Упоминание Моисея и пророков Авраамом повторяется в 29 и 31 стихах. Священное Писание (Моисей и пророки), так же устная форма Еврейской традиции тоже были в наличии у фарисеев, где сказано, что «сладострастие, вожделения, страсть к любым телесным наслаждениям… - лишают человека жизни в мире этом и будущем» (Трактат Авот, смотри истор. контекст).Отсюда можно заключить, что жизнь, которую проводили эти пять братьев на земле направляла их прямо в ад. Причины такого направления это сердца братьев, которые не способны были поверить в чудо и тем более принять Слово Божье. Как говорит Даррель, текст учит нас, что знамения сами по себе не имеют ценности и влияния, если сердце человека не правильно настроено, испорчено.[70]
В Ветхом Завете материальные блага были обещаны Богом только праведникам, и поколение праведников должно было быть благословенным в этом смысле слова, как замечает Хаберсон.[71] Естественно, что фарисеи себя считали праведниками не мало не сомневаясь, иначе они не смеялись бы над Христом (Лук.16:14). Они были богаты, так же как и Авраам. На фоне такого понимания благословения Богом евреев, Христос рассказывает притчу. Можно представить себе противоречие, которое возникло среди фарисеев. Почему возникало такое противоречие? Потому что те же фарисеи прекрасно понимали, что такое обещанные материальные блага Богом, но не особо рассматривали то, что эти материальные блага были обещаны праведникам. А слово праведникам включает в себя хотя бы проявление милостыни бедным людям (Втор.24:14-15), не говоря уже о предупреждениях Устной Традиции евреев (смотри истор. контекст).
Но почему Христос выбрал Авраама, отвечающего на вопросы богача? Личность Авраама в данной притче играет очень важную роль.
Известно, что Авраам жил в Ветхозаветные времена. Возникает вопрос: Как спасались люди, которые жили во времена Ветхого Завета, в том числе и Авраам? Кстати, Авраам жил в то время, когда закон, речь о котором идет в тексте и контексте притчи, еще не был дан Богом.
Авраам как известно признан двумя авторами Нового Завета, как отец веры. Например, «Верою Авраам повиновался идти в страну, которую имел получить в наследие..» (Евр.11:8). «И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божьим»» (Иак.2:23). Другими словами, Авраам представлен авторами НЗ, как глубоко верующим человеком, несмотря на то, что он был весьма богат. Кроме того, Авраам не просто веровал в Бога, но в обетование Божье. Обетование Божье Аврааму гласит, что Бог благословит его потомство, в котором благословятся все племена земные (Быт.12:3). И, действительно, как толкует Апостол Павел: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано «и потомкам», как-бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос» (Гал.3:16). Итак, Авраам верил в обетование Божье, другими словами, в обещанного Богом Мессию. Следовательно, как в Ветхом Завете люди спасались верою во Христа, так и в Новом Завете спасение приобретается верою в Мессию.
Через столь краткий анализ жизни Авраама видно, что благословенные Богом люди и, следовательно, рассчитывающие на спасение, это не те, кто имеет много богатства, но те, кто искренне всем сердцем веруют во Христа как Мессию. Но, фарисеи как раз думали по другому (смотри повествоват. анализ).
Таким образом, из текста притчи мы видим, как Христос переворачивает понимание фарисеев благословенного Богом человека и проклятого Богом человека. Борьба идет между материальным и духовным пониманием благословения. Если фарисеи привыкли все измерять деньгами, то им трудно переключиться на то, на что акцентирует Христос во взаимоотношении с Богом и с ближним.
Итак, текст притчи учит нас, что люди, привязанные к богатству никак не могут служить Богу. И здесь важно понимать, что само богатство не является злом и быть богатым это вовсе не грех, и Христос не осуждает фарисеев за то, что они богаты. Здесь необходимо провести грань между богатством как таковым и богатством как средство обольщения. Именно богатство является тем предметом, к которому сердце человеческое быстрее всего привязывается и в этом состоит опасность.
Но призыв остался призывом в этой притче, развязку которой должен был сделать сам слушатель.
2.1.2 Темы, зависящие от главной идеи притчи
Дополнительные темы, которые можно исследовать в данной притче, следует представить следующим образом:
- Эсхатология (Промежуточное состояние, смерть, суд Божий)
- Проблема нищеты детей Божьих (?)
- Ангелология
Целью данной работы не было исследовать темы, которые зависят от главной идеи притчи. Так или иначе, исследование дополнительных тем должно основываться на уже определенной главной идеи притчи. Без выявления центральной мысли определенной притчи не следует заниматься исследованием дополнительных тем, по мнению автора. Увлечение второстепенными деталями притчи приводит к субъективному богословию и выводам, которые не соответствуют тому, что имел в виду автор книги.
Автор данной работы ставил перед собой цель – определить предназначение притчи о богаче и Лазаре. Проделав экзегетическую часть работы, мы определили предназначение притчи, соответственно назвав ее «О богаче и пяти братьях».
2.1.3 Отношение Иисуса к фарисеям в свете притчи
1. Характеристика фарисеев в свете притчи. Из исторического контекста мы выяснили, что фарисеи времен Иисуса пренебрегали Священным Писанием по причине сребролюбия (Лук.16:14) и, следовательно, нарушали заповедь милосердия. В этом смысле фарисеи были префекционистами, старавшимися судить все и всех мерой закона. Они не имели способности понять состояние нищих. Фарисеи – это люди, которые яростно отстаивали перфекционизм и требовали того, чтобы все окружающие следовали им установленному стандарту, в то время, как сами они не имели даже сострадания к нищим.
Как упоминалось выше, фарисеи смелись над Христом (Лук.16:14). Они не принимали ни Христа ни Его учение.
2. Отношение Христа к фарисеям в свете притчи. Учение Иисуса сводилось к одному - любви к Богу и ближнему. Его учение распространялось и на фарисеев, как мы видим из притчи. В контексте аггады расположена притча о неверном управителе, где мы читаем вывод, который делает Христос: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лук.16:9). Это своего рода призыв к богатым, использовать богатство на благо себе, в пользу ближнего и во славу Бога. Другими словами Христос не проходит мимо богатых, не обходит их стороной, но думает и о их спасении тоже. Несмотря на сребролюбие фарисеев, их законничество, их насмешки над Ним, Христос уделяет им должное внимание, заботиться о них, ищет пути к их сердцу. Один из путей это притча. Фарисеи хорошо понимали притчи, поэтому Христос при донесении истины им использовал в основном именно притчи. Но вся загвоздка в том, что они не принимали Христа, Который рассказывал им эти притчи.
Как говорилось ранее, Христос легко построил притчу на уже устоявшемся сказании среди евреев. История о воздаянии стала очень популярной, как история бедных ученых.[72] Слушатели прекрасно знали эту историю, когда услышали ее немного измененной Христом. И как говорит Стратон, Христос адаптировал или приспособил эту историю к Своей цели.[73] Но в притче Он апеллировал исторически важными личностями для фарисеев со следующей целью – показать фарисеям их понимание набожной жизни и того, как относится к таким понятиям Бог.
Лука представляет нам Иисуса Христа, Которому не безразлична жизнь богатых людей, особенно тех, кто учит народ закону Божьему и одновременно привязан к земному богатству. Отношение Христа к фарисеям на первый взгляд кажется жестким, грубым, унижающим. В самом деле представляется, как Христос определил их будущее в страшных мучениях. Но если проследить внимательно отношение Христа к тем, кто был привязан к земному богатству, можно сделать совершенно другие выводы.
Как было упомянуто выше, ко Христу подходил богатый юноша с вопросом, как спастись, где мы читаем, что «Иисус, взглянув на него, полюбил его…» (Мк.10:21), но в свете притчи о богаче и пяти братьях, Христос относится строго к сребролюбивым фарисеям. Это видно из Его слов (в контексте притчи): «вы выказываете себя праведниками перед людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом» (Лук.16:15). Спрашивается, что было высоко у фарисеев? Конечно любовь к богатству. Любовь к деньгам у фарисеев была выше, чем любовь к ближнему.
Только Любящий сребролюбивых фарисеев Человек мог так разговаривать с ними. Иисус имел определенный подход к фарисеям и применял особенные методы донесения до них Благой Вести. С кем-то Он обращался мягко, объясняя все по несколько раз, а с кем-то говорил строго, но один раз. И это нам говорит о том, насколько Он был осведомлен устройством и состоянием человеческой души.
Итак, несмотря на то, что такие люди, как фарисеи были праведными в собственных глазах, сребролюбие которых доводило даже до богохульства (смотри истор. контекст), когда что-то им было не выгодно, Христос продолжал с ними работать в надежде на их обращение. Оправдались ожидания Христа или нет рассмотрим позже.
Kistemaker приводит пример исследования Шиперса, говоря о том, что сами фарисеи учили народ о законе воздаяния в отношении будущей жизни и это не было учением Иисуса.[74] Раннее говорилось о том, что притча построена на неком Египетском сказании, где имеет место загробное воздаяние в зависимости от дел совершенных. Но, из исследований профессора Тантлевского следует, что Пятикнижье не отрицает, а, как раз наоборот, утверждает бессмертие души и жизнь в потустороннем мире.[75] Более того, он находит в текстах Писания идею справедливого воздаяния (и в частности загробного воздаяния).[76] «В эпоху эллинизма и ранний период Римского господства в Палестине получают развитие представления об особых, раздельных частях, предназначенных для душ праведников и нечестивцев….,так Аввадон (букв. Евр. «уничтожение», sc. Место уничтожения – т.е., вероятно, низшем и наиболее темном уровне Шеола».[77] Таким образом, скорее всего, следует предполагать, что Египетская сказка о путешествии Си- Озириса в подземный мир и .т.д имеет свое начало Священное Писание, другими словами, Закон, речь о котором идет в притче. Учитывая такое понимание потусторонней жизни евреями, Христос ясно разграничивает место нечестивых от места праведников в Шеоле, представляя ошеломляющий контраст жизни двух людей в притче. Таким образом, Христос представляет в притче в лице богача исполнение над фарисеями того, чему они учат. И это достаточно строгое резкое сопоставление слушателя с главным героем. Фарисеи – это люди, которые нуждались именно в таком обращении. Почему? Потому что стиль обращения Христа к фарисеям в Евангелиях именно такой.