Если бы жрецы майя, следившие за календарем, вели счет прошедшему времени только по одним дням, им бы пришлось уже в X – XII веках нашей эры тратить чуть ли не целую человеческую жизнь на запись всего нескольких десятков своих дат. Ведь к этому времени от начальной даты прошло более полутора миллионов дней (365 4200). Поэтому им ничего не оставалось, как на основе своей двадцатеричной системы разработать сравнительно простую «таблицу умножения» календарных дней, значительно упростившую вычисления [приложение В]. Последнее число – название, по-видимому, было создано на будущее, поскольку даже мифическая дата начала всех начал отнесена к 5 041 738 году до новой эры.
Календарь майя уже в процессе зарождения не был лишен и элементов общественно-политического характера. Между тем институт смены власти по родам, свойственный самой ранней стадии формирования у майя классового общества, постепенно отмирал. Однако четырехлетний цикл как основа календаря сохранялся в неприкосновенности, ибо он продолжал играть важную роль в их экономической жизни. Жрецы сумели выхолостить из него демократические начала и целиком поставить на службу своей религии, теперь уже охранявшей «божественную» власть всемогущих правителей ставшую в конце концов наследственной.
Календарь и летоисчисление майя были заимствованы ацтеками и другими народами, населявшими Мексику.
Часто говорят, что календарь майя является самым точным. Они объясняют это тем, что, хотя майя не имели астрономических инструментов, они научились достигать высокой точности своих наблюдений небесных светил, применяя особый метод, состоявший в наблюдении сквозь длинные и узкие прорези, своего рода «прицелы».
Астрономы майя сумели определить продолжительность солнечного года в 365,2420 суток. Это всего на 0,0002 меньше принятого в настоящее время значения тропического года и соответствует ошибке в одни сутки за V тыс. лет. Это дает основание сделать вывод, что календарь майя несколько точнее григорианского календаря.
Структура календаря поистине оригинальна и значительно отличается от всех других известных календарных систем. Календарь древнейшего племени майя, расцвет которого, по мнению большинства археологов, приходится на IV — X века н.э., представляет собой сложнейший и интереснейший инструмент фиксации течения календарного времени, в основе которого лежит галактический цикл.
Это был особый календарь, который соединял в себе не только лунный и солнечный циклы, но и учитывал период и скорость обращения Солнечной системы вокруг центра Галактики. Для составления столь точного календаря, по мнению ученых, потребовалось бы наблюдать и записывать движения планет на протяжении приблизительно десяти тысяч лет. Майя не просто смогли расширить своё сознание до восприятия Земли как части Солнечной системы и Галактики Млечный Путь, опередив геоцентрическое представление того времени о модели существования планеты, но и приблизились к пониманию будущего. Кроме того, звёзды излучают время. А время — оно многогранно и описать его мерности — непростая задача.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проанализировав культуру древних майя, их религиозные убеждения, мифологические представления, мировоззренческие принципы и астрономические познания, пришли к следующим выводам.
Майянские земледельцы на рубеже II-ого и I-ого тысячелетий до н.э. испытывали нехватку новых земель и, спустившись с нагорий, приступили к колонизации почти безлюдных до того времени равнин на севере Гватемалы и юге Мексики. По мнению некоторых ученых, еще один поток переселенцев пришел с запада и южного побережья Мексиканского залива из области ольмеков. От усилий этих групп и интенсивном влиянии соседних народов и была создана такая цивилизация, которую называют классической культурой майя. До сих пор неизвестно, когда именно возникла цивилизация майя. Долгое время вокруг этой проблемы были разные мнения. Но известно, что культура просуществовала до 17 столетия, оставив после себя большие достижения культуры.
Особенностью космогонических и антропогонических взглядов народов майя являются многочисленные попытки богов создать существ, способных почитать и кормить их. Такие попытки были абсолютно безуспешны, пока не появился маис. Люди майя верили, что они созданы именно из маиса.
Божеств майя было огромное количество, не все из них еще расшифрованы. Пантеон был очень обилен и сложен, так как религиозные представления пронизывали все стороны общества древних майя.
Развитие научных знаний этого народы достиг значительного уровня, хотя знания были тесно связаны с религией. Древние майя большое внимание уделяли изучению календаря и летоисчисления, математики, астрономии и медицины. Большим достижением в области математики была разработка понятия нуля. Ни у одного из народов древней Америки не было такого высокоразвитого календаря и системы летоисчисления, как у майя классического периода (300 – 900 гг).
Особенностями майянских ритуалов является невероятная жестокость во имя богов, во имя продления им жизни или же получения каких-либо благ. Религиозная система майя жива и сегодня, с её обрядами живут миллионы представителей современных майя, которые, хотя и имеют особенности, присущие каждому народу, унаследовали большинство традиций от некогда большой классической культуры.
Особенностью всех майянских календарей является то, что они очень точны, а также описывают развитие мира в контексте смены эпох.
К сожалению, до нас дошло всего три манускрипта майя, которые условно называют кодексами и различают по месту нахождения: Парижский, Дрезденский, Мадридский. Еще несколько рукописей, написанных латинскими буквами: «Пополь-Вух» и «Чилам-Балам».
Сооружения строились через определенные промежутки времени, каждая из них приобретала не только функций жилища или же храма, но и календаря.
Многие достижения и концепции древней духовной культуры майя по-прежнему живут среди миллионов местных жителей, прямых потомков древних мезоамериканцев.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бонгард-Левин Г.М. Древние цивилизации. М.: Мысль, 1989. – 479 с.
2. Веретенников А.М. Города майя и ацтеков. М.: Вече, 2003. – 208 с.
3. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М.: Мысль, 1990. – 407 с.
4. Гуляев В.И. Древние цивилизации Америки. М.: Вече, 2008. – 448 с.
5. Гуляев В.И. Древние майя: загадки погибшей цивилизации. М.: Знание, 1983. – 176 с.
6. Затерянный мир майя. М.: Терра, 1997. – 168 с.
7. Ко Майкл. Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты. М.: Центрполиграф, 2003. – 237 с.
8. Кузьмищев В. Тайна жрецов майя. М.: Молодая гвардия. – 256 с.
9. ЛубскийВ. И., Теремко В. И., Лубская М.В. Религиоведение : учебник. К.: Академвидав, 2003. - 431 с.
10. Религиозные традиции мира. В двух томах. Том 2. М.: Крон-Пресс, 1996. – 640 с.
11. Рус А. Народ майя. М.: Мысль, 1986. – 256 с.
12. Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М.: Знание, 1985. – 208 с.
13. Спенс Л. Мифы инков и майя. М.: Центрполиграф, 2005. – 344 с.
14. Стингл М. Индейцы без томагавков. М.: Прогресс, 1984. – 510 с.
15. Стингл М. Тайны индейских пирамид. М.: Прогресс, 1982. – 248 с.
16. Тишков В. Исторические судьбы американских индейцев. М.: Наука, 1985. – 360 с.
17. Хория Матей. Майя. Румыния: Изд. Молодежи, 1967. – 220 с.
18. http://ru.wikipedia.org/ - Пантеон богов майя.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Территория расселения майянских народов в классический период (II—IX века)
Приложение Б
Ицамна Юм Кааш (Йум Кааш) Ах Пуч
Бог неба Бог маиса Бог смерти
Кукулькан Иш-Чель
Бог четырех Святых Даров Богиня Луны
Иш-Таб Чаак
Богиня самоубийства Бог дождяПриложение В
К’ин | 1день | ||
Виналь | 20 к’ин | 20 дней | |
Тун | 18 виналь | 360 дней | около 1 года |
К’атун | 20 тун | 7 200 дней | около 20 лет |
Бак’тун | 20 к’атун | 144 000 дней | около 400 лет |
Пиктун | 20 бак’тун | 2 880 000 дней | около 8 000 лет |
Калабтун | 20 пиктун | 57 600 000 дней | около 160 000 лет |
К’инчильтун | 20 калабтун | 1 152 000 000 дней | около 3 200 000 лет |
Алавтун | 20 к’инчильтун | 23 040 000 000 дней | около 64 000 000 лет |
Майянская таблица сокращений временных промежутков