Смекни!
smekni.com

История возникновения и изучения буддистских изображений памятника Тамгалы Тас (стр. 2 из 2)

Изображение пятого бурхана находится на расстоянии 26,5 метров к юго-западу от центрального камня. Это Митюкба (Невозмутимый), или Акшобхья. Его отличительным признаком является изображение ваджры на левой ладони. С правой стороны от изображения начертан текст, содержащий молитвенные заклинания, посвящённые этому персонажу и охранительные формулы.

О датировке возникновения илийского памятника у его исследователей больших разногласий нет.

Некоторые учёные склоняются к джунгарскому происхождению святилища. Это было высказано А. Маргуланом, а создание всего комплекса было им датировано 17 – 18 веками.

С. Потапов предположил наиболее вероятным возникновения комплекса в середине 17 века, в период перемирия казахского хана Жангира и джунгарского правителя Эрдени Батура Хунтайджи в 1646-1654 гг., когда были восстановлены проходы караванов через территории Семиречья.

Зарубежный специалист по буддизму Ж.М. Деом предложил датировать возникновение святилища 1710 годом.

По мнению Ф. Стобдана илийские изображения и надписи принадлежат к периоду после 10 или после 11 века. Возможно, эти изображения были созданы уйгурами из Хотана, которые распространяли тибетскую версию буддизма до принятия ими ислама в 10-11 веках. Также Ф. Стобдан не исключает более поздний вариант – монголы, калмыки или киргизы, среди которых распространился буддизм в 16 веке

Вполне возможно, что авторами изображений были также калмыкские монахи, мигрировавшие в центральную часть России через реку Или. О роли буддизма в формировании культурного пространства Азии замечательно сказано Ю.Н. Рерихом в одной из его статей: «Несмотря на удивительное разнообразие народов, языков и религий, сложившихся в Азии, внимательный наблюдатель может заметить определённый культурный субстрат, доживший до наших дней и общий для большей части Азии. Это культурное единство было, вероятно, более выраженным в эпоху до 10 в. н.э., и оно обязано своим существованием буддизму. Именно буддизм с самого своего возникновения перешагнул национальные и политические преграды и первым стал проповедовать единство человечества независимо от национальности. Во многих странах, куда в своё время проник буддизм, он уступил место другим религиям, и само имя его было забыто, но его культурное наследие сохранилось, хотя зачастую и в новом облачении. Повсюду, куда бы не проникал буддизм, он формировал духовную жизнь и характер народа, обогащал его литературу и искусство и давал ему определённое единство воззрений, что, вероятно, является одним из его высочайших достижений…. Никакие препятствия, ни природные, ни политические, не могли им помешать…»

Но эти изображения необходимо рассматривать и как произведения искусства, его особого вида, как уникальный след средневековой культуры многоликой Азии. В уверенной прорисовке линий чувствуется рука опытного мастера, прекрасно разбирающегося в буддийской символике, умеющего составить композицию, выдержать пропорции фигур и деталей. Видимо, немало почитаемых изображений этот странник оставил на своём пути, каждый раз создавая образы высших человеческих идеалов.

СЕКРЕТЫ ТАМГАЛЫ ТАС

Изображения Будд кроме обычного зрительного восприятия содержат в себе философию высших достижений человеческого духа, его надземный, космический потенциал, сокрытый в символах. Недаром современные буддисты, посещающие урочище, преисполняются глубочайшим почтением к этому месту.

По свидетельству местных жителей сюда приходят лечиться те, кто заболел каким-либо недугом, разочаровавшись в действенности медицины. Прислонившись к изображению Будды, высеченному на скале, они испытывают облегчение страданий и даже окончательно прощаются с ними. Что это – самовнушение или что-либо другое?

П. Мариковский пишет: «Мы, закоренелые материалисты, не можем понять то, что не имеет под собой реальной сущности. Но из жизненного опыта я придерживаюсь правила никогда огульно не отвергать непонятное и даже кажущееся невероятным. …Ущелье Капчагай то ли по воле случая, то ли в силу сложившихся каких-то закономерностей таит в себе какую-то загадку, и мне хочется, чтоб ею заинтересовались ученые».

Современные исследователи Тамгалы Тас отмечают некоторые особенности этого места. Вначале с помощью цифровой видеокамеры, а затем, поняв принцип, и невооруженным глазом, на вертикальной части горы, у подножья которой громоздятся глыбы камней, они увидели объемные изображения, которые не упоминаются в предшествующих публикациях. Они видны не всегда, а появляются вечером при определенных условиях освещения. На горной породе имеются ниши, в которых лучи восходящего и заходящего солнца образуют контрастные тени, создающие удивительные образы. На фотографии отчетливо видны силуэты идущего согбенного старца, несущего какой-то предмет на вытянутых руках, и второй фигуры – видимо, женщины. Рост этих изображений составляет около 15 метров и расположены они на большой высоте.

Теперь, когда внимание людей обращено к этому чудесному явлению, очевидцы единодушны в одном – объемные изображения имеют место быть и, возможно, они являются причиной создания здесь таинственных изображений Будд и написания на камнях заклинаний на нескольких древних языках!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня уникальный культурный памятник находится в стадии, предшествующей его утрате. Не только время, солнце и ветер стирают письмена. Памятник культуры страдает и от рук современных вандалов. Тем более важно акцентирование внимания властей и общественности на необходимость сохранения реликвий и использования их в процессе изучения истории и популяризации достопримечательностей Казахстана. Совершенно очевидно, что в Тамгалы Тас, да, пожалуй и на всем правом берегу реки Или в ущелье Капчагай надо организовать заповедную зону, сделать цивилизованный доступ к достопримечательностям всех отдыхающих и туристов, одновременно позаботившись о сохранности рисунков, провести здесь дополнительные исследования. Урочище является интереснейшим местом для активной деятельности не только историков, археологов, краеведов, экологов, художников и лингвистов, но туристских фирм и любителей природы.

В 1999 году Комитет Всемирного наследия Юнеско определил Тамгалы как один из приоритетных памятников страны для номинации в 2001-2002гг.

5 октября 2001 года специальным постановлением Правительства Республики Казахстан Археологический комплекс Тамгалы получил статус памятника республиканского значения, были определены границы его охранной зоны, а 14 октября 2003 года специальным постановлением Правительства №1052 при Министерстве культуры был создан Государственный историко-культурный и природный заповедник-музей «Тамгалы» общей площадью 3,8 га в урочище Тамгалы Алматинской области.

По утверждению Ф. Стобдана – «Илийские письмена – мост между столетиями». К этой емкой формуле добавим – это знаки, полные неведомого нам смысла, неизвестных знаний и хранящие до сужденного времени мудрые тайны. Знаки эти мы должны сохранить, чтобы когда-нибудь понять.

О преемственности времён у Николая Константиновича Рериха есть прекрасные философско-поэтические строки:

«Мы не знаем. Но они знают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят. Помнят, кто назвал горы и реки. Кто имя дал незапамятным странам. Неведомые нам слова. Все они полны смысла. Всё полно подвигов. Везде герои прошли. …Но выступят священные знаки. Тогда, когда нужно. Их не заметят. Кто знает? Но они жизнь построят. Где же священные знаки?»

изображение будда тамгалы святилище


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. И. Стрелкова. Валиханов. Серия ЖЗЛ, Москва, Молодая гвардия, 1990г. стр. 123.

2. Ч.Ч. Валиханов. Собрание сочинений в пяти томах. Том V. Графическое наследие, Алма-Ата. Изд. «Наука» Каз. ССР, 1972 – стр. 83, 86, 87.

3. М. Найманбаев, газета «Мегаполис» №10 от 13 марта 2003г.

3. Фунчок Стобдан. Образы Будды в Казахстане. Изв. МОН РК, НАН РК. Сер. обществ.наук, 2000г. – №1, стр.182-185.

4. П. Мариковский «Заповеди поющего бархана»

5. Н.К. Рерих Цветы Мори, Минск. Издательство Белорусского фонда Рерихов, 1997 – стр.12, «Священные знаки».

6. Казахстан, Национальная энциклопедия, том 5

СПИСОК ССЫЛОК НА ИСТОЧНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ:

1. Алан Байтенов Божественное происхождение

http://kollegi.kz/publ/6-1-0-966

2. Алла КОЛЕСНИКОВА («Аргументы и факты Казахстан»)

http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=545

3. Самые популярные места Казахстан / Тамгалы Тас

http://findmapplaces.com/6750601_%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%8B+%D0%A2%D0%B0%D1%81

4. Изображения Будд на реке Или.

http://www.roerich.kz/shurnal/texts/Budda_ili.htm

5. Глущенко Л.И. Культурный Центр им. Н.К.Рериха. г.Алматы, 2010 г.

http://www.roerich.kz/shurnal/texts/budda_ili_kaz.htm

6. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%A2%D0%B0%D1%81

7. Бахтыбаев М.М. Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави

http://www.rusnauka.com/28_NIOXXI_2008/Istoria/35692.doc.htm

8. Борис Резванцев

http://www.silkroadadventures.info/ru/Kazakhstan/9Monuments/9Monuments-11-3.html

9. Туристический форум Казахстана

http://tengry.net/index.php?option=com_fireboard&Itemid=65&func=view&catid=8&id=8

10. Karelov Памятники Казахстана

http://wmonument.ru/pamyatniki-kazaxstana/56-tamgaly-tas.html