Смекни!
smekni.com

История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в. (стр. 33 из 44)

Служители церкви имели возможность реализовать свои способности и умения в самых разнообразных сферах жизни. К сожалению документы доносят до нас лишь крайне отрывочные сведения об их интересах и повседневных занятиях. Священник Анисим Сидоров Негоновский писал образа в предельной церкви Рождества Христова Старовознесенского монастыря.[491]Иеромонах Сергий в бытность свою священником Троицкого собора в г. Острове обратил внимание на “многие по церкви недостатки”. Всего за год с 1793 по 1794 гг. ему удалось на добровольные пожертвования прихожан снабдить церковную ризницу всем необходимым. Столь энергичная деятельность священника не осталась без внимания начальства и в 1794 г. он был награжден набедренником.[492] Протоирей одной из столичных церквей Сергий Алексеев в свободное время вел дневниковые записи, излагая в них содержание указов Синода и Санкт-Петербургской консистории (более 900). Среди его записей можно было обнаружить такие произведения вышедшие из под руки служителя церкви как письмо священника Стефана Шароварова Павлу I о необходимости разрешить вновь жениться вдовым иереям, пародия на гимн святого Амвросия Медиоланского «Хвала Франции», сатирическое стихотворение, сочиненное протопопом Казанского собора Симским.[493] Рядовой священник помимо своих основных обязанностей, мог обучать грамоте детей прихожан, помогать крестьянам своим знанием грамоты (подписаться за них в документе, написать название деревни на указательном столбе) В особо важных случаях священников приглашали на сход.[494]

Положение православного духовенства во второй половине XVIII в. весьма противоречиво. С одной стороны, явное несоответствие социального статуса священника возложенным на него задачам. С другой стороны, имевшее место традиционно сильное влияние носителя статуса священника на прихожан. По-прежнему сохранялось сильное влияние религии на все сферы культуры.[495]Духовенство активно способствует общине в выполнении ее религиозно-этической функции.[496] Экономические споры и несовместимое с саном поведение носили отнюдь не повсеместный характер. По своему поведению, мировоззрению и доходам обычный приходской священник был близок к своей пастве. Полученные духовенством привилегии касались, в большинстве случаев, его наиболее ученой и активной части. Невыполнение духовенством своих обычных религиозных функций остается из ряда вон выходящим событием. Основная масса служителей церкви выполняет или старается выполнить распоряжения епархиальной администрации, избегает конфликтов с представителями светской власти.

Заключение

Духовенство Псковской епархии во второй половине XVIII в. переживает трудный период приспособления к новым условиям жизни и деятельности, продиктованным реформой 1764 г. и последовавшими за ней преобразованиями. В этот период существенные изменения претерпевают границы епархии, резко увеличивается число находящихся в ее составе приходских церквей. Многие приходы возникают на месте упраздненных монастырей. Численность городского духовенства епархии была невелика. Большая часть служителей церкви проживала в сельской местности и была занята сельскохозяйственным трудом. В состав епархии входили земли, на которых проживало неправославное население, и хотя проповедническая деятельность на них почти не велась, это обстоятельство делало более громоздкой систему епархиального управления и усиливало процессы горизонтальной мобильности внутри духовного сословия.

На протяжении второй половины XVIII в. происходит усложнение и совершенствование структуры управления епархией. Светским законодательством и инструкциями духовных властей определяются функции консистории, духовных правлений, благочинных и десятоначальников. Епархиальное начальство под угрозой строгого наказания требует от настоятелей храмов регулярно предоставлять сведения о клире, числе прихожан, церковных доходах и расходах. Совершенствуются порядок ведения делопроизводственной документации. Складывается устойчивый состав служащих и членов присутствия Псковской духовной консистории. Активно участвует в деле управления епархией белое духовенство в лице своих наиболее образованных представителей. Границы духовных правлений приводятся в соответствии с административно-территориальным делением Псковского наместничества. Центры духовных правлений переносятся в уездные центры в целях обеспечения эффективного взаимодействия духовных и светских органов управления. На обеспечение деятельности консистории и духовных правлений выделяются незначительные суммы, что приводит к невозможности полностью укомплектовать штат служащих духовных правлений и способствует закреплению практики поборов с приходского духовенства со стороны начальствующих лиц.

К концу XVIII в. белое духовенство становится замкнутой на входе социальной группой имеющей формальные признаки привилегированного сословия. Одновременно происходит процесс сокращения удельного веса духовенства в структуре российского общества. Прекращается создание новых приходов и существенно ограничивается возможность открытия дополнительных священно- и церковнослужительских вакансий в приходах с увеличивающейся численностью населения. Оттоку детей служителей церкви в податные сословия способствует практика разборов, имевших принудительный характер. Ликвидация института выборов прихожанами клира привела к практике наследования мест, которые к тому же могли долгое время оставаться вакантными. Наследственными становятся, прежде всего, места священнослужителей. Освободившиеся места пономарей и дьячков также во многих случаях занимались детьми священнослужителей. В меньшей степени такая практика наследования коснулась городских приходов. Наиболее необеспеченной и социально незащищенной группой внутри духовного сословия становятся дети причетников, которые, не имея возможности получить образование и место по наследству, вынуждены были в ходе разборов записываться в подушный оклад.

Изменяется состав обитателей монастырей. С 1764 г. они укрупняются и начинают активно пополняться вдовым духовенством.

В годы царствования Екатерины II и Павла I правительством и многими архиереями уделялось серьезное внимание вопросам духовного образования. Псковскому архиепископу Иннокентию даже удалось на некоторое время наладить работу целого ряда духовных гимназий. Повысились требования к уровню знаний выпускников духовных учебных заведений в том числе с учетом практики светского образования. Государство увеличило расходы на духовное образование, но выделенных сумм было недостаточно для проведения его широкомасштабной реформы. Небольшой объем средств, выделяемых казной на нужды духовного образования в епархиях, не позволял существенно повысить уровень преподавания дисциплин и обновлять список изучаемых предметов. Попытка создать новую двухзвеньевую структуру системы духовного образования, успешная на первых порах, в итоге провалилась из-за недостатка финансирования.

Организовать порядок замещения открывающихся вакансий священнослужителей также не удалось. Поскольку вакантные места в приходах распределялись по принципу родства, с учетом интересов родственников женского пола, реальной конкуренции между «учеными» кандидатами и наследниками не было. Малочисленные выпускники высших классов семинарии определялись на престижные должности в системах управления или образования. Приходское духовенство по-прежнему получало преимущественно домашнее образование, уровень которого часто не удовлетворял епархиальное начальство.

Социальный статус большей части представителей духовного сословия не может быть определен как высокий в силу их скромных доходов, необходимости заниматься физическим трудом и не всегда соответствующего сану морального облика. В то же время, нет оснований сомневаться, что добросовестный служитель церкви мог рассчитывать на авторитет среди прихожан и финансовую поддержку с их стороны.

Система епархиального управления старалась подвергнуть всесторонней регламентации деятельность и быт псковского духовенства, строго наказывая всякие попытки проявить самостоятельность в осуществлении религиозных функций.

К концу XVIII в. большая часть представителей духовенства Псковской епархии имела несколько источников к существованию (штатное жалование, доходы с церковной земли, руга от прихожан и плата за требы), позволявших им вести относительно безбедный образ жизни. Очевидно крайне неравномерное распределение доходов внутри белого и черного духовенства. Светская власть, получив в свое распоряжение монастырские и церковные вотчины, в какой-то мере компенсировала им экономические потери, определив штатное жалование. Расходы по содержанию приходского духовенства она переложила на плечи прихожан, одновременно лишив их возможности определять состав клира.