Смекни!
smekni.com

Проблема согласования библейского повествования о творении мира и современных научных данных (стр. 8 из 9)


3. Альтернативная попытка Согласования

3.1 Основные положения модели

Из такого различения двух планов бытия нашего мира следует, что Шестоднев и последовательность событий во вселенной, изучаемой наукой, мыслятся как два, следующих один за другим, этапа в истории всего тварного мира (см. [20, с. 191]). Первый этап кончился грехопадением, именно с момента грехопадения начался второй этап. Причем на первом этапе мир обладал такими законами и свойствами, какие на втором уже этапе, после изменения твари в результате преслушания человека, не могут наблюдаться. Так, дни творения не следует рассматривать ни как наши сутки, ни как миллиарды и миллионы лет, предполагаемые наукой. Их длительность нам совершенно неизвестна, потому что мы не имеем никакого представления о времени первозданного мира. Также ничего нам не известно и о земле Шестоднева, кроме того, что она появилась до Солнца, Луны и звезд и занимала центральное место в первозданном мире, как место жительства человека, как бы это не странно звучало для современного человека, со школы знающего о Копернике, о строении Солнечной системы и о космологической модели Шмидта. Также надо спокойно принимать свидетельство Св. Писания и о последовательности творения растений и животных, не оглядываясь при этом на палеонтологические данные, и верить во все прочее, что написано в первых главах книги Бытия, т. к. о первозданном мире нам известно только оттуда да еще от святых отцов, которые в своих созерцаниях и прозрениях с помощью Божьей достигали и видения первобытной земли.

Все же научные данные о мире и, в частности, о начальных моментах нашей вселенной (какие уже были или какие еще только будут получены) относятся уже ко второму указанному здесь этапу. Даже известная модель «Большого взрыва» или другие, ей альтернативные (например, инфляционная модель [43, с. 68; 44, с. 25]), говорящие вроде бы о самом начале мира, имеют дело лишь с теми фактами, которые произошли уже после грехопадения.

Очевидно, что по логике данного рассуждения для самого человечества второй этап начался с момента облечения Адама и Евы в кожаные одежды и изгнания их из рая на землю. Но согласно общепринятым представлениям об образовании вселенной (не беря в расчет мнения «креационистов»), от начала доступного науке мира (т.е. от момента грехопадения) до появления человекав нем (т.е. до изгнание из рая) прошло около 20 миллиардов лет, за которые произошло множество событий, одним из которых является образование Солнечной системы и, следовательно, Земли. Библия же говорит, что первые люди были изгнаны из рая почти что сразу после своего согрешения (Быт. 3:23–24). Здесь возникают сразу два вопроса. Первый: как согласовать малый промежуток времени пребывания людей в раю перед их изгнанием с теми предполагаемыми миллиардами лет эмпирически познаваемой падшей вселенной? (С точки зрения «креационистов» здесь вопроса нет, т. к., с одной стороны, ими не признаются эти огромные промежутки времени, а с другой стороны, ими почти не рассматривается изменение мира после грехопадения.) А второй: как понять «повторное» образование Солнца и Земли (уже согласно научным моделям) после грехопадения, ведь они уже были сотворены, о чем прямо сказано в первой главе книги Бытия?

По поводу второго вопроса можно лишь только сказать, что Солнце, Земля и прочие небесные тела «повторно» образовались в такой же мере, как «заново» образовалось тело человека после грехопадения: оно было легким и нетленным, стало же грубым и тленным. Оно как бы «заново» появилось, с совершенно другими свойствами (см. выше). Может быть, также «заново» появилась и вселенная в ее новом падшем виде. Ведь, согласно святоотеческой аналогии, рассмотренной выше: «каков человек – таков и мир», в первозданном мире и Земля, и Солнце также были нетленны, созданные из легкой первозданной материи, подстать материи человеческого тела. А после грехопадения эта материя стало грубой, какой мы ее сейчас и наблюдаем. Весь вопрос в том, как происходило это огрубление материи вселенной. Может быть, был прав еп. Василий (Родзянко), считавший, что момент грехопадения проявился в том событии, которое космологи называют «Большим взрывом» [7, с. 5, 64]: прежний первозданный мир низвергнулся, взорвался, разлетелся на осколки [7, с. 64]. И лишь Промысел Божий не дал миру окончательно исчезнуть, но восстановил его и вновь его украсил [7, с. 6–7, 64], правда эта красота является уже падшей, тленной, в соответствии с тленным человеком. Что же касается положения Земли на краю галактики Млечного Пути, то можно, по крайней мере, говорить о том, что при греховном изменении всей вселенной изменились не только свойства материи, но и её структура: всё стало с ног на голову, и то, что было в центре мира, оказалось на периферии.

При ответе же на первый вопрос необходимо помнить, что после грехопадения рай так и остался в первоначальном нетленном состоянии. Выше приводились слова прп. Симеона Нового Богослова о том, что «[После преступления Адама] не проклял Бог рая… а проклял лишь всю прочую землю». (Отсюда понятно, что без толку искать рай на нашей падшей земле: на дне Персидского залива или где-нибудь ещё, потому что он остался в том первозданном состоянии, которое люди не могут сейчас уже познать или каким-либо образом воспринять.) Как видно из Писания, Адам и Ева после грехопадения ещё некоторое время были в раю (Быт. 3: 7–21). За это время произошли следующие события: сначала Адам и Ева сделали опоясания из смоковничных листьев (Быт. 3:7), потом прятались от Бога среди деревьев (Быт. 3:8), затем Богом был произнесен приговор змию, жене и Адаму (Быт. 3:14–19), и, наконец, Господь сотворил первым людям кожаные одежды (Быт. 3:21), и они изгнаны были из рая на падшую землю (Быт. 3:23–24). Как можно оценить этот промежуток райского времени? Как долго он длился? Как говорилось выше, время во вселенной в результате грехопадения тоже необходимо изменилось. И поэтому нам, живущим минутами падшего времени, совершенно неизвестно, какое время было и есть в раю, единственном сохранившемся островке первозданного мира. Можно лишь предположить, что, пока происходили известные события между грехопадением людей и их изгнанием из рая, в падшем мире параллельно могли твориться другие события, а именно образование (с точки зрения науки) нашей вселенной, в ней формирование множества звезд, в том числе и Солнца, и, наконец, Земли, в числе других восьми планет Солнечной системы. Это же относится и к протеканию геологических процессов, а также и к возникновению органического мира. Причем здесь не важно, какая научная гипотеза образования космических или земных тел здесь принимается, та ли, которая основывается на эволюции всей падшей вселенной в целом, или же та, которая отвергает любое развитие поврежденной грехом природы. В науке ведь главное, чтобы эти гипотезы были подтверждены фактами, а не просто голословно утверждались. Для веры же это не имеет никакого значения, потому что во всем действует Промысел Божий, который даже через проявления неживой природы может привести человека к Богопознанию.

Наконец, осталось лишь сказать о согласовании библейского повествования с научными исследованиями происхождения человека. Люди пришли на падшую землю из того бытия, которое не может быть никогда познано научными методами – из рая. Отсюда следует, что научные модели происхождения человека будут всегда сталкиваться с той же самой непреодолимой трудностью, что и космологические модели: они никогда не смогут сказать, что было предшествующей стадией для человека, как и для вселенной, перед тем моментом, как их появление зафиксировали ученые. В плане антропологии это видно в бесплодных поисках предка человека. Именно здесь находятся естественные границы научного метода познания. Но о том, что не доступно науке, как раз и может нам рассказать Св. Предание.