Примечание: а в составе Могилевской епархии.
Несмотря на существовавшую преемственность духовного образования в гимназиях и семинарии в единую систему они так и не были объединены. Руководство деятельностью гимназий осуществлялось не семинарским начальством, а епархиальными органами администрации, в основном, духовными правлениями. Перед ними же гимназии отчитывались в своей деятельности, посылая в семинарию лишь отчеты о расходовании, выделенных семинарских средств и ведомости об учениках.[294] Сложившаяся в Псковской епархии система гимназий оказалась непрочной в силу отсутствия серьезной материальной поддержки их существования. Деньги на нужды Торопецкой, великолукской, Холмской гимназий и сиротской школы выделялись из суммы, отпускаемой на содержание Невельской гимназии. Поэтому, после отхода Невельской гимназии к Могилевской епархии, прочие были закрыты, а сиротская школа соединилась с Псковской семинарией.[295]
Отсутствие у служителей церкви желания, либо возможности дать детям полное семинарское образование, соединенное с отсутствием у епархиального начальства необходимости и возможности заставить всех сыновей священнослужителей и причетников обучаться в семинарии и гимназиях дало, по крайней мере, один положительный эффект. В семинарии учились в основном те, кто по своим умственным способностям был в состоянии усваивать довольно сложную учебную программу. Разумеется, пребывание в стенах духовного учебного заведения еще не гарантировало получение нужного священнослужителю объема знаний. Всегда был, хоть и незначительный, процент семинаристов, малоспособных к учению, напротив имен которых преподаватели в ведомости писали: "туп", "безнадежен", "никакой не подает надежды".
Таблица 16 Успеваемость учащихся Псковской семинарии в 1790 г.
Класс | Оценка успеваемости учащихся | Переведены в другие учебные заведения | Всего учащихся | ||
Отлично | Справляются | Неудовлетворительно | |||
Богословия | 3 | 7 | - | 1 | 11 |
Философии | 5 | 10 | 1 | 2 | 18 |
Риторики | 5 | 17 | 3 | 3 | 28 |
Высший грамматический | 4 | 16 | 7 | - | 27 |
Низший грамматический | 6 | 17 | 10 | - | 33 |
Писарская школа | 1 | 32 | 7 | - | 40 |
Итого | 24 | 99 | 28 | 6 | 157 |
Источник: РГИА Ф.796.Оп.71. Ед.хр.418 Л.472-482
Таблица 17 Успеваемость учащихся Псковской семинарии в 1797 г.
Класс | Оценка успеваемости | Обучаются в других учебных заведениях | Всего | ||
Отлично | Справляются | Неудовлетворительно | |||
Богословие | 4 | 6 | 1 | - | 11 |
Философия | 2 | 10 | - | 2 | 14 |
Риторика | 10 | 7 | - | - | 17 |
Поэзия | 8 | 8 | 3 | - | 19 |
Высший грамматический | 10 | 17 | 2 | - | 29 |
Низший грамматический | 4 | 33 | 5 | - | 42 |
Писарская школа | 11 | 35 | 5 | - | 51 |
Итого | 49 | 116 | 16 | 2 | 183 |
Источник: РГИА Ф.796. Оп.78. Ед.хр.989. Л. 537-548
Вероятно, основную сложность для многих неуспевающих учеников представляла латынь, изучаемая в течение нескольких лет и требующая от семинариста не только способности к языкам, но усердных ежедневных занятий. В соответствие с указом императрицы в Псковской семинарии в 80-е гг. вводится преподавание греческого языка для студентов классов философии и богословия. Начиная с класса риторики, семинаристы имели возможность изучать немецкий язык. Но если знание греческого языка давало возможность читать на нем книги религиозного содержания, то немецкий язык для священника являлся роскошью, не связанной с его профессиональной деятельностью. Поэтому, несмотря на рост числа учащихся семинарии, количество обучающихся немецкому языку студентов в 1797 г. сократилось почти в два раза по сравнению с 1790 г. и составило всего 16 человек. Впрочем, и число изучающих греческий язык семинаристов не превышало двух десятков.[296]
В целом по России, согласно данным из доклада Синода о последнем разборе духовенства, количество обучающихся в духовных школах детей в 33 епархиях составило 24167 человек. В то же время 11329 детей до 15 лет, обученных грамоте, находились при отцах, 49460 детей не обучалось нигде.[297] Желающих поступить на учебу было больше, чем мест в духовных учебных заведениях. Епархиальное начальство некоторых епархий было вынужденно набирать учеников в семинарию исходя из финансового положения их родителей. Так, в Воронежской епархии обязательным считалось обучение только детей священников и городских причетников, а в Костромской зачисляли в семинаристы только детей священников из приходов не менее чем со 100 дворами.[298] История образования также знает примеры отказа епархиального начальства обучать церковнослужительских детей, но эти отказы связаны с просьбами взять семинариста на казенный кошт. Так, резолюцией архиепископа было отказано дьячку Перновской церкви. Отцу было предписано обучать своего сына дома чтению и нотному пению, а потом просить его определения в церковнослужители.[299]
С другой стороны, епархиальные власти не могли не заботиться об обязательном обучении той категории детей, которые с большой долей вероятности, должны были занять места своих отцов - диаконов и священников. Если те пытались под предлогом болезни уклониться от учебы, то факт наличия серьезного заболевания проверялся в Консистории.[300]Имущая часть духовенства, особенно в отдаленных от Пскова уездах, полагая и так обеспечить своим детям приход, была, по меньшей мере, не активна в вопросах получения ими духовного образования. В 1795г. великолукское духовное правление даже вынуждено было рапортовать в консисторию о неявке в гимназию после "рождественских вакаций" 11 учеников (около половины всех учащихся гимназии).[301]
На примере Псковской епархии можно видеть, что политика государства и церковных иерархов в отношении духовного образования была, в целом, прогрессивной и начала приносить некоторые положительные результаты. Но усилия светских и духовных властей в этом отношении оказались недостаточными. Во многом это связано с материальной необеспеченностью служителей церкви.[302] Значительная часть приходского духовенства, имела стимул давать своим детям семинарское образование, чтобы обеспечить их будущее, но не имело к этому средств. Не в меньшей степени это объясняется и желанием государства проводить реформу духовного образования без больших финансовых затрат со стороны казны. К концу века для православной церкви не назрела еще жизненная потребность “образовываться”, так как сам низкий уровень образования паствы позволял церкви обходиться небольшим числом ученого духовенства, воспроизводство которого система духовного образования без труда обеспечивала.
Исследователи вопроса о положении духовенства во второй половине XVIII - начала XIX вв. неоднократно отмечали его скудное материальное обеспечение. По данным за 1808 г. из 26417 церквей годовой доход причта свыше 1000 руб. имели только 185. Большинство причтов получало в год 50-150 руб., а некоторые даже 5-10 руб.[303] По подсчетам Карасева А.В., среднегодовой доход священника во второй половине XVIII в. составлял 60 руб.[304]По сведениям Б. Семевского, полученным в результате анализа дневниковых записей ярославского сельского священника, чей приход состоял из 400 душ, на долю всего причта приходилось в 70-х гг. около 130 руб., а на долю священника – 75.[305] На бедность приходского духовенства указывает работа Н.И. Григоровича.[306]
В научной литературе много внимания было уделено изучению законодательной базы связанной с материальным обеспечением духовенства. Нормативно-правовые акты второй половины XVIII в. весьма подробно регламентируют порядок предоставления представителям духовного сословия штатного жалования, обеспечения церквей и монастырей пахотной землей, взимания платы за требы с прихожан и так далее. Однако, реальную величину доходов представителей духовенства возможно представить лишь обратившись к сведениям, содержащимся в архивных источниках. Поскольку епархиальное начальство не требовало у приходского духовенства отчитываться обо всех своих доходах, любые их подсчеты могут носить лишь приблизительный характер.
Самым трудным для изучения является вопрос о плате за требы. Официальная такса за требы, установленная в 1765 г., как уже отмечалось выше, была сильно занижена и не применялась на практике. Если взять данные о количестве совершенных за год треб в Псковском уезде, то получается следующая картина. На 1783 г. в уезде числилась 46501 душа мужского пола. За год в уезде родилось 2818 младенцев. По официальной таксе с каждого из них полагалось взять 2 коп. за родильную молитву и 3 копейки за крещение, что составило 56 руб. 36 коп. и 84 руб. 54 коп. соответственно. За каждый из 670 браков полагалось брать по 10 коп. То есть за этот вид треб все причты уезда могли получить 67 руб. Умерло в том же году 1376 человек в возрасте старше 10 лет, за погребение которых причту следовало получить по 10 коп., а также 116 детей младше 10 лет, за погребение которых нужно было уплатить по 3 коп. Всего за погребение белое духовенство уезда должно было получить плату в размере 141 руб. 8 коп. За причастие и исповедь плату брать не полагалось, следовательно, общая сумма, которую должны были гарантированно получить служители церкви за год по уезду, составила 292 руб. 62 коп., то есть 5 руб. 41/2 коп. на каждую из 58 приходских церквей. На одну душу мужского пола и вовсе приходилось менее чем по копейке в год.[307] По подсчетам О.Е. Наумовой сделанным на материале Иркутской епархии самое большее годовое количество треб на 100 прихожан составляло: 10 рождений, 2 брака, 8 погребений взрослых и 7 погребений младенцев. Таким образом, со среднего прихода в 1200 человек, причт мог получить в год очень небольшую, по мнению исследователя, сумму 20 руб. 52 коп. На свой страх и риск иркутский архиерей увеличил плату за требы. За крещение дозволено было брать 10 коп., за венчание 20, за погребение взрослых 30, за погребение младенцев 10.[308] Увеличенная вдвое такса за требы в 1801 г., учитывая заведомую неисполнимость таксы 1765 г. и рост цен на протяжении второй половины века, была столь же неисполнима.[309]