Все это соответствует событиям, описанным в Книге Иисуса Навина: «И предали заклятию все, что в городе… А город и все, что в нем, сожгли огнем» (Иис.Нав.6:20,23). Иисус Навин приказал своему народу не брать ничего из запасов города, а предать все заклятию, хотя с давних времен было принято собирать все ценное и съестное из покоренного города, тем более, если он подвергался затем уничтожению. Но в подтверждение Ветхому Завету, археологи обнаружили целые амбары и кладовые, заполненные пшеницей, финиками, чечевицей и многими другими припасами, вещами и предметами. Датировка показала, что город был разрушен около 1400 года до Р. Х., и недавние исследования полностью подтвердили эту дату, что соответствует событию Книги Иисуса Навина.
2.6 День солнцестояния
«И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим» (Иис.Нав.10:13) В 10 главе Книги Иисуса Навина описывается битва израильтян с язычниками при Гаваоне. И хотя подобных сражений в истории древнего Израиля было достаточно много, эта битва отличалась от всех остальных, как бывших до нее, так и всех и последующих. «И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Иис.Нав.10:14)
Действительно, подобного дня не было никогда. Ибо в этот день, согласно Книге Иисуса Навина, «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день», то есть в этот день, с человеческой точки зрения, произошла остановка времени почти на сутки.
Исследования по этому вопросу проводили многие ученые, среди которых американский профессор Тоттен. После своих длительных исследований он опубликовал статью с математическими вычислениями, в которых с помощью астрономии доказал, что солнце, земля и луна находились однажды именно в таком положении, как они описаны Иисусом Навином. Также и астроном королевской обсерватории в Гринвиче Мандер подтвердил собственными исследованиями данный факт.
Летописи и сказания различных народов мира, которые имеют отношение ко времени Иисуса Навина, располагают информацией, свидетельствующей о таком удивительном событии: «В Древнем Китае сохранились летописи, говорящие, что был день, равный двум, в правлении императора Ио. Коренные мексиканцы, потомки древней цивилизации, говорили европейцам, что в год «семи кроликов» был двойной день. Египетские жрецы показывали греческому историку Геродоту записи, где говорилось о необычно долгом дне» [14]. Этих нескольких общих подтверждений данного события достаточно, чтобы убедиться в точности и достоверности Библии.
2.7 Свитки Мертвого моря
Достоверность библейских текстов как исторических документов подтвердила сенсационная находка рукописей кумранской общины в 1947 году. Эта находка стала известной как рукописи или свитки Мертвого моря. Случайно обнаруженные арабским бедуином в одной из пещер Вади-Кумрана, свитки имеют большое значение, как для истории, так и для апологетики. До этого открытия самый древний оригинал Писания относился к десятому веку по Р.Х., что и давало повод критикам утверждать, что за тысячу лет, прошедших со времени падения Иудейского царства, текст мог быть изменен. Найденные рукописи опровергают утверждения критиков, поскольку датируются временем написания с 200г до Р.Х. – 68г по Р.Х.
Так, одним из свитков была книга пророка Исаии, написанная 2000 лет тому назад, что является на 1000 лет старше, чем известный еврейский манускрипт Ветхого Завета. «Найденный свиток был из пергамента, размером в 2,5 м длиной, сшитый в тетрадь, размером 25 см на 40 см страница. Написан на древнееврейском языке, приблизительно во втором столетии до Р.Х.. В главном книга пророка Исаии такая же по содержанию, как и в Библии, голос двух тысячной древности, хранимая Божьим провидением, доказывающая правдивость Библии» [9; С. 291]. Этот манускрипт получил звание «величайшей находки нашего времени».
Свитки тщательно хранились в глиняных сосудах. Рукописи настолько древние, что некоторые из них датируются третьим веком до Р.Х., таким образом являясь самыми ранними из открытых до сих пор свидетельств о тексте ветхозаветных книг. Рукописными текстами представлены в свитках все Книги Ветхого Завета, кроме Книги Есфирь. При проведении сравнительного их анализа с современным текстом Библии выяснилось, что они являются полностью тождественными. За тысячу лет ни одна буква в Писании не изменилась. Кроме этого было доказано авторство книг Библии, которые стоят в их заглавиях. Даже многие места и хронология Нового Завета были подтверждены, как, например, датировка послания апостола Павла к Колоссянам и Евангелие от Иоанна.
На данный момент христианство располагает достаточным объемом надежной информации, чтобы с уверенностью заявить о достоверности Библейских данных, записанных в Ветхом Завете
3. Достоверность Нового Завета
В девятнадцатом и в двадцатом веках производилось множество попыток поставить под сомнение достоверность библейских документов. Поток этот не иссякает до сих пор, хотя обвинения в недостоверности не имеют никаких исторических оснований, а многие из них уже давно опровергнуты археологическими исследованиями и открытиями.
Говоря о достоверности Книг Нового Завета, стоит отметить, что главным персонажем тут является особая личность – Иисус Христос. Новый Завет – это основной источник исторических сведений об Иисусе Христе. Именно поэтому он вызывает такие бурные споры. Ветхий Завет много писал о Нем пророчески, здесь же – это главный Герой, о делах Которого воспевает каждая страница, увлекая читателя Его характером, Его чудесами, Его любовью, Его служением, Его жертвой.
Бесспорно, личность Иисуса Христа – самая яркая личность не только всей Библии, но также и вообще всей литературы, как таковой. Даже с точки зрения статистики, Евангелия являются величайшим произведением в истории. Вот, что пишет о Евангелиях Бернард Рамм: «Любая другая книга уступает им по числу читателей, популярности цитат, количеству переводов на другие языки, по тому, сколько она вдохновляла художников, писателей и композиторов. Но величие слов Христа отнюдь не только в этом. Все в точности наоборот: их больше читают, цитируют, повторяют, верят им и переводят на другие языки именно потому, что это – величайшие слова в истории человечества» [5; С. 121]. Величайшие слова в истории человечества, записанные четырьмя различными людьми, оказывают свое влияние на каждого, кто прочитает их.
Книги Нового Завета, в особенности четыре Евангелия, свидетельствуют о самой удивительной Личности, оставившей неизгладимый след в истории. О Личности, воздействующей на судьбы миллионов людей со страниц Книги. Можно только представить, какое впечатление складывалось у людей, которым посчастливилось лично знать Его –Иисуса Христа, Сына Человеческого и Сына Божьего.
3.1 Историчность Иисуса Христа
Сегодня христианство владеет достаточно великим объемом информации, подтверждающей историчность Иисуса Христа. По этой причине с легкостью можно заявить, что существование Христа могут отрицать только люди безграмотные и совершенно не интересующиеся историей. Кроме четырех известнейших книг, написанных Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, об Иисуса Христе сохранилось достаточно рукописей, которые стали известны светской истории.
О Нем писали греческие, римские, еврейские и самарянские историки и литераторы первого и второго веков, юристы, сатирики, не знакомые между собой. Иосиф Флавий, известный историк, живший в первом веке, писал: «В это время выступил Иисус, человек глубокой мудрости, если только можно назвать его человеком. Он творил дивные дела и был Учителем людей, с радостью приемлющих истину, привлекая к себе многих, в том числе и эллинов. Он-то и был Христом. Пилат распял его по доносу наших старейшин» [7; С. 343]. Таким образом, Иосиф Флавий подтверждает основное содержание всех четырех Евангелий «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Матф.4:23). Иосиф Флавий доказывает то, что Иисус творил чудеса, был Учителем, за Которым следовало большое количество людей, и слова, которые Он говорил, были истиной.
Существуют многочисленные упоминания об Иисусе у историков и различных авторов, живших в одно время с Ним: Тацита, Адриана, Фалла, Флегона, Лукиана из Самосата, Мара Бар-Серапиона, Светония, Плиния и прочих. Многие из упоминаний о Христе несут в себе насмешливый тон, некоторые даже враждебный, но это лишь подтверждает то, что Иисус не был обычным человеком.
В Талмуде также есть упоминания о Христе, подтверждающие факт Его распятия в канун Пасхи: «В канун Пасхи Иешуа был распят. Ибо за сорок дней до того, как произошла казнь, глашатай вышел и объявил: «Он добивается, чтобы его побили камнями, потому что он занимается ворожбой и соблазняет Израиль к вероотступничеству. Каждый, кто может что-то сказать в его пользу, пусть выйдет вперед и защитит его». Но поскольку никто не выступил в его защиту, он был распят накануне Пасхи!» [8; С. 1007] В этом отрывке – подтверждение фактов, изображенных в Евангелиях. Здесь и приписанная властями клевета на Иисуса о ворожбе и ереси. Здесь и предательство, когда народ отказался от Того, Кто исцелял и освобождал их, от Того, Кто служил им, и никто не вступился за Него. Здесь и факт распятия Христа непосредственно перед Пасхой. Обо всем этом много раз упоминается в Новом Завете: «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян.2:36).