным ископаемым — 20 %.Сумма закята, вносимого в соответствующий фонд, зависит от трех факторов. Во-первых, от такой постоянной величины, как вес золота в 84 грамма. Вторым показателем является цена одного грамма этого драгоценного металла на данное время. Например, в 2002 году в коммерческом банке «Ак Барс» (г. Казань) золото 1-го сорта продавалось по цене 290 рублей за один грамм. Третьим множителем арифметического действия служит размер в 2,5 % (или 1/40 часть) стоимости имущества, с которого подлежит сделать взнос в указанный фонд.
Так, в 2002 году сумма закята, которую было необходимо внести, определяется следующим образом: 84x290=24360 рублей. Если имущество, неиспользуемое в течении года для личных потребностей (находящееся «без движения») превышает такую сумму, с него нужно внести закят в размере 2,5% и для 2002 года минимальная сумма закята составит: (24360x2,5): 100= 609 рублей.
Следовательно, в том случае, когда стоимость аналогичного имущества выше указанной суммы (24360 рублей), необходимо отчислить 2.5% закята, а если стоимость ниже указанной суммы, то закят вносить необязательно.
Собранные таким образом средства используются на помощь неимущим; беднякам; больным обездоленным; жалование сборщикам закята; не мусульманам, заслуживающим поощрения; несостоятельным должникам; путникам, не имеющим средства для возвращения домой. В наших условиях закят, как правило, вносят на возведение мечетей, медресе, выпуск мусульманских книг, домов для престарелых, детских домов и других подобных заведений и на их содержание (приобретение оборудования, инвентаря, продуктов питания и т. п.), а также на оказание материальной помощи больным, местам заключения и на прочие богоугодные деяния.
Осуществляемое на этой основе социальное обеспечение должно исключить существование в Исламском обществе хотя бы одного человека, не имеющего необходимых средств существования.
Земли, пашни, луга и леса, дома и дворы, одежда, книги, посуда и орудия труда не являются объектом обложения этим видом мусульманского налога.
Эти меры, направленные на создание страхового фонда, в конечном счете, предусматривают основную цель — как поддержание здоровья, так и оказание в случае необходимости медицинской помощи больным, немощным, материально необеспеченным мусульманам Исламского мира.
Хадж
Последним пятым «столпом» Ислама является хадж, т. е. паломничество в благословенную Мекку к священной Каабе и в Медину для поклонения Аллаху. В Коране записано:
«Те люди, которые имеют возможность обязаны ради Аллаха совершить паломничество* к главному Храму» (Сура «Аль Имран», 97)
Во время хаджа посещаются мусульманские святыни в Мекке, (ее окрестности, долины Мина и Музда-лифа, Арафат), где родился Мухаммед (с.г.в.), длительное время жил там, ему Аллахом было ниспослано пророчество; и в Медине, городе, в котором Пророк (с.г.в.) жил последние десять лет, где он и похоронен, рядом с ним покоятся первый и второй «праведные» халифы — Абу Бакр и Умар.Большой обязательный (фарз) хадж начинается на восьмой день месяца Зуль-Хиджа по мусульманскому календарю, а малый (добровольный) — Умра в любое время года.
Перед вступлением на землю аль-Харама (специально обозначенной территории вокруг Мекки) мусульманской святыни — паломники выполняют ряд очистительных обрядов: омовение, обрезание волос, ногтей, т. е. вступают в состояние ихрама.
В состоянии ритуальной чистоты— тахарата, мужчины надевают на себя специальное одеяние — ихрам (обматывают голое тело двумя кусками белой ткани), голова остается непокрытой, на ноги надевают сандалии. В обряде принятия ихрама отражается всеобщее равенство и единство мусульман, независимо от их имущественного и социального положения в обществе. Женщины остаются в своей обычной одежде.
После вступления в Мекку паломники, совершив полное омовение, направляются в Масджид аль-Харам.
В число обязательных ритуальных действий хаджа также входят: таваф семикратный обход Каабы, сай — бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва, вукуф — стояние на горе Гарафат, проведение ночи на горе Муздалифа и в местечке Мина, бросание камней в три столба и принесение жертвы.
Если состоятельный человек по какой-либо причине не может совершить хадж, его выполнение можно поручить другому лицу, оплатив все расходы, связанные с исполнением данного обряда.