Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский Государственный
институт сервиса и экономики
Кафедра «Истории и культуры»
Культурология
Реферат
на тему
Религиозные представления первобытных людей: фетишизм, анимизм
Выполнила: студентка
1 курса заочного отделения
специальность 0608у
Татарчук Анна Сергеевна
Санкт-Петербург
2010 г.
Содержание
Ι. Введение
1. Понятие и хронология доисторической и исторической религии
2.Первобытные люди и понятие племенной религии
3. Формирования первобытной религии: фетишизм, анимизм
ΙΙ. Заключение
ΙΙΙ. Список используемой литературы
Ι. Введение
Многие поколения исследователей и философов пытались понять, что же такое религия, предлагая разные варианты ответа. Самый простой из них определяет религию как «веру в сверхъестественные существа». Другое определение называет религией специфическое преломление в сознании человека бытия, в основе которого лежит сокровенная Божественная Сущность. Одновременно предпринимались попытки дать более основательные определения в плане представлений верующих или же исполняемых ими действий.
Религия помогает достичь определенного единства во взглядах на мир. Историки описывают религию с точки зрения событий, вытекающих из верований, указывая на связь политических, социальных и культурных процессов с возникновением религиозных представлений.
Само слово «религия» большинство исследователей связывают с латинским religio – «благочестие, набожность»; другие ученые производят его от латинского же religo – «связываю» или «объединяю». Феномен появления религии люди пытались объяснить с древних времен. Уже в античную эпоху мыслители Древней Греции, а позднее Древнего Рима высказывали интересные – подчас, очень точные – суждения о различных аспектах возникновения религиозных верований. Так, афинский философ V в. до н. э. Критий считал, что боги выдуманы людьми, чтобы внушать страх и принудить исполнять законы. Один из основоположников античного материализма Демокрит (около 470 – 380 гг. до н. э.) высказал предположение о том, что в основе религии лежал страх первобытных людей перед неведомыми и грозными силами природы. Религия же – это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность.
Если говорить о структуре религии, то она представляется достаточно сложным образованием, состоящим из многих элементов. Среди них, прежде всего, следует упомянуть религиозные представление. Это совокупность идей и образов порожденных верой в сверхъестественное: понимание сверхъестественного и его взаимоотношений с материальным миром, представления о возникновении мира и человека, о потусторонней жизни и т. д. Следующей структурной составляющей являются религиозные настроения – совокупность чувств и эмоциональных состояний, возникающих в сознании человека вследствие его веры в сверхъестественное. Это обычные человеческие эмоции, с той только разницей, что их источником выступают не события реальной жизни, а та высшая реальность, которой для человека является идея Бога.
Важнейшим элементом религиозной структуры выступают религиозные действа. Ими называют совокупность строго регламентированных (ритуальных) действий и поступков, которые основываются на вере в сверхъестественное и направлены на достижение контакта с ним с определенной целью. Эти действия еще носят название культа – процесса поклонения божеству, - или обрядов. Практически для всех известных религиозных систем характерны культовые действа. Общими для всех религий являются молитвы, принесения жертв, соблюдения поста и т. д. В то же время каждой религии присущи свои собственные обряды и культы. Наконец , еще одной необходимой составляющей религиозной структуры являются религиозные организации – организованные объединения приверженцев одной религии, возглавляемые специальными служителями культа, в среде которых существует своя система подчинения, или иерархия. Как правило, для обозначения религиозной организации используется слово церковь, которое в данном значении следует отличать от названия культового сооружения (храма).
Одной из важнейшей функций религии является мировоззренческая. Религия предлагает верующим общую картину мира и места человека в нем. Эта картина базируется на идее Бога и его первичности относительно мира и человечества, способности непосредственно вмешиваться во все происходящие события и процессы. Благодаря такой целостной картине религия способствует формированию основных направлений деятельности человека, его системы ценностей и ориентиров.
1.Понятие и хронология доисторической и исторической религии
Некоторые исследователи, изучающее религию, считают, что возникновение религиозного сознания стало возможно только с появлением человечества, отрицая наличие его у животных. В тоже время другие ученые отмечают следы «религиозного поведения» уже в животном царстве. Несмотря на маловероятность последнего мнения, полностью исключать такую возможность, по-видимому, нельзя. И хотя в изучении поведения животных (этнология), как и в изучении раннего человека (палеоантропология), достигнуты заметные успехи, все же полностью прояснить вопрос не удается. Можно лишь утверждать, что некоторые ранние культуры, вероятно, имели какие-то религиозные ориентации.
На протяжении многотысячелетней человеческой истории религия преодолела большой путь. Что представляла собой древнейшая религия человечества? Ответы на этот вопрос различны и зависят прежде всего от позиции, которую занимают авторы в вопросе о происхождении человека. Те из них, которые придерживаются точки зрения, изложенной в первых главах Библии, считают, что религия не является созданием человека и не была результатом процесса эволюции. С момента своего создания мужчина и женщина знали единого Бога-творца, который их создал, и со времен грехопадения они поклонялись этому Богу, принося ему жертвы. Согласно такой точки зрения, почитание единого Бога (монотеизм) и принесение в жертву животных, как это показано в Библии, являются характерными особенностями религии в ее первоначальной форме.
В подтверждение этой концепции часто приводятся примеры из древнейших памятников литературы Индии, Китая, Египта или Греции, которые свидетельствуют о том, что издавна у людей существовал обычай принесения в жертву вместо себя животных. Это подтверждают и традиции многих народов. Вполне естественно, что следует самым серьезным образом относитьсяк свидетельствам о древнейшей религии человечества, содержащимся в таком ценном историческом источнике, каковым является Библия.
Тем не менее существует и другая точка зрения, отрицающая все. О чем было сказано выше. Согласно ей, люди произошли от обезьяноподобного предка в результате длительного процесса эволюции. Эту точку зрения разделяют многие ученые со времен возникновения теории Ч. Дарвина. Поскольку теория эволюции считалась доказанной, казалосьвесьма привлекательным вывести из нее эволюцию религии.
Сторонники теории Дарвина считают, что понадобилось очень много времени, чтобы перейти от стадии нечленораздельного обезьяньего лепета и страха перед мраком неизвестности к «аниматической» стадии, для которой была характерна вера в смутную, могучую и непостижимую силу. Далее аниматическая стадия сменяется «анимической», которая представляет собой религию племен, которая базируется на чувстве страха перед духами. Затем наступает стадия политеизма (многобожия), которая нашла свое отражение в мифологии древних греков, в том числе и в поэмах «Илиада» и «Одиссея», приписываемых великому поэту Гомеру. Наконец, в Израиле возникла монотеистическая религия, основанная на почитании Яхве – одного из племенных богов древних евреев.
Однако не все исследователи соглашаются с точкой зрения, что религия эволюционировала из аниматической стадии. Некоторые антропологи считают, что монотеистические системы сложились еще в глубокой древности, гораздо раньше, чем возникли анимистические представления.
Как и в других науках, в религиоведении существует несколько способов классификации, в основу которых положены различные критерии. Например, с точки зрения хронологии различают доисторические и исторические религии. Поскольку большинство религии известны нам благодаря письменным источникам, доисторическими считают религии того времени, когда не существовало никаких письменных свидетельств. Доисторическая эпоха религии началась, по-видимому, около 2 миллионов лет назад и закончилась приблизительно за 3 тыс. лет до н. э., когда возникла письменность в цивилизациях Ближнего Востока, Китая и Центральной Америки. Более поздние религии считаются историческими.
Основные различия между доисторическими и историческими религиями заключаются в том, что первые возникают в тех обществах, где главными занятиями являются охота, рыболовство и собирательство, в то время как исторические религии представляют собой мировоззрениеразвитых земледельческих цивилизаций, возникших в Месопотамии, Египте и Китае. Говоря иначе, доисторические религии были уместны в мелкомасштабных племенных обществах, в которых семья или родственные группы значилибольше, чем любая другая общественная организация.
2.Первобытные люди и понятие племенной религии
Современная наука не имеет возможности полностью изучить религию первобытных людей, на данный вопрос вряд ли когда – либо будет исчерпывающий ответ. Но, пожалуй, наиболее часто встречается классификация которая выделяет такие формы религии как: племенные, национальные и мировые. Само использование термина «племенные религии» встречает определенные проблемы, так как слово «племенной» в некоторых частях света считается неприличным. В связи с этим некоторые ученые пользуются термином «первобытные». Такие религии не имеют миссионерской направленности, характерной для мировых религий. Это религии одного племени или народности, которым известно, что другие народы поклоняются собственным богам и имеют свои религиозные системы. Как правило, племенные верования имеют такие же основные черты, что и все остальные религии.