Смекни!
smekni.com

Библейский анализ притчи "О богаче и Лазаре" (стр. 2 из 12)

Аргументы в пользу того, что в Лук.16:19-31 записана реальная история Аргументы в пользу того, что в Лук.16:19-31 записана притча
1. В истории отсутствует введение, которое обычно присутствует в других притчах Христа2. Один из героев притчи имеет имя.[10]3. Автор говорит, что был некоторый богатый человек, значит был определенный человек.[11] 1. В основном Христос обличал фарисеев и объяснял им истины в притчах2. Текст Лук.16:19-31 находится в контексте притч: о блудном сыне, о неверном управителе3. «Согласно Грэссману, история которую рассказал Христос иудеям это версия древнего Египетского сказания, все еще сохранившаяся в демотическом папирусе 1 века А.Д.».[12]

Текст, записанный в Лук.16:19-31 никак не может быть реальной историей по трем причинам: 1. Возникают эсхатологические проблемы, сложный анахронизм[13], 2. Значение цели не согласуется с целью написания книги, 3. Неверные выводы, такие как: возможен диалог между праведниками и теми, кто мучается в аду, люди будут нуждаться в реальной воде и.т. Но, если это реальная история, тогда мы не можем придать ей то значение, которое мы придаем притче. Другими словами автор констатирует исторический факт, когда передает реальную историю. А притча, аггада (евр.) это такой жанр, с помощью которого познается истина.[14] Но это не просто притча, как говорит Габелен, это притча с реальным портретом судьбы тех, кто отвергает Христа.[15]

Итак, на макро уровне перед нами Евангелие, на мезо уровне мы имеем притчу-аггаду (аггадический мидраш)[16] и на микро уровне, как замечают некоторые богословы, мы имеем метонимию (Лук.16:29).[17] (Метономия – это использование одного слова взамен другого, или название чего-либо словом, обозначающим его часть или одну из его черт).[18]

Придерживаясь того мнения, что мы все же изучаем притчу, а не реальную историю, в экзегетическом исследовании не следует заниматься грамматикой слов, как это обычно применимо к реальной истории. Текстуальные разночтения так же не вносят в текст особых изменений, и, следовательно, не влияют на теологию текста. Таким образом, мы выполним те части экзегетики, которые важны для того, чтобы выявить главную мысль притчи. А именно: семантический анализ слов, повествовательный анализ и историко-религиозный контекст.

1.2.2 Семантический анализ слов

«В любом литературном тексте слова – это основной строительный материал для передачи смысла».[19] Проанализировав контекст повествования, на наш взгляд следует рассмотреть значение следующих слов:

bu,sson - виссон, энциклопедическое значение слова: одежда для выступающих известных людей[20], одежда из тонкого льна Индийского или Египетского[21], в быту ценились льняные верхние и нижние одежды (Цар.6:14, Лук.16:19)[22], далее по правилам семантики мы рассмотрим ассоциативное значение этого слова. Слово виссон Лука употребляет один раз и только в этом месте, вообще в Новом Завете это слово употребляет Лука и Иоанн богослов в книге Откровения много раз, когда говорит о будущем спасенных людей, которые будут одеты в виссон чистый. Исходя из тех определений, которые у нас имеются, можно сказать, что автор здесь имел в виду одежду для выступающих известных людей. Лука специально употребил это слово, что показать, как богач выделялся помпезностью, показать себя людям и почувствовать себя известной личностью.

Порфира, энциклопедическое значение: пурпурное одеяние, королевское одеяние, которое солдаты надели на Иисуса (Мр.15:17,20)[23], мантия[24], одежды царственных лиц и других важных особ делались также из пурпуровой материи[25], ассоциативное значение этого слова: Лука употребляет это слово так же один раз в своей книге и повторяется оно в Новом Завете только в книге Откровения у Иоанна богослова. Подразумеваемый смысл этого слова в 16:19 - царская одежда.

1.2.3 Повествовательный анализ

Эпизоды, выстроенные в одну цепочку причинно-следственной связи, составляют повествовательное высказывание. Дэвид Ауни считает, что притча о богаче и Лазаре это притча-сравнение[26], здесь можно добавить притча-сравнение-призыв – это будет видно из третьей части повествовательного анализа.

Повествовательное высказывание по Иеремиасу делится на две части: 1. Изменение состояния после жизни (ст.19-26) и 2. Просьба богача к Аврааму послать Лазаря к пяти братьям (27-31).[27] По нашему мнению, притча-сюжет разворачивается в трех частях: 1. Контрастная жизнь на земле (ст.19-21), 2. Изменение состояния после жизни на земле (ст.22-26) и 3. Прошение богача и отказ Авраама (ст.27-31). Такого же деления придерживается Бломберг.[28] В нашем повествовании есть центральный эпизод, который несет в себе главную смысловую нагрузку, а так же второстепенные эпизоды, которые помогают выявить центральную идею притчи. Таким образом, первую часть можно изобразить следующим образом:


КОНФЛИКт

Каждый день пиршествовал, Жаждал, голодал, болел, терпел

Разнаряживался...


Благословение Бога Проклятие Богом

Понимание сребролюбивых фарисеев

Как видно из схемы в первой части притчи, Лука представляет нам два разных человека. Согласно Грину, в первой части притчи представлен крайний параллелизм.[29] Характеристика, которая дается обеим, очень кратка и лаконична. Первая часть сюжета по объему является самой маленькой и описана очень кратко: некоторый человек был богат...был так же некоторый Лазарь..., Интересно заметить, что притча начинается с богатого человека, а не с нищего Лазаря. Описание двух противопоставляющихся фигур составляет первую часть. Давайте рассмотрим эти две фигуры, сравнивая их друг с другом.

В 19 стихе мы видим, что автор представляет поведение богача: одевал..., пиршествовал, а в 20 стихе автор представляет состояние и желание Лазаря: лежал.., желал напитаться.. К сожаленью, нет подробностей в поведении, например, богача. Та информация, которая в притче отсутствует, говорит о многом. Например, не сказано, что богач презирал Лазаря или пинал его в бок, так же не сказано, что Лазарь проклинал богача и роптал каждый день. То, что мы не имеем этой информации, значит так не было, следовательно, будем исходить из того, что мы имеем.

Прежде всего, в притче представлен богач и 19 стих, по мнению автора, является причиной развития событий, Лазарь же, который представлен как контраст жизни богача, помогает развить дальнейшие события, несмотря на то, что описание богача занимает один стих, а нищего Лазаря два стиха.. Богач не назван по имени, а нищий назван. Имя Лазарь в переводе с еврейского <El'a÷zaµr -Бог помогает[30] или Бог поможет, или Бог Помощь. Разные комментаторы НЗ переводят по-разному.

Вторая часть (изменение состояния после жизни) повествования представляет жизнь в ином мире (ст.22-23) . Но прежде автор Евангелия считает важным записать процесс, сопровождающий смерть этих двух людей. Как представляет Боис, похороны богача сопровождались великой толпой плакальщиков, множеством букетов цветов, великим богатством, другими словами великой помпезностью.[31] Скорее всего похороны богача были с таким же пиршеством, как и стиль его жизни.

Стоит заметить, что вторая часть начинается уже не со смерти богача, а со смерти Лазаря. Лазарь умер первый. Опять же не сказано о том, что его похоронили, вместо этого сказано, что он был отнесен Ангелами на лоно Авраама. Автор подчеркивает, что богач был похоронен. Одно это слово уже само говорит за себя.

Здесь стоит отметить, что прерванная (земная) жизнь продолжается в ином мире. Жизнь продолжается, но как? За линией смерти этих двух людей мы опять наблюдаем их контрастное состояние, только теперь уже наоборот. Лазарь пиршествует, а богач страдает.

И третья часть притчи это сюжетный диалог между богачом и Авраамом в потусторонней жизни. Последняя часть притчи не иллюстрирует Лазаря, только упоминание о нем. В основном, теперь в центре внимания богач, а в центре дискуссии братья богача. Так же следует отметить, что вторая и третья часть притчи по объему равны друг другу. В каждой из этих частей мы имеем по пять стихов, которые раскрывают истинное состояние богача и людей, которые его окружают. Вследствие этого видно, что является важной информацией (главной мыслью) и что является причиной появления этой информации.

Как было сказано, притча началась с жития богатого человека, который позже умер и был похоронен и был так же активен в аду, как и на земле. Из просьбы богача и его дальнейших рассуждений становиться видно, почему он на земле вел такую беспечную жизнь. Таким образом, богач является главным героем притчи.