2.2 Анализ буддизма в трудах учеников Ф.И. Щербатского
Ф.И. Щербатской был не только ученым-исследователем, но и блестящим педагогом, воспитавшим целую плеяду ученых, образовавших российскую (петербургскую, ленинградскую) буддологическую школу. Самым крупным ученым из воспитанников Ф.И. Щербатского был, Е.Е. Обермиллер.
1. Е.Е. Обермиллер.
Е.Е. Обермиллер (1901-1935 гг.) – самый яркий ученик Щербатского. Глубокое знание санскрита, тибетского и монгольского языков, большие всесторонние познания позволили Обермиллеру стать автором ряда работ высокой научной ценности, а так же сделать несколько успешных переводовфундаментальных религиозно-философских трактатов. Таких как перевод «История буддизма в Индии» известного тибето-буддийского ученого Будона Ринчендуба. Большой вклад в науке был сделан Обермиллером благодаря его увлечению Праджняпарамитской литературой, вчастности «Абхисамаяламакара» и «Уттаратантра» - первая работа это религиозно философский трактат, в котором подробно рассматриваются этапы и ступени духовного пути развития личности, а предметом второй работы стало рассмотрение Будды, Учения и Общины и их характеристика, а так же результат духовного пути т.е. просветление.
В статье «The Account of the Buddha's Nirvana and the First Council According to the Vinayaksudraka» обермиллер раскрывает трактовку важнейшего понятия буддизма – нирваны по воззрениям различных религиозно-философских школ. Работа «A study of the Twenty Aspects of Sunyata based on Haribhadra's Abhisamayalamkara-aloka and the Panca-vimsatisahasrika-prajnaparamita-sutra» посвящена анализу видов шуньяты. Таким образом, Обермиллер продолжал традиции классической буддологии, принципы которой разработал Ф.И. Щербатской. Особое внимание Обермиллер уделял изучению текстов Майтреи-Асанги — Абхисамаяланкары и Ратнаготравибхаги. Таким образом, Обермиллер был первым европейским ученым, занявшимся этим текстом, базовым для теории Татхагатагарбхи. Большинство опубликованных работ Обермиллера написано по-английски [7]. К сожалению, его жизнь оказалась краткой: в 34 года Е.Е. Обермиллер скончался после тяжелой и изнурительной болезни. Последние годы жизни он провел в Бурятии, занимаясь буддийской философией с учеными ламами.
2. О.О. Розенберг
Так же учеником Щербатского принято считать О.О. Розенберга, одного из выдающихся философов и ориенталистов не только России, но и всего цивилизованного мира, профессора факультета восточных языков Петроградского университета. О.О. Розенберг считается учеником Ф.И. Щербатского, но в то же время его исследования были независимыми и самостоятельными, его подходы и выводы отличались от выводов и подходов академика.
Розенберг родился в Фридрихштате в 1988 году. Окончил Петербургское училище Св.Екатерины в1905 году с золотой медалью. После он поступаетна факультет восточных языков С.-Петербургского университета, где слушал лекции проф. Иванова, проф. Щербатского, проф. Руднева. Розенберга, еще во время учебы в университете стала привлекать область восточной философии. Будущий академик считал, что представление о важнейших проблемах индийской философии, которые сложились в науке на тот момент, не соответствовали истине. Раскрытию подлинного смысла буддизма он решил посвятить свою жизнь. Изучая буддизм, Розенберг считал, что исследование этого учения не должно ограничиваться исследованием лишь индийских источников (в этом состоит одно из различий в подходах к этому вопросу между Розенбергом и Щербатским) и что необходимо, так же изучать китайские и японские источники. Работа Оттона Оттоновича не ограничивалась лишь работой кабинетной, а заключалась так же в исследовании устной традиции, до сих пор сохранившейся в буддийских монастырях. Одной из заслуг Розенберга в области востоковедения стало составление словаря – свода всех философских, религиозных и религиозно-исторических терминов переводной литературе. Охватив языки китайский, японский, санскритский, пали, словарь послужил фундаментом для дальнейшего научного изучения буддизма. Магистерская диссертация Розенберга «Проблемы буддийской философии», написанная им в 1918 году, в которой излагаются принципы нового изучения философии востока, а так же основные моменты развития буддийского учения, стала вторым трудом академика в области буддизма и, собственно как его автор он и стал знаменит. «Проблемы буддийской философии» являются второй частью единого труда под названием «Введение в изучение буддизма по китайским и японским источникам». Розенберг планировал и третью часть, посвященную школам китайского и японского буддизма, но написать ее ему было не суждено. Книга ознаменовала собой переворот в буддологии. Состоял он в следующем:
1. Розенберг показал наличие нескольких уровней в буддизме и принципиальное отличие популярного, народного, буддизма от философского буддизма.
2. Он показал необходимость изучения буддийского учения не только по сутрам, но и по систематическим философским трактатам — шастрам. Именно тексты шастр позволяют понять философский уровень буддизма, представленный и в сутрах, но не в систематической форме.
3. О.О. Розенберг впервые доказал, что именно Абхидхарма является основой философии буддизма, а главный предмет Абхидхармы — теория дхарм, рассмотренная Розенбергом детально и всесторонне.
4. О.О. Розенберг показал, что никакого буддизма «вообще» нет. Буддизм исторически существовал и существует только в виде отдельных школ и направлений.
Изучение китайских и японских источников выразилось в работах Щербатского еще и в интерпретации теории дхарм, нетрадиционной для буддологии того времени. Дело в том, что Розенберг представлял дхарму как некоторые непознаваемые носители, лишь проявляющие себя мгновенными вспышками. В классических же абхидхармических текстах, таких как «Абхидхарма» дхармы определяются как элементарные мгновенные частицы.
2.3 Буддизм как онтоэтическое учение
Признание буддизма как онтоэтического учения означает, что данное учение не было исключительно этическим учением, как это было принято считать «полвека назад, когда наиболее авторитетной в буддологии была англо-германская школа (супруги Рис-Дэвидс, супруги Гейгер, Г.Ольденберг и др.), характерными чертами которой было подчеркивание антиметафизической морально-этической сущности проповеди раннего буддизма, ориентация на палийскую версию Канона, понимаемую как вполне адекватное отражение первоначального буддизма, пренебрежение к терминологическому аспекту буддизма и, наоборот, внимание к этимологии и апелляция к "здравому смыслу"», но обладало своей собственной метафизической системой.
1. Что означает термин «этика»?
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами.
2. Что означает термин «онтология»?
(греч. Ontos – сущее, logos – учение) – учение о бытии: в классической философии – учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы;
Термин «онтология» был введен Р. Гоклениусом («Философский лексикон», 1613) и параллельно – И. Клаубергом, введшим его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию метафизика (“Metaphisikadeente, quaerectusOntosophia”, 1656);
3. Буддизм – онтоэтическое учение.
Что касается буддизма, то главная его онтоэтическая идея заключается прежде всего в Четырех Благородных Истинах ( Чатур Арья Сатьяни), учении о причинно‑зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не‑души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию. Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены самим Буддой, однако если тхеравадины («хинаянисты») считают их полной и окончательной истиной, то для большинства махаянистов они есть лишь некоторые условно истинные положения, провозглашенные Буддой в пропедевтических целях, чтобы подготовить учеников к восприятию ими истин более высокого порядка, таких, например, как тождество сансары и нирваны или наделенности всех живых существ природой Будды.
Далее следует краткое рассмотрение каждой из истин.
Первая истина это истина о страдании (духкха). Смысл ее заключается в том, что вся наша жизнь есть страдание: рождение – страдание, болезни – страдание, смерть – страдание, соприкосновение с неприятным - страдание, разлучение с приятным – страдание. Страдание это основная характеристика бытия. Находясь под влиянием закона причинной обусловленности страдают все, не только человек, но и животные и даже боги.