Наиболее ярко разбираемое смешение проявилось в заявлении основных направлений «креационистский» исследований, сделанном о. Тимофеем; особенно это касается следующего направления: «Разработка удовлетворительной научной модели первозданной земли (выделено мною – Н.С.) и ранней ее истории, включающей всемирный потоп и возможные последующие менее масштабные катастрофы» [56, с. 98]. Причем через страницу утверждается, что эта модель уже разработана учеными креационистами (которых, как ученых нет!!!) (с. 100), и приводится описание той «теплицы», которое разбиралось выше. И как же это заявление совместить с тем убеждением «креационистов» в том, что законы первозданного мира науке не доступны?
Несмотря на то, что «креационисты», как было показано выше, сами переносят явления нашей падшей природы (пусть без употребления слова «смерть», «тление») на первозданную природу, они ещё и критикуют за это же «эволюционистов». И удивительней всего то, что и в этой критике происходит указанное выше смешение, но только в противоположном направлении. Справедливо критикуя «эволюционистов» за то, что они «ввели» смерть в мир до грехопадения, «креационисты» делают обратную ошибку. Они, в пылу спора, уже к явлениям грешного мира подходят с мерками мира первозданного, и на основании этого отвергают все модели в отношении падшей природы, полученные при анализе фактов этой природы. Это весьма странно, т. к. если эволюция никак «не вмещается» в мир до грехопадения, то это совсем не означает, что в падшем мире не существует тех фактов, обобщая которые, можно создать модель (пусть и неправильную) эволюции падшего мира. Это так же очевидно, как и то, что если в первозданном мире не было землетрясений, то это совсем не означает, что и на нашей грешной Земле этого быть не может. [Здесь не утверждается, что эволюция в природе существует (это чисто научная проблема, если о ней говорить только в рамках падшего мира). Но говориться лишь о том, что все научные гипотезы, относящиеся, естественно, только к падшему миру, надо и проверять на основе данных, относящихся опять же к падшему миру, а не ссылаться на библейское повествование о первозданном мире, т. к. в физическом плане эти миры, видимо, сильно отличаются. Единственным исключением здесь является сам виновник этих отличий, человек, история которого нам известна достаточно полно из Священного Писания. Он пришел (будучи изгнанным) на проклятую землю из рая, а для науки это означает, что она будет долго и всегда бесплодно изучать то, откуда человек взялся. Хотя и здесь, конечно, не надо забывать о том, что и сам человек, его природа, сильно исказились грехом].
К сожалению, указанная выше не совсем честная критика «креационистами» «эволюционистов» (потому что, в чем сам виновен, не обвиняй другого) усугубляется еще и тем, что «креационисты», отвергая какое-либо развитие падшей природы, а, следовательно, и все научные модели, связанные с этим, слишком категорично ставят во главу угла, как уже говорилось, Потоп. А это все-таки надо еще очень долго и четко доказывать, не потому что многие ученые вообще не способны это принять, а потому что эта модель очень и очень слабо разработана, т. к. в нее почти не вовлечен тот огромный материал, накопленный наукой (правда, я могу говорить лишь о геологии). И именно эта недоказанность, с одной стороны, и категоричность, с другой, вызывают такое отторжение «потопной» модели у большинства верующих ученых.
Тут как-то о. Даниила поймали: Он сказал, что с сотворения ни одна мировая константа не изменилась, и после заявил, что радиоуглеродный метод врет, поскольку период полураспада менялся… Но сделанное замечание он никак не ответил.
Таким образом, в обеих моделях Согласования происходит смешение свойств одного состояния мира, которое было до греха прародителей, и другого состояния мира, уже поврежденного грехом. И отсюда, видимо, и происходит то непонимание друг друга у сторон полемики, которое приводит к ожесточенным и бесполезным спорам. Одни («креационисты»), видя, что свойства падшего мира (смерть, тление и др.) переносятся на первозданный мир, естественно восстают против этого, т.к. такие взгляды противоречат христианскому миропониманию. Другие же («эволюционисты»), видя, что буквальное применение Шестоднева к явлениям нашего мира, поврежденного грехом, приводит к уничтожению всей науки (понимаемой не как ряд гипотез или моделей, а как сокровищница огромного количества фактов и наблюдений, так тщательно и заботливо собираемых в течение всей истории человечества и как некое знание, которое работает, то есть на основании этого знания можно что-то делать, делать гипотезы, которые сбываются), встают уже на защиту самой науки. И пока обе эти стороны не поймут, что библейское повествование о творении мира и данные науки говорят о разном, о двух разных физических состояниях нашего мира, и что ни наука не может проникнуть в первозданный мир и покуситься на христианское миропонимание, ни первые главы книги Бытия не могут нам сказать что-либо относящееся к нашему эмпирическому миру, до тех пор известные всем споры не утихнут, и над Церковью будет висеть угроза очередного и опять бессмысленного разделения.
Указанный общий недостаток обеих моделей делает их не совсем приемлемыми для следования им. Необходимо более последовательное проведение принципа различения состояний нашего мира до и после грехопадения для построения оптимальной модели Согласования, попытка чего и будет сделана в последующих главах данной работы.
Но перед тем, как предлагать новую модель, видимо, все-таки требуется четче обосновать необходимость выделения для нашего мира указанных двух состояний, т.е. выявить свойства как бы двух миров: первозданного и падшего.
2. «Два мира»
В чем же состоит различие состояний нашего мира до греха и после него? Чтобы приблизительно понять это, надо сравнить то, что нам открыто о первозданном мире в Писании и в толкованиях и прозрениях св. отцов, с тем, что произошло согласно опять же Писанию (и св. отцам) сразу после падения прародителей, и с тем, что всем известно из собственной жизни на Земле (в том числе, и благодаря научным изысканиям). Сравнение будет проводиться по следующим пунктам: 1) порядок творения мира (кратко); 2а) состояние тела человека; 2б) физическое состояние остального мира. Последние пункты, как будет показано ниже, тесно между собой связаны, но для наглядности их лучше рассматривать раздельно, хотя это и не всегда будет получаться.
2.1 Порядок творения
Уже при прочтении одной только, взятой отдельно от всего текста Писания, первой главы книги Бытия, где рассказывается о творении мира, видно, что первозданный мир был не такой, как сейчас. Несмотря на неадекватное выражение языком падшего человека того, как происходило творение мира (ср. [3, с. 5]), в библейском повествовании можно все же выделить некоторую последовательность событий, актов творения. Они такие: 1) создание пространства и времени («в начале…») и в них «неоформленной» материи (пустая и безвидная земля); 2) создание света; 3) создание тверди (неба) и разделение вод; 4) создание суши; 5) создание растений; 6) создание небесных светил; 7) создание различных животных; 8) создание человека. Эта последовательность, как уже говорилось, несколько напоминает (можно поставить в некое соответствие) ту последовательность, которую установила наука при изучении истории Земли. Но даже при простом сравнивании двух этих последовательностей видны многие явные их несоответствия (см. выше); особенно же, это касается сотворения небесных светил после Земли. Относительно этого необходимо сказать, что первенство Земли при сотворении, видимо, указывает на то, что первозданный мир был всё-таки геоцентричным, не только ценностно, как «дворец» господина мира, человека, но и непосредственно физически (натянуто. Вы говорите что туда с наукой лучше не соваться и сами применяете к тому миру наши пространственно-физичесике категории). Это одно из самых значимых (физически) различий двух миров, первозданного и падшего, которое никак нельзя не заметить. Об этом говорит хотя бы то, что вопрос о согласовании этой геоцентричности в Шестодневе с научными данными (начиная с Коперника) всегда был самым острым, и удовлетворительного ответа на него до сих пор не получено, что и понятно.
2.2 Физическое состояние человека и мира
Первозданный мир.
Одним из достовернейших знаний человека в нашем падшем эмпирическом мире является его знание о том, что он смертен. Но до грехопадения, сразу же по сотворении, в первозданном мире, человек не был таким. Церковь учит, что смерть не является свойством человеческого существа, и что человек не сотворен смертным, и он не умер бы телом, если бы не согрешил (см. 109 правило Карфагенского собора). Это непосредственно следует из заповеди о невкушении плодов с дерева познания добра и зла: «И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякого древа, еже в Раи, снедию снеси; от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него; а в оньже аще день снести от него, смертию умрете» (Быт. 2, 16–17), где предостережение: «смертию умрете», говорит о том, что для человека, при исполнении данной заповеди, возможно было и не умереть. Более того, в книге Премудрости Соломоновой прямо сказано о нетленности первозданного человека, «яко Бог созда человека в неистление» (Прем. 2, 23).
Святые отцы в своих писаниях и проповедях подробно раскрыли учение о первозданном состоянии человека, в частности о физическом состоянии его тела. Так свт. Иоанн Златоуст говорил (О статуях, XI, 2): «Если хочешь знать, каким Бог сотворил наше тело вначале, то пойдем в рай и посмотрим на человека первозданного. То тело не было такое смертное и тленное; но как светло блестит золотая статуя, только что вышедшая из горнила, так и тело то было свободно от всякого тления» [27, с. 130]. А прп. Макарий Великий указывал, что»… От начала, по установлению Господню, князем этого мира и владыкой видимых вещей был человек. Его огонь не одолевал, и вода не потопляла, и зверь не вредил ему, и яд на него не действовал» [32, с. 222]. (Стоит отметить, что, вообще, «определяющим в аскетике св. Макария является учение о двух «состояниях» человека, т.е. до падения и после» [32, с. 222].) Очень схоже с прп. Макарием описывал состояние человека до грехопадения и прп. Серафим Саровский в известной беседе с Мотовиловым: «Адам сотворен был до того не подлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием. Все покорено было ему как любимцу Божию, как царю и обладателю твари» [4, с. 134]. По прп. Максиму Исповеднику: «Первому человеку было все дано, что могло облегчить ему задачу объединения всего в Боге. Он не имел нынешнего грубого и тленного (животного) состава тела, ибо элементы его тела еще не были подвержены противоборству, этому источнику разложения, тления, страдания. Состав тела его был легким и нетленным, и человек мог не обременять себя заботой о поддержании его чувственным питанием» [17, с. 77]. То же пишет и свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов): «Тело Адама, легкое, тонкое, бесстрастное, бессмертное, вечно юное, отнюдь не было узами и темницею души: оно было для нее чудною одеждою» [23, с. 298]. Можно приводить много и других высказываний св. отцов, в которых высоко оценивается то нетленное состояние человека до грехопадения, о котором люди сейчас не могут даже и догадываться, имея перед собой примером лишь свое тленное тело.