Смекни!
smekni.com

Атеизм К. Лыщинского (стр. 4 из 4)

После чтения приговора перед королевским троном выступили познанский и лифляндский епископы с просьбой, чтобы несколько смягчить суровость приговора. Сам обвиняемый тоже начал говорить, пал на колени и проливал слезы, упрашивая, чтобы его не заставили умирать такой продолжительной и мучительной смертью, но от удара меча; это хорошо послужит делу его спасения, так как он опасается больших искушений, которые в таких случаях обыкновенно испытывает человек.

Это склонило королевское величество оказать ему милость, чтобы он был казнен путем отсечения головы.

30 марта был исполнен приговор следующим образом: на помосте, построенном на площади, Лыщинский сжег свою рукопись, держа ее на палке. Затем ему снесли голову и сразу после этого вывезли за город и труп сожгли дотла.

Во время казни он показал себя очень благоговейным и вполне подготовленным к смерти. Пепел был помещен в снаряд и выстрелен в тартарию.

Надгробная надпись (лат.), которую Лыщинский сам составил при жизни и о которой упоминается в вышеприведенных актах: «О путник! Не пройди мимо этих камней. Ты на них не споткнешься, если не споткнешься на истине. Узнаешь истину у камней: ибо даже те люди, которые знают, что это правда, учат, что это ложь. Учение мудрецов — сознательный обман» [3].

Сообщения о Лыщинском из Парижской «Газет» 1689 года.

О происходившем в Варшаве процессе над польским атеистом жители Парижа узнали из своей газеты в марте 1689 г., т. е. при жизни Лыщинского. Сообщения о процессе печатались в парижском еженедельнике «Газетт».

Во времена Людовика XIV Франция очень интересовалась Польшей. Доказательством живого интереса польскими делами можно считать наряду с прочими и то, что сообщения под заголовком «из Варшавы» печатались почти всегда на первом месте, перед сообщениями из других городов Европы.

В 1689 г. были опубликованы 5 сообщений о процессе Лыщинского в следующих номерах: в № 11 от 19 марта 1689 г.— сообщение от 4 февраля (с. 121), в № 12 от 26 марта 1689 г.— сообщение от 25 февраля (с. 139), в № 13 от 2 апреля 1689 г. сообщение от 4 марта (с. 325—326), в № 14 от 9 апреля 1689 г. сообщение от 11 марта (с. 157) и в № 17 от 30 апреля 1689 г. сообщение от 1 апреля 1689 г. (с. 193—194).

Из приведенных данных видно, что с момента сообщения из Варшавы до его появления в парижском еженедельнике проходил месяц. Имя Лыщинского не было упомянуто ни разу. Сообщения, которые публиковались в «Газетт», были очень короткими, но, несмотря на это, в них содержится по крайней мере пять таких подробностей, которых нет в известных рукописных и печатных отчетах о деле Лыщинского.

В сообщении из Варшавы от 4 февраля 1689 г.:

«Заключен в тюрьму шляхтич, обвиненный в атеизме, и допрошен в сейме. Он признался, что написал несколько сочинений, что у него были сторонники». № 11 от 19 марта 1689 г., с. 121.

В сообщении от 25 февраля:

«Сессия сейма началась сегодня рано утром для суда над шляхтичем, обвиненным в атеизме. Ему дано время на подготовку к защите”. № 12 от 26 марта, с. 133.

Сообщение от 4 марта:

«26 прошедшего месяца (февраля) продолжался процесс шляхтича, обвиняемого в атеизме. В свою защиту он не смог привести ничего иного, как только то, что намеревался опровергнуть все те положения, которые написаны, и что этот план был бы обнаружен в его бумагах, если бы тот, кто его обвинил, не присвоил бы и не уничтожил их. Потребовали, чтобы доносчик вместе с семью свидетелями присягнул в том, что он не утаил никакой рукописи. Этот способ принесения присяги является в той стране чем-то позорным и бесчестит семью (близких). Преступника приговорили к смерти путем отсечения головы, но сначала будут сожжены его сочинения, которые он будет держать в правой руке, а затем отрубят руку. Обвинитель был приговорен к штрафу за заключение шляхтича в тюрьму до приговора суда, поскольку такая практика противоречит закону. «Газетт» № 13 от 2 апреля, с. 325—326.

Сообщение от 11 марта:

«Вчера шляхтич, в отношении которого было доказано, что он атеист, публично с кафедры костела Св. Яна в присутствии короля, королевы и многочисленной свиты отказался от своих заблуждений. Он просил, чтобы его не сжигали на костре, поскольку боится, что боль может ввести его в искушение. Ему вручили его сочинение (речь, очевидно, идет о тексте отречения), чтобы он зачитал его вслух, но он не мог продолжить и его зачитал какойто ксендз». «Газетт» № 14 от 9 апреля, с. 157.

И последнее сообщение от 1 апреля:

«28 прошедшего месяца, шляхтич, который был признан атеистом, был доставлен в сенат, где ему был зачитан приговор, в соответствии с которым он должен собственноручно сжечь свои сочинения, после чего он сам.должен быть сожжен живым. Он признал, что не может жаловаться на суровость своих судий, ибо заслужил более суровое наказание. Однако, несмотря на это, он просит короля и сенат смягчить наказание, дабы не вводить его в искушение. Ему была оказана [милость], что после сожжения своих сочинений будет отсечена голова прежде, чем сожжено тело. Приговор должен был быть приведен в исполнение 29 марта, однако из-за внезапно разразившейся бури, которая могла вызвать пожар в городе — где дома в большей части деревянные — исполнение его пришлось отложить на следующий день. Его ввели на эшафот, он сжег свои сочинения, затем отсекли ему голову, а тело бросили в костер». «Газетт» № 17 от 30 апреля, с. 193— 194.

Можно выделить те сообщения, которые неизвестны из других источников. Так, парижская «Газетт» сообщает, что:

1. Лыщинский признался в том, что у него были сторонники.

2. Доносчик, принося присягу, в результате которой Лыщинского приговорили в смерти, покрыл свою семью позором.

3. Тот, кто заключил Лыщинского в тюрьму, был приговорен к уплате штрафа за нарушение закона.

4. Лыщинский не дочитал до конца своего Отречения; текст отречения от своих атеистических взглядов прочитал за него какой-то ксендз.

5. Казнь была проведена с опозданием на один день из-за бури, которая могла вызвать пожар.

К сведениям этим нужно относиться критически [3].

казимир лыщинский атеист


Заключение

В историю Беларуси К.Лыщинский вошел не только как мыслитель, педагог и общественный деятель, но и как высокоморальный и достойный человек, на защиту которого становились современники, пытавшиеся противостоять церковному диктату.

Оборвав жизнь Казимира Лыщинского, палачи не смогли уничтожить его идеи. Мысли и высказывания великого просветителя о необходимости уничтожения феодального строя и всякого угнетения, о создании общества, основанного на свободе и равноправии, будили умы пытливых, звали их к революционному преобразованию общества [2]

Память о К. Лыщинском.

- 20 апреля 1989 года в год 300-летия казни в Брестском районе Брестской области в деревне Малые Щитники рядом с бывшей униатской церковью был установлен мемориальный камень в память о Лыщинском. На камне высечен текст эпитафии Казимира Лыщинского.

- Фигура Казимира Лыщинского, суд над ним и его казнь описывается в романе Тадеуша Мичинского «Нетота. Тайная книга Татр» (польск. Nietota. Księga tajemna Tatr).

- Фигура Казимира Лыщинского является одной из ключевых в некоторых произведениях белорусского историка и писателя Владимира Орлова.

- 4 марта 2009 года к 375-летию со дня рождения Казимира Лыщинского Министерство связи и информатизации Республики Беларусь ввело в почтовое обращение художественный конверт с оригинальной маркой «375 лет со дня рождения Казимира Лыщинского» [9].


Библиографический список:

1. Демидов А.Б. Философская и общественная мысль Беларуси // Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич — Мн.: РИВШ, 2006.

2. Новиков, М.П. Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986.

3. Пренская, Ю.И. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии: Избранные произведения XVI – нач. XIX в. / Пер. с польского – Ю.И.Пренская.-Мн., 1962.

4. Старостенко, В.В. Религиоведение: учеб.пособие/ В.В. Старостенко. – Могилёв: МГУ им. А.А.Кулешова, 2005. – 300с: ил.

5. БРЕСТЧИНА//Спіс знакамітых асоб Брэстчыны [Электронный ресурс]. – 2011. - Режим доступа: http://www.brestobl.com.- Дата доступа: 13.03.2011.

6. Казимир Лыщинский - белорусский философ-атеист//Атеистический сайт Беларуси [Электронный ресурс]. – 2011. - Режим доступа: http://a-theism.com.- Дата доступа: 13.03.2011.

7. Казнь философа-вольнодумца Казимира Лыщинского //ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ [Электронный ресурс]. – 2011. - Режим доступа: http://library.by. - Дата доступа: 13.03.2011.

8. Лыщинский Казимир // Электронная Энцыкляпэдыя [Электронный ресурс]. – 2011. - Режим доступа: http://www.slounik.org. - Дата доступа: 13.03.2011.

9. Лыщинский Казимир // Свободная энциклопедия – Википедия [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: htpp://wikipedia.org. - Дата доступа: 13.03.2011.

10. Экскурсии по Беларуси. Достопримечательности. Интересные места // НА РОДИНЕ АТЕИСТА ЛЫЩИНСКОГО [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://belpolesye.ru. – Дата доступа: 13.03.2011.