Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Расширение практики капиталистического предпринимательства в мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шари’атских положений (как в случае с риба’), но и оживление некоторых традиционных принципов, имевших широкое распространение в период мусульманского средневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового сотрудничества). С другой стороны, не редко новые по содержанию явления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира на религиозно-общинное основе (торговые дома и финансовые предприятия исма’илитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся как продолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых домов, но которые по сути свей имели уже капиталистический или полукапиталистичекий характер.
Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это касается, прежде всего, процесса становления национального самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого процесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама о единстве всех мусульман. Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно двойственный характер: с одной стороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-освободительного движения, с другой - в конечном счете оказывались орудием в руках наиболее реакционных сил. В целом влияние национализма ощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественной мысли конца XIX начала XX века.
Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента)[7].
Стремительный рост числа мусульман и людей, принимающих Ислам, отмечается во всем современном мире. Это обстоятельство все более ярко проявляется в Европе в последние несколько лет. Европейские средства массовой информации пестрят статьями и репортажами, суть которых можно охарактеризовать наиболее яркими заголовками «Восхождение Ислама в Европе», «Положение мусульман в Европе», «Диалог Европейского общества и мусульман». Ученые-исламоведы очень часто выступают с докладами о сути и нравственных принципах этого вероучения. Вне сомнения, что столь высокий интерес к Исламу происходит из стремительного увеличения числа мусульман в Европе и мире. Причем данный рост происходит вовсе не только из-за растущего числа мигрантов из арабских стран, хотя и это играет свой немаловажный фактор, но и из-за большого числа европейцев, прежде всего из интелектуальной и научной элиты Европы, избирающих для себя Ислам.
Быстрый рост среди этнических европейцев-христиан числа людей, принимающих Ислам, отмечается всеми аналитическими центрами Европы. Пожалуй, самым знаменательным событием стал Европейский Собор Католической Церкви в Ватикане в 1999 году, который был посвящен обсуждению проблемы положения католической церкви в Европе в грядущем XXI веке. Практически все священнослужители, представлявшие многие страны Европы, говорили о том, что Ислам в Европе набирает все большее число сторонников[8].
На современном этапе развития человеческой цивилизации происходит значительная активизация исламского фактора и в пределах Российской Федерации и ее субъектов, включая субъекты распространения ислама Северо-Кавказского региона. Конец атеистической диктатуры, наступивший в связи с распадом СССР и получением государственного суверенитета бывшими советскими республиками, и связанный с этим «религиозный бум» в конце XX - начале XXI вв., вызвавший быстрое и значительное усиление позиций ислама в социальной и политической жизни регионов традиционного распространения ислама, породил у ряда исламских государств представление о том, что ислам может стать эффективным инструментом влияния на экономический и политический курс стран указанных регионов в желательном для них направлении.
Ислам в истории России играл и продолжает играть гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. Одна статистика показывает, насколько необоснованно это официальное непризнание. В шести республиках «ближнего зарубежья» проживает сегодня 54 млн. мусульман. В самой России ислам является второй по численности религией, 12 млн. мусульман довольно компактно расселены в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Северном Кавказе. В России сегодня действуют более 4 тыс. мечетей[9].
Отметим, что по нашему мнению Россия всегда была и остается полиэтнической и поликонфессиональной страной, значительная часть населения которой исповедует ислам. Важность исламского фактора определяется следующими существенными обстоятельствами:
- в Российской Федерации проживают около 26 млн. мусульман. Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь являются регионами компактного расселения российских мусульман. Однако проживают они практически во всех ее субъектах;
- ряд государств (республики бывшего СССР), население которых в значительной своей части исповедует ислам, вступили в Организацию Исламская конференция;
- в некоторых традиционно исламских государствах, граничащих с Россией или находящихся в непосредственной близости от нее, мусульмане составляют либо значительную часть населения (Китай, Индия), либо подавляющее большинство (Ирак, Сирия, другие арабские страны).
Современные геополитические обстоятельства заставляют Россию внимательнейшим образом относиться к исламскому фактору и учитывать его при принятии и реализации решений по внутри- и внешнеполитическим вопросам: вся Россия, в том числе ее мусульманское население, сегодня переживает глубокий кризис, явившийся следствием непродуманных реформ, породивших снижение уровня жизни населения, разочарование его значительной части во многих социальных ценностях. В этих условиях часть населения обращается к исламу, видя в апелляции к нему некую исламскую альтернативу. Кроме того, ситуация на Северном Кавказе, которая привела к проведению антитеррористической операции 1999 - 2000 гг., способствовала формированию в сознании части российского общества представлений об исламе как энергичной, склонной к экспансии религии. Между тем такое восприятие идеологии ислама как агрессивной социокультурной конфессиональной системы крайне негативно скажется на стабильности российской государственности и на будущности её.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ислам – без сомнения является одной из самых распространенных религий в современном мире, охватывающая не только мусульманские, но и христианские страны. Илам проникает во все сферы жизни, не только в духовную, но и в общественно-политическую, экономическую, частную. В современном обществе имеют место случаи добровольного перехода, например, христиан в ислам, но почти нет случаев перехода исламских верующих в другую веру. Это говорит о прочности и незыблемости исламских догматов, заложенных в древности, насчитывающим несколько десятков столетий истории, полных кровавых войн и культурных достижений.
Исламская вера не всегда насаждалась огнем и мечом, она знала и времена культурных завоеваний, когда величайшие мудрецы и творцы искусства буквально покоряли Европу и Западный мир своим непревзойденным мастерством. И в то же время, истории известно немало кровавых пятен на обширной карте распространения ислама в мире. Но, отметим, что такое положение дел характерно не только для развития ислама, христианство также помнит немало страшных моментов своей многовековой истории.
По нашему мнению, ислам – самобытная и уникальная культурно-религиозная система, которая имеет право наряду с христианством именоваться «мировой». Недаром ведь ее избирают для себя миллионы людей, недаром она как фактор играет все большую роль в мировой экономике и политике. Понимать исламистов, принимать их веру возможно только зная о том, какой долгий и нелегкий путь становления и развития она прошла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.
4. Кротов Я. Ислам и христианство в начале XXI века. / Я.Кротов. Заметки к истории Церкви. – М., 2003.
6. http://www.cooldoclad.narod.ru
[5] Кротов Я. Ислам и христианство в начале XXI века. / Я.Кротов. Заметки к истории Церкви. – М., 2003.
[6] Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.
[7] Материал взят с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru
[8] Кротов Я. Ислам и христианство в начале XXI века. / Я.Кротов. Заметки к истории Церкви. – М., 2003.
[9] Материал взят с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru