Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика онтологической проблематики в буддизме
1.1 Основные категории буддизма «дхарма» и «карма»
1.2 Буддийские представления о бытии как взаимодействии элементов
Глава 2. Особенности понимания буддизма в работах отечественных ученых
2.1 Анализ буддизма в трудах Ф.И. Щербатского
2.2 Анализ буддизма в трудах учеников и последователей Ф.И. Щербатского
2.3 Буддизм как онтоэтическое учение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы
Восток… Он всегда привлекал, манил к себе неразгаданностью, таинственностью, самобытностью.
Чаще всего Восток изучается с точки зрения взаимодействия с Западной культурой. Проблема существования антагонистической пары Восток-Запад, их различия и сходства, притяжения и отталкивания, их культурного взаимодействия приобретает особую остроту и актуальность в последнее время, время военного и политического противостояния.
Увлечение Запада Востоком началось очень давно – с древних торговых связей, кажущихся уже вечными. По мнению многих исследователей именно крестовые походы положили начало превращению европейского рыцарства из шайки кровожадных псов в изысканнейшую часть общества. До этого отношение к восточным странам строилось по модели мифа или сказки. .
Затем Восток обрел статус географической и культурной реальности. Он стал более близким, но все еще чудесным, экзотическим, диковинным, а интерес к восточным странам приобрел характер модного увлечения. Тончайшие фарфор и ткани, сказочные ширмы и веера, наряды и лаковые кабинеты, китайские дворцы и сады — Запад как большой ребенок играл в фантастичный, театрализованный восточный мир, олицетворявший негу и роскошь. Это был первый шаг на пути к разрушению великого мифа о европоцентричности мира.
Таким образом, культура Востока постепенно проникает в жизнь Запада: в его быт, в его искусство, и конечно же в его образ жизни. Европа перестает осознавать себя центром, осью, вокруг которой вращается весь остальной мир.
Выдающийся русский востоковед О.О.Розенберг говорил, что «ключ к восточной душе» - буддизм, подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов. Действительно, возможно ли строить взаимоотношения с каким-либо народом, будучи незнакомым, с его традициями, мировоззрениями, философией? А стремление к налаживанию международных отношений – залог успеха внешней политики любого государства.
Культура, искусство Востока неразрывно связано с философией, народов, населяющих его. А мировоззрения того или иного народа в большинстве своем обусловлены той религиозной моделью, носителями которой они являются. Со временем самой распространенной из них становится буддизм.
Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно и поэтому заслуживает отдельного исследования. Здесь же мы ограничимся общими замечаниями.
Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Как пишет В.С. Поликарпов: «Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета»[1]. Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуцианства в Китае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.
Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.
С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийская архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.
Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана с красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи.
Развитие скульптуры проявилось прежде всего в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.
Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов – переводчиков, компиляторов, переписчиков.
Вместе с буддизмом в Японию пришла китайская «азбука».
Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания.
Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.
Буддизм оказал глубокое влияние на становление принципов традиционного восточного искусства. Прежде всего следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока. Благодаря буддизму на Востоке незавершенность есть универсальный принцип, пронизывающий как традиционное, так и современное искусство, причем художники исходят из принципа «природа – мера красоты» в противоположность европейскому «человек – мера красоты».
Влияние же буддизма на западные страны, до XIX века не было сколько-нибудь заметным. С развитием науки и техники, в странах Западной Европы усиливается брожение умов и развивается культурный кризис.
Французский историк Жюль Мишле писал в 1864 году: «На Западе такая теснота! Греция с наперсток – дышать нечем. Иудея высохла, я задыхаюсь. О, дайте мне, дайте надышаться с азийских высот воздухом глубин Востока!»[2]
В начале XX века наука испытывает кризис. Проникнув в глубины бытия ученые столкнулись с явлениями микромира не поддающимися обычной логике. Возникли идеи об исчезновении материи. К тому же физические картины кажутся отвлеченными и далекими от реального мира. Поэтому передовые ученые: Эйнштейн, Бор, Шредингер и др. находят опору в древних философских учениях Востока, в частности в буддизме. Они обнаруживают множество параллелей в современной физике и в буддизме, которые не только укрепляют их уверенность в правильности своих теорий, но и одухотворяют эти теории, позволяют приблизить их к повседневной жизни. Эйнштейн называл буддизм единственной религией совместимой с современной наукой.
Буддизм оказал влияние и на становление современного психоанализа (Фромм, Фрейд, Юм).
Главное же влияние Буддизма на культуру, именно в сохранении и развитии вечных идеалов человечества: Истины, Любви и Красоты, без которых невозможно само понятие «культура».
Образ жизни человека, его поведение регламентируются нравственными нормами являющимися частью культуры того или иного общества, а значит и сам термин «культура», подразумевает под собой и существование носителя ее, в нашем случае человека. Будучи приверженцем той или иной религии, которая есть составляющая культурных традиций народа, человек, согласно своей вере, позиционирует себя в этом мире, отводя своему существованию определенную роль. Взаимодействие Мира и человека - основа большинства религий. Мы займемся рассмотрением этой связи в буддизме.
XXI век - время ускоренной взаимной культурной интеграции Востока и Запада, когда установление прочных взаимоотношений между государствами, приобретает все большую значимость для внешней политики каждого из них. Что касается России, то буддизм - традиционная религия нескольких народов нашей страны, народов, стремящихся ныне к национально‑культурному возрождению. В этих условиях необходимость изучения буддизма очевидна, но осознание этой религии без понимания такого важного момента, как взаимоотношение мира и человека в ней невозможно.
Степень научной разработанности темы.
Степень научной разработанности темы в настоящее время не может быть признана исчерпывающей, несмотря на то, что буддология за последние сто лет проделала большой путь, о буддизме написано множество научных, популярных книг. Тем не менее объем того, что предстоит сделать в этой области гораздо больше того, что уже сделан. По мнению известного петербургского востоковеда Е.А. Торчинова проблема не в том, что до сих пор не изучены и не переведены многие базовые тексты как индийского буддизма, так и тибетской и дальневосточной ветвей этой религии, а в том, что «мы до сих пор лишены понимания буддизма как единого во всем своем многообразии религиозного и культурного феномена, а мозаика отдельных текстов и направлений заслоняет от нас целостность буддизма, вмещающего в себя все это многообразие и не существующего вне него»[3].
Теоретическая база.
Теоретическая база курсовой работы формировалась на основе изучения и осмысления результатов научной деятельности известных исследователей в области востоковедения, в частности на работах Е.А. Торчинова, О.О. Розенберга, Ф.И. Щербатского, Васильева Л.С.
Цель исследования.
Целью настоящей курсовой работы является историческая реконструкция онтологической парадигмы буддизма. Реализация поставленной цели потребовала выполнения следующих задач:
Задачи исследования.
1. выделить основные онтологические характеристики буддизма;
2. описать основные понятия, связанные с этими характеристиками;
3. определить смысл этих понятий применительно к Европейской метафизике;
4. выявить основные этические конструкты этих понятий;