Как видно из приведенных цитат, св. отцами опять делается акцент на теснейшей связи состояния человека с состоянием окружающего его мира, когда с падением прародителей происходит падение и всего мироздания.
Что еще добавить к описанию падшего мира? Не сюда ли относятся и все научные данные о нашей природе? Множество природных катаклизмов: землетрясений, извержений вулканов, наводнений и прочих, куда, конечно же, должен относиться и Всемирный потоп, описанный в Библии, все это видит ученый в своих исследованиях. Как бы резюме всех научных наблюдений выглядят слова того же святителя Игнатия: «Земля, после согрешения праотцев наших, проклята Создателем, и непрестанно выражает это проклятие в своих смятениях и своем нестроении. То колеблется она, то поглощает целые грады и веси; то выступают на поверхность ее свирепые воды, и губят целые страны; то проходят по ней бури с вихрем, молнией, громом, градом, оставляя следом своим разрушение. Человечество, живущее на ней, находится в непрестанной борьбе, и частной и общественной, представляя собой обширное зрелище разнообразного страдания, неумолкающего труда, бесчисленных грехов, страшных преступлений, вавилонского столпотворения. Добродетель едва находит на ней тесный и скорбный приют. Неумолимая и ненасытная смерть ходит по ней, и постоянно истребляет поколения человеческие, которые закон размножения, установленный для рода человеческого Творцом, заменяет поколениями новыми. И будет ходить она, и пожинать людей, доколе сама не погибнет вместе с разрушающимся миром. Животные, населяющие землю, восстали одни против других, непощадно истребляют друг друга. Самые стихии находятся в непримиримой вражде и непрерывном борении между собою. На земле все сражается, все страдает, все стремится к взаимному уничтожению. Какое грозное и непрерывное смятение! Какое повсеместное и ожесточенное столкновение!» [22, с. 85]. Но, по словам свт. Филарета Московского, «сие повреждение земли, столь естественно следующее за повреждением человека, есть вкупе и наказание для него и милость. Тогда, как отъемлется у покоренной суете твари часть совершенства, заграждается часть путей к её злоупотреблению. И какое наставление для грешника – видеть грех, опустошающий вселенную» [64, с. 69]. Не к ученым ли в большей мере относится последнее предложение?
Подведем некоторые итоги сравнения. До грехопадения человек, и, следовательно, созданный для него весь мир были нетленны, не претерпевали никаких нестроений и изменений. Более того, первые люди и последующая им остальная тварь обладали такими свойствами, каких нельзя представить нам сейчас, имея лишь пред глазами мир падший. Для тела человека это выражалось в том, что оно, будучи материально, в огне не горело, в воде не тонуло и т.д. Можно добавить, что Земля, являя собой прекрасный дворец царя-человека, видимо, находилась действительно в центре всей вселенной. И всё это человек должен был привести к Богу. Но вместо этого, в результате грехопадения, весь мир низвергнулся, подпал под проклятие и вместе с человеком изменился, стал тленным, испортился. Люди вместо своего легкого нетленного тела получили грубую, тяжелую плоть, стали «трупоносцами». Появились все те атрибуты тела, которые нам хорошо известны: пот, желчь, нечистоты и проч. Видимый тварный мир, в соответствии с человеческим телом, также стал грубо-телесным, в нем появились разлад, нестроения, разрушения. Земля из центра мирозданья превратилась в одну из маленьких планет, вращающуюся вокруг небольшой звезды под названием Солнце на окраине галактики Млечного пути, как это утверждают астрономы. Стихии стали противоборствовать человеку, вредить ему, животные перестали ему подчиняться, вся вселенная восстала против своего падшего царя. Более того, видимо, и само время, как один из главных атрибутов бытия мира, с нарушением последнего изменилось, стало другим, чем было в мире первозданном (см. хотя бы мнение иеромонаха Серафима (Роуза)).
Но возникает закономерный вопрос: отразилось ли подчинение всей твари тлению и на законы тварного мира, или все же эти законы остались неизменными и существуют такими же, какими были с момента творения? На этот вопрос отвечали по-разному. Одни говорят, что законы остались теми же [38, с. 177, 183; 44, с. 11]. Другие все-таки склоняются к тому, что законы падшего мира отличаются от законов мира первозданного, хотя и имеют некоторое подобие (см. выше, а также [34, с. 79]). Представляется, что последняя точка зрения более последовательна: грех изменил и законы бытия видимого нами мира. Ведь как можно с помощью известных науке законов описать то состояние человека, когда его и огонь не жег, и вода не топила, и т.д.? Или: возможно ли нетление и отсутствие смерти в мире, где действуют такие физические законы? Более того, ученые установили эти законы, основываясь на изучении падшей грубой материи. А какие законы управляли той легкой нетленной материей, это установить науке не под силу. Приведем еще одну краткую цитату, цитату из работы одного известного церковного деятеля, Антония, митр. Сурожского: «Мир от сотворения до падения – мир нам абсолютно неизвестный» [3, с. 5]. А вот мнение на этот счет прп. Симеона Нового Богослова (Слово 38), где ясно говорится о появлении новых законов в тленном человеке, а, следовательно, и в тленном мире после грехопадения: «Слова и определения Божии делаются законом естества, почему и определение Божие, изреченное Им вследствие преслушания первого Адама, т.е. определение ему смерти и тления, стало законом естества, вечным и неизменным» [49, с. 319]. И эти законы будут неизменны до тех пор, пока не появятся новое небо и новая земля.
Таким образом, исходя из выше сказанного, мир первозданный достаточно сильно отличается от мира падшего (см. также [20, с. 190–206]). Поэтому те свойства, которые принадлежат одному, ни в коем случае нельзя переносить на другой. Т.е. нельзя напрямую применять к нашему эмпирическому миру то, о чем говорится в первых главах книги Бытия, и, наоборот, те научные данные, которые имеются о нашей проклятой земле, нельзя переносить на землю первозданную. В этом-то и должен состоять главный принцип согласования Шестоднева с современными научными данными. При таком подходе можно не опасаться, что наука будет угрожать своими открытиями вере в Божественное творение мира, а с другой стороны, ученым в своих исследованиях падшего мира не надо будет бояться анафематствования за то, что их разработки не совпадают с событиями Шестоднева. (Как уже говорилось выше, единственным исключением здесь является человек, происхождение которого известно только из Откровения; поэтому приоритет Библии над наукой в данном случае очевиден.)
В связи с этим удивительно современно (в плане известного спора «креационистов» и «эволюционистов») говорил русский религиозный философ Евгений Николаевич Трубецкой в работе «Смысл жизни»: «Из этих (религиозных – Н.С.) сомнений сравнительно легко разрешаются те, которые коренятся не в самом религиозном сознании, а исходят из внешней ему области сознания научного. Я имею в виду указания на несоответствие между учением Библии и христианства о начале мира, а следовательно, – о рае и о грехопадении – с данными научного естествознания. Коллизия между наукой и христианским откровением здесь призрачна по той простой причине, что откровение и наука в данном случае трактуют о разных планах бытия. Все утверждения Откровения о вселенной до грехопадения (здесь и далее курсив автора) относятся к такому ее состоянию, где весь космический строй был иной. Там действовали законы природы, отличные от тех, которые обнаруживаются данными нашего научного опыта. За пределами этих эмпирических данных наука ничего не знает и знать не может. Вопрос, предшествовал ли известному ей космическому строю какой-либо другой, где не было ни смерти, ни борьбы за существование, т.е. вопрос о том, была ли когда-либо иная, ныне неизвестная науке эмпирия, всецело выходит из пределов ее компетенции. Очевидна ошибка тех ученых или философов, которые, исходя из «данных научного опыта», пытаются дать тот или другой ответ на наш вопрос, – все равно положительный или отрицательный; она заключается в том, что они придают научному опыту то абсолютное значение, которого он на самом деле не имеет. Опыт одного плана бытия не может служить основанием для суждения о бытии вообще. Поэтому ни космография, ни биология, ни какие-либо иные естественные науки не призваны судить о том, действовали ли когда-либо до возникновения известной им вселенной иные, не известные науке законы взаимоотношения духа и тела и законы жизни. В особенности странно противополагать откровению опыт нашей планеты; ибо утверждения христианского учения о состоянии вселенной до грехопадения относятся вовсе не к земной планете в тесном смысле слова, а к земному бытию вообще, т.е. ко всей сфере телесного существования и телесного воплощения. Попытки богословов вычитать в Библии космографическое учение о нашей планете или солнечной системе по меньшей мере столь же произвольны, как космографические опровержения Библии учеными. Те и другие свидетельствуют о совершенном недозволительном смешении двух планов бытия, которые должны быть строго различаемы» [60, с. 227–228].