- “Таблицы для складов печати церковной, гражданской и рукописной, служащие к совокупному наставлению”;
- “Таблицы азбучныя ручныя печати церковной и гражданской”;
- “Российский букварь”;
- “Правила для учащихся”;
- “Руководство по чистописанию”;
- “Катехизис сокращенный без вопросов, ученический”;
- “Катехизис сокращенный с вопросами, учительский”;
- “Арифметика” в 2-х частях;
- “Книга о должностях человека и гражданина без вопросов, ученическая”;
- “Книга о должностях человека и гражданина с вопросами, учительская”;
- прописи;
- “Руководство учителям 1-го и 2-го классов”;
- “Пространный катехизис”;
- “Изъяснения воскресных и праздничных евангелий”;
- “Священная история”;
- “Физика”;
- “Механика”.
Каждое из этих пособий следовало прислать по три экземпляра на учебное заведение.[263] Последовавшие в 1786 г. императорский указ и синодальное распоряжение регламентировали порядок присылки семинаристов в петербургское главное народное училище. Их должно было быть 40 человек из близлежащих епархий (в том числе 3 из Псковской епархии). На перенимание опыта им отводилось 3 месяца, очевидно, с тем расчетом, чтобы в сентябре они могли приступить к занятиям в своих семинариях.[264] Логическим завершением этого начинания стал проект митрополита Гавриила (Петрова), согласно которому, Петербургская семинария преобразовывалась в 1788 г. по образцу недавно открытой учительской семинарии в Александро-Невскую главную семинарию, призванную готовить педагогические кадры для остальных духовных семинарий. Епархиальные архиереи должны были ежегодно присылать на обучение в главную семинарию 1-2 семинаристов.[265]
Несмотря на увеличение расходов связанных с содержанием семинарии практически не изменились качественные и количественные характеристики их преподавательского состава. В 1789 г. преподавательский состав Псковской семинарии, помимо ректора и префекта, насчитывал всего четыре человека (табл.11).
Таблица 11 Преподаватели Псковской духовной семинарии в 1789 г.
Преподаватель | Класс, преподаваемые предметы | Образование | Годы | |
Возраст | Общий стаж преподавания | |||
Николай Плюшевский | Риторика, поэзия, немецкий язык, история. | Псковская семинария, Троицкая семинария | 25 | 4 |
МихаилМеншиков | Высший грамматический класс, география | Псковская семинария | 26 | 5 |
Варфоломей Белявский | Низший грамматический класс, арифметика | Псковская семинария, Петербургская учительская семинария | 28 | 6 |
ФедорБыстрицкий | Информатория, сиротская школа | Псковская семинария | 24 | 4 |
Источник: РГИА. Ф.796. Оп.71. Ед.хр.417. Л. 468об-470.
По традиции преподавателем богословия был ректор семинарии, преподавателем в классе философии – префект.[266] В 1793 г. к прежнему числу учителей был добавлен преподаватель философии, не являющийся префектом (табл.12).
Таблица 12Преподаватели Псковской духовной семинарии в 1793 г.
Преподаватель | Класс, предметы | Образование | Годы | |
Возраст | Общий стаж преподавания | |||
Стефан Попов | Философия, немецкий язык | Псковская семинария, Александро-Невская семинария | 25 | 3 |
ГригорийПерстинский | Риторика, поэзия, | Псковская семинария, Александро-Невская семинария | 24 | 2 |
ФедорБыстрицкий | Высший грамматический класс, география и история | Псковская семинария | 27 | 8 |
Ефим Колобов | Низший грамматический класс и арифметика | Псковская семинария | 25 | 3 |
Борис Лавров | Информатория, сиротская школа | Псковская семинария | 22 | 1 |
Соответственно, в число учителей семинарии входил 5 бельцов и 1 представитель черного духовенства (преподаватель богословия). Обращает на себя внимание тот факт, что все преподаватели – бельцы молоды и неженаты. Все они приступили к преподавательской работе сразу по окончанию собственного обучения. Обучение будущих преподавателей в лучших учебных заведениях страны носило явно целевой характер. Прохождение подготовки в этих учебных заведениях, позволяло бельцам занимать преподавательские должности, требующие достаточно высокого уровня подготовки сразу по окончанию учебы. Интересно, что единственный из преподавателей, окончивших Петербургскую учительскую семинарию – Варфоломей Белявский, прежде чем начать преподавать в Псковской семинарии, 4 года был второклассным народным учителем в Санкт-Петербурге и Кронштате.[267] Преподавательский состав постоянно обновлялся. К 1797 г. из семинарии ушли Григорий Перстинский и Федор Быстрицкий.[268] Остальные учителя переходили вместе с семинаристами в новый класс и преподавали им новые предметы. Отсутствие специализации в преподавании весьма сложных предметов и непродолжительность срока работы в семинарии не давали возможности создать в епархии коллектив учителей-профессионалов, способных постоянно совершенствовать методику преподавания и собственные знания в рамках преподаваемой дисциплины. Отток преподавательских кадров из семинарии был связан, прежде всего, с уровнем материального обеспечения учителей, причем в Псковской семинарии он был одним из самых высоких по стране. Учитель информатории получал в 1785-1799 гг. годового жалования 50 руб., низшего грамматического класса - 80 руб., высшего грамматического - 100 руб., риторики - 120 руб.[269] П.В. Знаменский полагал, что семинарским учителям выгоднее было принять приход или уйти в монастырь.[270] Распространенная в епархии практика в целом подтверждает данный вывод: бывшие семинарские учителя занимали священнические места в самых престижных церквях Пскова. Таким образом, приходящие в семинарию учителя изначально рассматривали преподавательскую деятельность как временное занятие, позволяющее быстро достигнуть более высокого положения в епархии.
Руководство семинарией, по-прежнему, осуществляли представители черного духовенства. Во второй половине XVIII в. должность ректора замещали:
- Архимандрит Святогорского монастыря Дорофей. В 1768 г. был переведен в Новгородскую семинарию.
- Игумен Спасо-Мирожского монастыря Стефан (до 1774 г.).
- Игумен Спасо-Мирожского, а впоследствии архимандрит Псково-Печерского монастыря Варлаам. 1774-1792 гг.
- Архимандрит Псково-Печерского монастыря Петр. 1792-1799 гг.
- Архимандрит Псково-Печерского монастыря Венедикт. С 1799 г.[271]
Об уровне образованности и профессиональной подготовки преподавателей богословия в духовных семинариях в конце века можно судить на примере архимандрита Венедикта. Он кончил полный курс семинарского образования, изучив, сверх того греческий и еврейский языки. Ранее он преподавал в Новоторжской гимназии, Тверской и Псковской семинариях в классах поэзии, риторики и философии. К моменту вступления в должность ректора, его педагогический стаж составлял 17 лет.[272]