Таким образом, простейшая классификация всех элементов бытия представлена путем деления на следующие группы: 1) чувственное; 2) ощущения; 3) представления; 4) волевые акты и другие способности; 5) чистое ощущение или общее понятие сознания (без содержания).
Если к группе чувственного отнести все связанное с органами чувств, а группы: ощущения, представления, волевые акты и чистые ощущения заменят понятие «душа», то все пять групп можно объединить в две, представляющие изображение материи и духа, сохранившее в буддизме за собой старый, добуддийский термин «нама-рупа», где «рупа» представляет элементы чувственного, а «нама» включает четыре нечувственных разряда.
Во время одной дискуссии, Будда выдвинул лозунг «Все существует», позже он был вынужден разъяснить то, что он подразумевает под этими словами - он ответил: "все существует означает, что существуют двенадцать ayatana" (ayatana в переводе с санскрита означает «вход».
Итак еще одной классификацией дхарм является деление на 12 ayatana. Здесь элементы разделены на познавательные способности и соответствующие им объекты:
Шесть воспринимающих способностей (органов – indriya):
1. Орган зрения – chakshur-indriya-ayatana.
2. Орган слуха – shrotri-indriya-ayatana.
3. Орган обоняния – ghran-indriya-ayatana.
4. Орган вкуса – jihv-indriya-ayatana.
5. Орган осязания – kay-indriya-ayatana.
6. Познавательные способности.
Шесть объектов (vishaya):
1. Видимое (цвет и форма) – rupa-ayatana.
2. Слышимое (звук) – shabda-ayatana
3. Обоняемое (запах) – gandha-ayatana Вкушаемое (вкус) – rasa-ayatana.
4. Осязаемое – sprashtavya-ayatana.
5. Нечувственные объекты - dharma-ayatana или dharmah.
Цель этой классификации дать деление всех объектов познавания на объекты чувственные и нечувственные. Первые затем разделены на 10 групп и соответствуют пяти органам чувств и их пяти объектам, а вторые (dharma-ayatana или просто dharmah), включающие все нечувственные объекты, оставлены неразделенными. Имеется шесть пунктов, соответствующих шести познавательным способностям. Таким образом, 12 ayatana, или "баз познавания", представляют все элементы бытия, распределенные в шести субъективных и в шести соответствующих объективных статьях.
И еще один способ классификации элементов бытия, внешне очень сходный с деление на 12 ayatana, однако произведенный с иной точки зрения – здесь к шести познавательным способностям и шести объектам добавляются так же шесть видов сознания, начиная от сознания или ощущения видимого (chakshur-vijnana-dhatu) и кончая сознанием умственного, т.е. нечувственного (mano-vijnana-dhatu). Таким образом, в дополнение к 12 компонентам, соответствующим 12 базам познавания, мы имеем:
1. Сознание видимого (зримого) (chakshur-vijnana-dhatu).
2. Сознание слышимого (shrotria-vijnana-dhatu).
3. Сознание обоняемого (ghrana-vijnana-dhatu).
4. Сознание вкушаемого (jihva-vijnana-dhatu).
5. Сознание осязаемого (kaya-vijnana-dhatu).
6. Сознание нечувственного (mano-vijnana-dhatu).
Итак, мы изложили значения термина «дхарма» в буддизме, и перечислили основные типы классификаций дхарм, как элементов бытия.
1.2 Буддийские представления о бытии, как о взаимодействии элементов
В параграфе рассматривается бытие с точки зрения доктрины буддизма.
Понятие о дхарме является центральным пунктом в буддийском учении, в котором буддизм раскрывается, как метафизическая теория, развивавшаяся из принципа, что бытие, ни что иное, как взаимодействие тонких, конечных, мимолетных, элементов материи, духа, сил. Лишь эти элементы по-настоящему реальны, все остальной суть только имя для определенной группы элементов. Нравственное учение, провозгласившее целью жизни стремление к освобождению от уз сансары и обретению покоя в состоянии нирваны, не является чем-то чуждым онтологическому учению, а тесно сним связана и является его неотъемлемой частью.
Хотя элементы бытия не связаны друг с другом ни всепроникающим элементом бытия, ни длительностью во времени, между ними есть определенная связь – это закон причинно‑зависимого происхождения. На санскрите этот закон звучит как «pratitya-samutpada». Таким образом основная доктрина буддизма (известный буддолог Ф.И. Щербатской обозначает ее как «понятие множественности отдельных элементов») включает в себя идею о строгой причинности, которая контролирует элементы бытия в мировом процессе. Выдающийся индийский философ, буддийский монах Васубандху следущим образом охарактеризовал Теорию элементов: "если что-либо появляется, то последует такой-то и такой-то результат" – asmin sati idam bhavati.
Подводя итог вышесказанному, обобщим характеристики элемента «дхарма». Итак:
1. Каждый элемент является отдельной сущностью или силой;
2. Элементы не имеют длительности – каждый новый элемент существует лишь в пределах одного момента;
3. Движущихся тел нет – но есть последовательное появление элементов;
4. Появление нового элемента определяется предыдущим по закону причинной обусловленности;
5. Элементы не проникают друг в друга, а значит, нет субстанций отдельно от качеств, материя есть отдельные чувственные данные, душа – есть отдельные ментальные данные.
6. Конечный результат мирового процесса – абсолютный покой, когда элементы, утратив энергию, перестанут возникать. Все взаимодействие угаснет и на смену ему придет неподвижность.
Вывод:
В данной главе были рассмотрены основные категории буддизма: «дхарма» и «карма». Термин «дхарма» был рассмотрен как в значении закона, учения, так и в значении элементарных, далее неделимых элементов бытия, связанных между собой законом причинной обусловленности. Посредством этих элементов, а точнее их взаимодействий образуется сущее, мир, переживаемый каждым существом и регулируемый законом кармы.
Глава 2. Особенности понимания буддизма в работах отечественных ученых
2.1 Анализ буддизма в трудах Щербатского
Щербатской Ф.И. – русский буддолог, историк индийской философии. В 1889 году окончил историко-филологический факультет Санкт-петербургского университета. В 1904 году, там же защитил магистерскую диссертацию по трактату Дхармакирти «Ньяя бинду» («Учебник Логики»).
С 1918 года действительный член Российской академии наук. В 1928-30 гг. возглавлял институт индийской культуры в Ленинграде. С 1930 года возглавлял Индо-тибетский кабинет института востоковедения.
Крупнейшими трудами Ф.И. Щербатского являются монографии «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов» (т. 1-2. СПб., 1903-1909 гг.), «The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word Dharma» («Центральная концепция буддизма и значение слова “дхарма”». Лондон, 1923 г.), «The Conception of Buddhist Nirvana» («Концепция буддийской нирваны». Ленинград, 1927 г.) и «The Buddhist Logic» («Буддийская логика», т. 1-2. Ленинград, 1930-1932 г.). Кроме этого Щербатской был автором многочисленных статей, переводов небольших буддийских текстов и публикаций в серии «Bibliotheca Buddhica».
Щербатской занимался преимущественно буддийской философией, иногда рассматривая ее вне религиозно доктриального контекста буддизма. Первая работа Федора Ипполитовича по индийской философии была посвящена логике. Здесь он попытался найти альтернативу классической европейской, т.е аристотелевской логике. В работе Щербатской указывал на различие в понимании «логики» в Европе и «логики» в Индии, проводя аналогии между различными их направлениями. Труд был читан на заседании восточного отделения Императорского русского археологического общества. В процессе своей дальнейшей работы, Щербатским отмечались частные параллели. Вот лишь некоторые из них:
- статья «Буддийский философов о единобожии» (1904) – сходства позиций найяиков в отношении создания мира (из атомов посредством некой высшей силы) с учением западных окказионалистов XVII – XVIII вв.
- между буддистами и ведантистами с позициями Канта
- между философией Канта и учением буддистов из школы виджнянавады.
Основываясь на широком круге санскритских и тибетских источников, Щербатской, фактически, стал инициатором современного исследования буддийской логики и теории познания, а так же системного изучения всего наследия буддийского идеализма виджнянавадинов, школы Дигнаги.
Влияние видного русского кантианца А.И. Введенского (учителя Щербатского) и И.И. Лапшина (ученика А.И. Введенского) выражалось как в компаративистской направленности его работ, так и в том, что для описания буддийской философии Ф.И. Щербатской использовал терминологию и инструментарий неокантианской философии. Как отмечает Шохин В.К. « именно Кантова философия является для него и основной точкой отсчета достижений индийской философской мысли и критерием оценки некоторых решающих ее результатов…». Щербатской как переводчик совершенно иным образом подходит к вопросу перевода буддийских текстов, чем это было принято до него, считая, что корректность перевода философских текстов состоит прежде всего в необходимости философски адекватного перевода классических буддийских текстов. Не филологи, а философы должны изучать буддийскую мысль, утверждал академик, «передавать ее на русском языке так, как передал бы ее сам автор, если предположить, что ему пришлось бы писать на этом языке». Наряду с положительным характером, который носил такой способ перевода, он так же обладал и отрицательной чертой, ведь хотя принятый Щербатским язык описания и его герменевтическая процедура позволяли звучать русскоязычному переводу индийского текста вполне философично, при этом переводчику удавалось, прежде всего, передавать то, что было общего у индийского философа с европейскими мыслителями, тогда как принципиально новое и инокультурное содержание буддийских памятников оставалось по-прежнему в значительной степени скрытым и неявным. В целом же работа Щербатского в этой области была успешной. Это можно сказать и о таком значимом труде Федора Ипполитовича, как « Центральная концепция Буддизма и значение термина «дхарма»». Здесь Щербатской, дает весьма конкретное определение термину «дхарма», устанавливает, что понятие «дхарма» - основа буддийской догматики, доказывает, что буддизм это не только этическое учение (в то время буддологами рассматривалась лишь этическая сторона буддизма), но и содержит в себе онтологию, т е. обладает своей метафизической системой.