Для нужд учебных заведений издается ряд справочных пособий по истории Православной церкви. Это, прежде всего, труды, задачей которых было систематизировать законодательство, регулирующее различные сферы жизни православного духовенства и дать толкование содержащимся в нем нормам права.[5] В работе И.Л. Чижевского, например, наряду с документами, касающимися всех православных обителей, приводятся выдержки из указов и инструкций, адресованных Синодом конкретным монастырям, что дает современному исследователю возможность изучать особенности применения норм права в разных частях Российской Империи.[6]
Написанию первых обобщающих работ по истории церкви предшествовали попытки создать общероссийские справочные пособия по истории монастырей и епархиального управления. В начале XIX в. издается "Словарь географический Российского Государства" Афанасия Щекатова, содержавший некоторые сведения по истории Псковской епархии в предыдущем столетии.[7] Первой попыткой создать специальное исследование по истории епархий можно считать труд иеромонаха, а впоследствии епископа, Амвросия (Орнатского) "История Российской иерархии" в 6 частях. Первое издание вышло в Москве в 1807 – 1815 гг. Епископ Амвросий дал в своей работе описание не только действующих в его время монастырей, но и привел сведения по истории упраздненных обителей. Наиболее полное описание составитель дал Псково-Печерскому монастырю и Никандровой пустыни.[8] Более полная, основанная на изучении источников, работа П. М. Строева вышла лишь полвека спустя, в 1877 г.[9] Несмотря на то, что составитель добросовестно обработал большой объем архивных источников, в его списках по епархиям имеются значительные пробелы.
В течение всего дореволюционного периода изучения истории Православной церкви неоднократно предпринимались попытки систематизировать имеющиеся сведения о монастырях.[10] Наиболее удачной среди них оказалась двухтомная работа В.В. Зверинского "Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи", вышедшая в Санкт-Петербурге в 1890-1892 гг. Автор привел в своем исследовании краткую историю каждого монастыря, привязал его месторасположение к имевшимся на конец XIX в. населенным пунктам, а также указал состояние вотчинных владений накануне секуляризации.[11] К числу справочных работ можно отнести и труд И.М. Покровского "Русские епархии в XVI – XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования". Второй том, посвященный XVIII в., вышел в Казани в 1913 г. Он содержит весьма полные сведения по изменениям границ епархий, численности в них приходских храмов и монастырей, полученные при изучении дел, содержавшихся в архиве Святейшего Синода.[12] Сведения о земельных владениях обителей содержаться в работе М.И. Горчакова.[13]
Среди справочных пособий, созданных в дореволюционный период, можно отдельно отметить работы, собравшие сведения о церковных деятелях, оставивших после себя изданные поучения, проповеди и другие подобные произведения.[14]
Дореволюционный период изучения истории духовного сословия во второй половине XVIII в. богат монографическими исследованиями и научными статьями в периодических изданиях. Ряд исследователей пытались изучить различные аспекты положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I, дать свою оценку эффективности действий правительства в деле его улучшения. Большая часть работ ограничивалась каким-либо одним проблемным вопросом истории духовного сословия, но было и несколько исследований, ставивших перед собой задачу всестороннего изучения проблемы.
Подобные труды стали появляться с 80-х гг. XIX в., и первым среди них было исследование И. Знаменского "Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I". Работа строилась главным образом на анализе указов правительства в отношении церкви. Автор пришел к выводу о существовании таких проблем сословия, как недостатки в структуре образования, болезненности для духовенства разборов, неудовлетворенность материальных нужд служителей церкви. По мнению И. Знаменского, в решении очевидных для всех проблем правительство ограничивалось полумерами, но, тем не менее, создало некоторые предпосылки для "нравственного развития духовенства и возвышения духовного сословия" уже в XIX в. Сравнивая духовенство XVIII и XIX вв., автор отметил превосходство своих современников в "нравственном и умственном отношении". И. Знаменский также сделал очень важный для понимания особенности положения духовного сословия, вывод о разобщенности духовного сословия с другими слоями населения, отсутствии со стороны паствы понимания "нравственного значения служения духовенства".[15] К подобному же выводу пришел, анализируя мемуары современников, С.И. Трегубов, отметивший зависимость духовенства от прихожан, вынужденное заискивание его представителей перед прихожанами.[16]
Еще более критично оценивал политику светских властей в отношении духовного сословия А.А. Папков в своей работе «Упадок православного прихода (XVIII – XIX вв.). Историческая справка». С его точки зрения попытка государства поставить духовенство к себе на службу и придать его деятельности политический оттенок привела к падению авторитета священнослужителя среди его паствы.[17] Изучив законодательные акты, касающиеся материального обеспечения белого духовенства, А.А. Папков пришел к выводу об "униженном и тяжелом" положении приходского духовенства, которое успело привыкнуть к создавшемуся положению, погрязло в пороках и не пыталось изменить свое состояние к лучшему, путем "образования и саморазвития".[18]
Большие возможности в деле изучения истории духовного сословия давала работа комиссии при Синоде, созданная в 1835 г. для разбора хранящихся в его архиве дел. Изучив разобранные комиссией архивные документы, Н. И. Григорович дал свою оценку материального положения белого духовенства во второй половине XVIII в. В частности, он пришел к выводу, что большая часть приходского духовенства, являясь мелкими землевладельцами, лично обрабатывало землю, отвлекаясь от выполнения своих "прямых духовных обязанностей". И только незначительная часть служителей церкви, распоряжаясь значительными земельными угодьями, отдавала землю в оброк или обрабатывала ее руками наемников.[19]Фактически оценка материального положения духовенства повторяет сделанные ранее П.В. Знаменским выводы. Правда, П.В. Знаменский видел причину бедности духовенства не только в скудном обеспечении землей, но и в неопределенности прав духовенства на получение приличной руги от прихожан.[20]
На недостатки духовного образования во второй половине XVIIIв. впервые указал профессор П.В. Знаменский. Он, в частности, отметил во многих епархиях стремление местной церковной администрации дать семинарское образование детям священнослужителей и отсутствие заботы об обучении детей причетников.[21] Создание подобного труда стало возможным благодаря значительному количеству исследований по истории отдельных учебных духовных заведений, накопившихся ко второй половине XIX в. и удачно обобщенных П.В. Знаменским. Среди них и работа Князева А.С., посвященная истории Псковской духовной семинарии.[22]
Изучению вопроса о духовном образовании в синодальный период уделил внимание А. Добросклонский. Низкое качество духовного образования он объяснял, прежде всего, "малоудовлетворительной" подготовкой учителей, совмещении ими нескольких должностей и отсутствии специализации преподавателей на одном предмете.[23]
Дореволюционные исследователи очень осторожно касались вопроса о подчинении духовной власти светской. О процессе огосударствления церкви в годы царствования Екатерины Великой и Павла I исследователи заговорили лишь с конца XIX в. Этот вопрос остро поставил, как было указано выше, А.А. Папков. В 1899 г. появляется очень содержательная, основанная на архивных документах, работа В.В. Благовидова, посвященная обер-прокурорам Синода.[24] Однако действительно полноценный анализ взаимоотношениям Православной церкви и государства, в том числе и с точки зрения права, был дан лишь П. Верховским. По мнению П. Верховского, «события Русской Церковной истории XVIII и XIXвв. развернулись так, что у нас действительно установилась система государственной церковности.»[25]
Исследователи дореволюционного периода также не очень охотно обращались к изучению таких явлений как замкнутость сословия, разборы духовенства и их необходимость. По мнению В.Э. Дена, разборы были неизбежными, если принять во внимание стремление государства привести в соответствие и удержать в этом состоянии реальную численность духовенства и количество штатных мест.[26] А. Добросклонский установил взаимосвязь между политикой Павла I, направленной на затруднение выхода из духовного сословия, и неизбежностью последующих разборов.[27] П.В. Знаменский, анализируя указы, связанные с проведением разборов, особо выделил среди прочих выгод, полученных светской властью от разборов духовенства, увеличение числа лиц, обязанных платить подати. Если родственники исключенных из духовного сословия лиц обязались платить за них подушные деньги, те могли остаться, и, по мнению П.В. Знаменского, зачастую оставались при церквях.[28]