Экзамены, которые сдавали претенденты на священно- или церковнослужительское место были значительно проще, чем требования программы обучения в семинарии. При Платоне (Левшине) экзамен в Московской епархии для кандидатов на священническое место состоял из двух частей. В ходе первой части архиерей лично экзаменовал кандидата в чтении и пении и тогда, если результаты были благоприятны, иподиаконы архиерея испытывали претендента в знании катехизиса. В формуляре ставленического допроса указывалось, что вновь поставленный священник обязуется всегда знать катехизис “в твердости”.[282] Причетники экзаменовались только в чтении и пении.[283] В псковской епархии кандидаты на священническое место освидетельствовались членами консистории в умении читать по книгам. Если экзамен был выдержан успешно, архиерей экзаменовал претендента в знании катехизиса.[284] От причетников экзаменаторы требовали умения читать по книгам и петь по нотам. Однако, епархиальное начальство, вынуждено было предоставлять причетнические места и плохо обученным кандидатам, давая им возможность доучиться уже после вступления в должность.[285] В формулярах клировых ведомостей дьяконам и священникам требовалось указать степень их умения читать книги и поучения, причетникам - умение читать и петь по нотам. Из данных клировых ведомостей видно, что священнослужитель не отвечавший этим требованиям был редкостью ( 8 священников и 11 дьяконов). Причем большая их часть была неспособна к чтению из-за старческой слепоты или “дробливости” языка. В то же время большая часть причетников не отвечала тем минимальным требованиям, которые епархиальное начальство предъявляло к уровню их профессиональной подготовки.
Таблица 14 Уровень профессиональной подготовки причетников Псковской епархии в 80-х - 90-х гг. XVIII в.
Уезд | Степень подготовки причетников | Всегопричетников | |||
Хорошая | Посредственная | Посредственная по состоянию здоровья | Продолжают обучение | ||
Новоржевский | 52 | 29 | - | 3 | 84 |
Островский | 8 | 61 | - | 2 | 71 |
Порховский | 11 | 103 | - | 3 | 117 |
Холмский | 18 | 101 | - | 2 | 121 |
Великолукский | 10 | 91 | - | 3 | 104 |
Торопецкий | 23 | 67 | - | 2 | 92 |
Опочецкий | 8 | 35 | - | - | 43 |
Печорский | 13 | 44 | 1 | - | 58 |
Псковский | 20 | 47 | - | 6 | 73 |
итого в уездах | 163 | 578 | 1 | 21 | 763 |
г. Псков | 20 | 26 | 2 | 6 | 54 |
В уездныхгородах | 28 | 34 | 2 | 1 | 65 |
Всегов городах | 48 | 60 | 4 | 7 | 119 |
Всегов епархии | 211 | 638 | 5 | 28 | 882 |
Источник: ГАПО Ф.39. Оп.1. Ед. хр.479. Л. 51об-120; Ед.хр.735. Л. 1об-69; Ед.хр.734. Л. 7об-8; Ед.хр.418 Л. 2об-112, 122об-237; Ед.хр.1253. Л. 1об-89; Ед. хр. 1035. Л. 1об-2; Ед.хр.667 Л. 1об-51; Ед. хр.1082. Л. 1об-169; Ед.хр.926. Л. 2об-116
Большинство причетников либо умело петь только “наслышкою”, либо даже на слух пело неудовлетворительно. Некоторые причетники и в зрелые годы испытывали проблемы с чтением. Епархиальное начальство вынуждено было мириться с таким положением дел, не имея возможности заменить плохо подготовленных служителей церкви более образованными.
Получить семинарское образование имели возможность главным образом дети городского духовенства и выходцы из расположенных близ Пскова уездов. Поэтому вновь учрежденные духовные гимназии появились именно на южных границах епархии в Великих Луках (при Троицком монастыре), Торопце и Невеле. В Пскове при семинарии была открыта сиротская школа.[286]
Иннокентий (Нечаев), таким образом, частично претворил в жизнь нереализованный план преобразования духовных школ, в составлении которого ранее принимал живейшее участие. Само название “гимназия” было заимствованно им из этого проекта. По плану преобразования гимназиями предполагалось назвать созданные при монастырях каждой епархии школы начальной грамотности для детей различных сословий.[287] В результате Псковскому архиерею удалось открыть такое же количество духовных школ, какое предусматривалось планом. Они, как и предполагалось, разместились в основном в монастырях, но, в отличие проекта, носили исключительно сословный характер.
Их структуру и деятельность можно рассмотреть на примере открытой в 1779 г. на территории Полоцкой губернии Невельской духовной гимназии. Невель был выбран в силу того, что именно вокруг него и сосредоточились 24 православные церкви губернии. В 1788-1793 гг. гимназия находилась в Полоцке, но ввиду неудобства такого ее расположения для местного православного духовенства, была переведена обратно в Невель. С 1795 г. Невельская гимназия находилась в ведении Могилевской епархии. Из казны на содержание гимназии отпускалось в год 500 руб., 50 из них шли на жалование учителю, 40 – на дрова, свечи, бумагу и посуду. Предусматривались штатные места для повара и сторожей. Количество своекоштных учащихся никак не ограничивалось, казеннокоштных без особого определения консистории не могло быть более десяти. На их содержание отпускалось по десять рублей на человека в год. Эта сумма расходовалась на их питание, одежду (кафтаны сермяжного или солдатского сукна, из овчины), обувь. Обучение в гимназии состояло из двух частей. В "первой школе" учили читать и писать на русском и польском языках, а также петь по нотам. Во "второй школе" преподавали латынь, катехизис и арифметику. То есть курс "первой школы" гимназии соответствовал 1-2 классам семинарии, а "второй школы" – 3-4 классам. В год своего учреждения гимназия получила по 25 комплектов азбуки с катехизисом, псалтырей, нотных книг, 20 учебников по латинской грамматике, 10 словарей латинского языка, аспидные доски, грифели и прописи. Первым учителем гимназии стал студент богословия из Псковской семинарии Дорофей Чарнов.[288]С 1783 по 1785 гг. в гимназии преподавал выпускник Псковской семинарии Симеон Иоаннов, прослушавший курс богословия уже на греческом языке.[289]В 1788 г. его место занял студент Киевской академии иеромонах Никодим из Полоцкого Богоявленского монастыря.[290]
В Торопецкой гимназии в 1793 г. преподавал недавний выпускник Псковской семинарии Петр Костантиновский. Учителями Великолукской гимназии в 90-х гг. были священники Воскресенского собора и Входоиерусалимской церкви, окончившие полный семинарский курс.[291]
Большинство учащихся поступали в гимназии в возрасте от 8 до 11 лет, продолжая начатое дома, под руководством отца, обучение. Поскольку учащиеся, пришедшие в гимназию, сильно различались по возрасту, способностям и полученному дома объему знаний, учителя для некоторых из них находили нужным разработать индивидуальный план работы, одновременно учитывая требования программы обучения в младших классах семинарии. Так, один из 17-и летних учащихся Невельской гимназии совершенствовался в переводах с латыни на русский и обратно, а другой обучался арифметике, священной истории и читал письма блаженного Иеронима. Пятеро учеников в возрасте от 9 до 12 лет постигали начала латыни, четверо, в возрасте от 8 до10 лет, учились читать по латыни и писать на русском. Двое самых младших (7 и 8 лет) учились читать по часослову.[292]
Благодаря открывшимся гимназиям дети духовенства из Невельского, Великолукского, Торопецкого и Холмского уездов имели возможность получать образование, равное первым 4-м классам семинарии, невдалеке от дома. Однако священнослужители из Порховского уезда и прибалтийских губерний, желающие дать детям систематическое образование, были вынуждены идти на значительные расходы, отправляя их учиться в Псков. Кроме того, далеко не все служители церкви, проживавшие близ гимназий, отдавали в них своих детей. Многие предпочитали обучать сыновей дома, по богослужебным книгам, что также нашло отражение в клировых ведомостях рассматриваемого периода.
В 1797 г. в семинарии и гимназиях епархии числилось одновременно 258 учеников, в то время как общее число детей, достигших учебного возраста и еще не занимающих церковно-служительских мест, превышало 500 человек.[293]
Таблица 15 Число учащихся в духовных гимназиях в 90-е гг. XVIII в.
Год | Гимназии | ||
Великолукская | Торопецкая | Невельская | |
1793 | 29 | 43 | 13 |
1797 | 25 | 39 | - |
Источники: РГИА. Ф.796.Оп.1. Ед. хр. 57. Л 17об-20об; Ед. хр.989. Л. 548об-551об.