«Именно его-то, тайного католика, Никон приобщает к исправлению православного чина. Вместе с ним Никон привлёк ещё ряд греков и украинцев, также замеченных в связях с латинством. Более того, за основу брались не древние греческие книги, а новые, выпущенные, к тому же, в латинских землях, в иезуитских типографиях Венеции и Парижа»(2).
Старые же греческие книги, привезенные Арсением Сухановым и по которым должна была бы идти сверка правильности и неправильности русских богослужебных книг, вообще не использовались. Что и не мудрено, ибо как было показано в 19 веке вновь самими сторонниками государственной церкви и, в частности, профессором Московской Духовной Академии С. Белокуровым, они как раз не отличались от тех, что были на Руси до Никона, но разнились с теми, что были напечатаны в иезуитских типографиях. Исправления богослужебных книг именно по древним рукописям при Никоне вообще не было!(3)
«Горячо и неумело Никон правил и богослужебные книги. В действительности правка велась не по «старинным греческим и славянским книгам», как торжественно утверждалось в первом правленом «Служебнике», а по современным греческим. Самый образованный старообрядец дьякон Фёдор (Иванов) «соузник» Аввакума, в челобитной Алексею Михайловичу: «А нынешние книги, что посылал покупать Никон патриарх в Грецию, с которых ныне здесь переводят, там печатают эти книги под властью богоотступного папы в трёх городах: В Риме, Париже и Венеции, греческим языком, но не по древнему благочестию»(1).
Но иезуиты, подчинившие себе многие православные церкви, теперь активно работали на раскол русского православия, где их союзником, безусловно, против собственной воли, оказался Никон, не увидевший руки Рима и не представляющий себе всех губительных сторон своей реформы. Когда же она была обнародована, то ввергла в настоящий шок и духовенство, и простой люд. По своему значению и последствиям это явление далеко выходит за границы одной только церковной истории. По посчётам историков от 1/4 до 1/3 русских людей 17 века ушло в раскол. Разделилась не только церковь, но, в известном смысле, и сам народ»(2). Ещё больший шок у людей произошёл, когда все эти нововведения Никона были одобрены собором русской церкви с участием восточных патриархов и царём. Распоряжения Никона показывали русскому православному обществу, что оно доселе не умело ни молиться, ни писать икон, и что духовенство не умело совершать богослужений как следует.
4.1 Двуперстие
Предав анафеме двуперстие и другие обряды, признанные Стогловым собором 1551 года, торжественно объявили, что «отцы этого собора мудрствовали невежеством своим безрассудно». Таким образом, русская иерархия 17 века предала полному осуждению русскую церковную старину. Все новшества Никона не имели ничего общего с древним православием, как это показано на сегодняшний день во всех академических работах, включая работы, что особенно ценно, и самих православных ученых. «До сих пор все молились, крестясь при этом двумя перстами. Так знаменовались (крестились) великие русские святители Сергий Радонежский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий… Кроме того, вопрос о сложении перстов был однозначно решён Стогловым собором, который за сто лет до Никона определил: «Ибо кто не знаменуется двумя перстами яко же и Христос, да есть проклятие». «Исследования показывают, что именно двуперстие было характерным для православной Византии к моменту крещения Руси. Затем греки стали креститься тремя перстами, а в России остались верны греческой старине. Другой профессор, преподаватель духовной академии Н.Ф. Каптерев пишет: «Научно-историческими исследованиями твёрдо установлено, что старый русский обряд есть действительно старый греческий православный обряд, по сравнению с тем новым греческим обрядом, который был утверждён собором в 1667 году. Достаточно взглянуть на знаменитые иконы или их репродукции, чтобы убедиться, что именно двуперстие было древнейшим способом благословения, от которого как раз и отказался Никон.
- икона Вседержителя в церкви Евстафия Плакиды близ Ивера, 17в.;
- Чудотворный образ Божьей Матери «Шуйской-Смоленской» в Шуе 17 в.;
- образ Богоматери в г.Владимире-Волынском 16 века;
- изображение преподобного Сергия Радонежского с оклада Евангелия, 1392 года;
- «Петровская» икона Божьей матери 14в. В ризнице св. Троице-Сергиевой лавры;
- икону Спаса 12 века в Охриде;
- мозаичная икона Христа 11 века в храме св. Марка, Венеция;
- икона Божьей матери Корсунской 10 века;
- икона Смоленской Божьей матери;
- бронзовая статуя апостола Петра в Риме 3 века;
- фрески катакомб Гермеса, Маркелины и Петра 3 века;
- изображения на большом Латеранском саркофаге 4 века; Миланском диптихе 4 века;
- Фрески сошествия Святого Духа в знаменитом храме св. Софии также показывают, что православие с древнейших времён на протяжении столетий знало только двуперстие. Кстати, была изменена и форма креста, венчающего соборы и имевшего форму восьмиконечного. Здесь специально так подробно приведён список этих произведений искусства, чтобы желающий мог воочию увидеть искажения православия вследствие никоновской реформы.
4.2 Обряд причастия
Реформа Никона превратила церковь в государственный институт по идеологическому управлению воли человека, к чему способствует и антибиблейское учение об исповеди перед священником. Помимо полуобожествления царской власти реформа закрепила право церкви использовать казни, пытки, другие зверства для борьбы с инакомыслием. Ужаснее всего было то, что она пыталась построить её якобы на советах Библии и совете самого Христа! Сам Кроткий Господь, пострадавший на кресте представляется палачом. Всё это безумие предрёк Сам Спаситель: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоанна,16:2). Такое догматическое верование о Христе как о палаче и благодати Божьей как о новозаветном средстве беспощадно мучить и убивать людей привело, вполне естественно, к превращению и таинств церковных в орудие полицейского сыска, пыток, казни и душеосквернения.
В апреле 1722 последовало высочайшее повеление, где требовалось, чтобы священники доносили о тайнах исповеди. Так священники стали сыщиками и доносчиками, а исповедь средством сыска. По требованию синодского регламента священник, выпытавший у кающегося его грехи, за которые он должен быть арестован и сам должен ехать с ним в «Тайную канцелярию» или в Петровское ГПУ. Чтобы избавиться от такого ужасного причастия, люди выдумывали на себя самые большие грехи, за которые церковь отлучает от причащения на десятки лет. Но это не помогало, ибо приказано было таковых причащать. Старообрядцев сотнями ловили, загоняли в крепости и тюрьмы, связывали и насильно причащали. Было изобретено особое орудие открывать рот таким причастникам. Таким образом, современная государственная церковь не может именоваться религией отцов. Если этих отцов пытали за верность древнему православию.
4.3 Крещение
Третье нововведение Никона в корне противоречащее Библии состояло в узаконивании так называемого обливательного крещения, т.е. крещения ни путём полного водного погружения, а путём обливания человека.
Эти почти все новведения соответствовали учению папства: будь то о непогрешимости церковной власти, полуобожествления правителя, обливательного крещения, права церкви использовать пытки и казни, форма креста и некоторые элементы богослужения. Примечательно то, что когда Никон выполнил «свою» задачу по расколу церкви, то паписты были первыми, кто участвовал в суде над ним.
Итак, утверждение современного православия о том, что оно исповедует религию отцов (тясячелетнее православие) не соответствует исторической действительности. Религией отцов мы можем назвать только ту, которая соответствует Слову, Учению и Закону нашего Небесного Отца.
Дополнение
Преподобный Серафим Саровский |
Ікона волинської богоматері Икона Смоленской Богоматери
Список использованной литературы
1.Опарин А.А. Белые одежды. Археологическое исследование книги Захарии: Монография. - Х.: Факт, 2006.-192с.
2.Татищев В. История Российская. В 3 т. М.: АСТ, 2003.
3.Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Х., 1916.
4.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Рус. слово,1997.
5.Ключевский В.О. Собрание сочинений. В9т. М.: Мысль, 1988.
6.Зазыкин М.В. Патриарх Никон и его государственные и канонические идеи. Варшава, 1934.