Смекни!
smekni.com

Достоверность библейских данных в контексте светской истории и археологии (стр. 5 из 6)

Несмотря на то, что в самом Новом Завете объясняется происхождение мифа о том, что тело было украдено, некоторые люди и сегодня все еще находят альтернативные объяснения воскресению Христа. Существует теория о том, что тело Христа украли Его ученики, хорошенько спрятали и обманули всех, заявив, что гробница пуста, а Иисус воскрес. Тогда стоит похвалить этих бравых ребят, которые смогли не устрашиться римских воинов, отвалить двухтонный камень от гроба, вынести тело, при этом не спеша размотав его и аккуратно сложив на место пелены, и главное – нагло и умело обмануть весь мир! Но сделать все это было совершенно невозможно.

Джош Макдауэлл, известный апологет, замечательный писатель и проповедник вкратце описывает, что из себя представлял отряд римской стражи: «Отряд римской стражи представлял собой четырнадцать или шестнадцать человек охраны. Каждый стражник был натренирован охранять около шести футов земли вокруг себя. Шестнадцать человек обычно образовывали квадрат — по четыре с каждой стороны. Они должны были суметь защитить тридцать шесть ярдов земли, выдерживая натиск целого батальона» [4; С. 62]. Нигде не обозначено, что среди учеников Иисуса был бы отряд воинов, хоть бы и небольшой, готовых к схватке с римскими стражниками. Наоборот, мы видим, что последователи Христа покинули Его в момент Его ареста, никто из них не осмелился вступиться за него перед Пилатом, никто не показался из толпы, кричащей «да будет распят!» (Мтф.27:21-23). Страх, уныние, разочарование, чувство вины и осуждения переполняли учеников Христа после Его смерти. Им неоткуда было взять достаточно смелости и отваги, чтобы решиться атаковать наряд воинов у гробницы и похитить тело. Тем более, зная нрав евреев, самое большое, что могли сделать ученики для своего Учителя – это с почетом похоронить Его, что они и сделали. Им не было смысла красть тело Христа. Следовательно, данная теория не имеет весомого подтверждения.

Конечно, лучшим доказательством события является свидетельство очевидцев или современников данного события. У Иосифа Флавия в продолжении отрывка о Христе, приведенного выше, написано следующее: «Пилат приговорил его к распятию и смерти. Но те, кто стали его учениками, не отреклись от его учения. Они сообщили, что он явился им через три дня после распятия и что он был живым. Полагают, что он был Мессией, относительно которого пророки предсказывали чудеса» [7; С. 344]. Здесь достаточно объемно Флавий свидетельствует о смерти Христа, о первых христианах и о чудесном явлении Иисуса Его ученикам. Имеет место заметить тот факт, что сам Иосиф Флавий не являлся последователем христианского учения.

Один из крупнейших в мире знатоков античности академик Вузескул говорил: «Воскресение Христа подтверждено историческими данными с такой несомненностью, как существование Ивана Грозного и Петра Великого. Если отрицать Воскресение Христа, то нужно отрицать, причем с гораздо большим основанием, существование Пилата, Юлия Цезаря, Нерона» [10]. Действительно, о многих исторических личностях мы имеем гораздо меньше информации, доказывающих их существование и какие-либо действия, чем вся та информация о Христе, которой мы располагаем. Ведь никто не сомневается в историчности Пифагора, Сократа, Александра Македонского или, скажем, Рамсеса II, хотя документов о их жизни и деятельности сохранилось гораздо меньше, чем о Христе. Воскресение Иисуса Христа является историческим событием, сверхъестественным историческим событием.

3.3.3 Явление воскресшего Христа

«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Кор.15:3-8) Так свидетельствует Апостол Павел о смерти, погребении, воскресении Иисуса Христа и Его явлении после этого множеству свидетелей. Ссылаясь на такое значительное количество очевидцев, Павел утверждал основание христианского учения о воскресении Господа Иисуса Христа. Поскольку Павел был блистательным апологетом, он не бросался словами на ветер. Если бы его заявление было ложным, его можно было бы легко опровергнуть, просто побеседовав с теми из пятисот братьев, «из которых большая часть» была на то время «доныне в живых».

Апостолы и ученики Иисуса просто не могли себе позволить быть неточными в пересказе событий о воскресении Христа и Его явлении, не говоря уже о сознательном искажении фактов. Они рисковали быть тут же разоблаченными людьми, только того и ожидавшими. Напротив, сила первых проповедей заключалась как раз в той уверенности, с какой Апостолы опирались на информированность слушателей: они говорили не только «мы были свидетелями», но и «как вы сами знаете» (Деян.2:22). Не было найдено ни одного опровержения утверждений Апостолов и учеников Христа о явлении им Иисуса.

Историки, апологеты, критики сходятся во мнении, что ни одно событие в истории не документировано настолько полно и многообразно, как смерть и воскресение Иисуса Христа. На основании всей совокупности свидетельств можно с полной уверенностью заявить, что Новый Завет описывает события, основанные не на каких-то мифах и легендах, а на прочных исторических фактах.

Археология также подтверждает истинность Нового Завета как исторического документа.

3.4 Лука

Множество ученых скептиков и археологов беспрестанно обвиняют в небрежности и фактической неточности Луку, автора одного из Евангелий и Книги Деяний святых Апостолов. Но археология несколько раз подтверждала то, о чем он писал.

В Книге Деяний святых Апостолов описывается, как Павел, находясь в Афинах, проповедовал Благую Весть, ссылаясь на жертвенник, который он увидел среди всех идолов: «проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:23).

Это сообщение об алтаре, посвященном неведомому Богу, на протяжении длительного времени не находило объяснения даже в теологических кругах, не говоря уже об атеистах, высмеивающих столь нелепое с их точки зрения сообщение Писания. «Наличие алтарей Зевса, Афродиты или пусть даже Исиды, Митры было вполне понятным и объяснимым, но чтобы существовал алтарь Неведомого Бога – это выглядело странным и невозможным. Но вот в 1908-1909 гг. немецкая археологическая экспедиция под руководством В. Дерпфельда нашла алтарь, на котором была вырезана надпись: <Неведомому Богу Капитон приносит дары>» [3; С. 225]. Алтарь Неведомому Богу найден в Пергаме, и это открытие доказывает, что автор Деяний, Лука, не выдумал культ Неведомого Бога.

Евангелист Лука зарекомендовал себя как историк, точный даже в мелких деталях. Ни один другой автор не датирует своего труда так, как это делает Лука в своем Евангелии (Лк.1:5; 2:1 и 3:1,2). Если сравнивать писания Луки с трудами его современников, то можно увидеть значительную точность передачи, трезвость и проницательность. Уильям Рамзей посвятил двадцать лет на исследования в том регионе, о котором пишет Лука. Согласно его заключению, Лука при упоминании тридцати двух земель, сорока четырех городов и девяти островов не сделал ни единой ошибки! Такой точности могли бы только позавидовать историки любого периода. Вот, что пишет Рамзей о Луке: «Слова Луки можно подвергать испытанию в большей степени, чем слова любых других историков; они выдерживают самое серьезное испытание и суровейшее обращение, конечно при условии, что критик знает свой предмет и не переступает границ науки и справедливости» [11; С. 189].

Ф. Ф. Брюс в своей книге «Новозаветные документы: достоверны ли они?» отмечает: «Мы можем с полным правом сказать, что археология подтвердила Новый Завет. Все те места из Евангелия от Луки, которые прежде считались неверными, теперь, благодаря косвенным (внешним) доказательствам, признаны достоверными» [6; С. 101].

Мысль о том, что археология опровергает факты, указанные в Библии, не только устаревшая, помимо всего прочего, это очередной миф. Открытие за открытием подтверждают точность бесчисленного количества фактов, сообщаемых нам Библией, и дают все больше оснований считать Библию ценным историческим источником.


Заключение

Апологетика была призвана показать, что христианская вера имеет под собой твердые основания. Всяческие попытки критиков доказать ненадежность или недостаточную историчность Библии смело можно отбросить в сторону, благодаря документам истории и археологическим открытиям. Библия – уникальная Книга, которую невозможно сравнить ни с одним литературным произведением, когда-либо написанным, ни с одним документом истории.

Библия — вершина литературного творчества. Существует огромное количество книг, написанных замечательными авторами. Некоторые книги пишут на протяжении всей жизни. Чтобы написать Библию, потребовалось приблизительно шестнадцать веков. Некоторые книги — это совместный труд группы ученых. Библия — это плод работы более сорока авторов из разных сословий и профессий — ее писали цари, придворные, философы, рыбаки, поэты, государственные деятели и ученые. Ее писали в пустыне и в подземелье, во дворце и в изгнании, в момент войны и в мирное время. Тем не менее, эта на удивление разнообразная Книга поразительным образом не распадается на отдельные части. Ее секрет в авторстве. Библия написана людьми по сверхъестественному вдохновению Божьему.