Список литературы
Луна, упавшая с неба, М., 1977;
Довгяло Г. И., Становление идеологии раннеклассового общества (на материале хеттских клинописных текстов), Минск, 1980; Гютербок Г. Г., Хеттская мифология, в кн.: Мифологии древнего мира, пер. с англ., М., 1977; Archi A., Trono regale e trono divinizzato nell'Anatolia ittita. - «Studi micenei ed egeo-anatolci., fasc. 1, Roma, 1966; Bossert Н. Т., Die Schickealsgottinnen der Hethiter, «Die Welt des Orients», 1957, Bd. 2, № 4; Brandenstein C. G. von, Hethitlsche Gutter nach Bildbeschreibungen in Keilschrifttexten, Lpz., 1943 («Mitteilungen der Vorderasiatlsch-Aegyptischen Gesellschaft». Bd. 46, № 2); Carruba 0., Das Beschworungaritual für die Göttin Wisurijanza, Wiesbaden, 1966 (Studien zu den Bogazkoy-Texten, Bd 2); Danmanville J., Iconographie d'lstar-Sausga en Anatolie ancienne, «Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale», 1962, t. 56, № 1-3, 4; Dussuaud R., Les religions des hittites et des hourrites, des phéniciens et des syriene, в кн.: «Mana, t. 2 - Les anciennes religions orientales», P., 1945; Friedrich J., Ein hethltlsches Gebet an die Sonnengottin der Erde «Rivlata degli studi orlentall», t. 32, 1957;
Furlani G., La religione degli Hittiti, Bologna, 1936; Goetze A., Kleinasien, 2 Aufl., Munch., 1957; Gurney 0. R., Some aspects of Hittite religion, N. Y.. 1977; Guterbосk Н. G., Hittite religion, в кн.; Forgotten religion, N. Y., 1950;
Hotfner Н. A., The Hittites and Hurrlans, в кн.: Peoples of Old Testament times, Oxf., 1973;
Kiimmel Н. М., Ersatzrituale fur den hethitischen König. Wiesbaden, 1967 (Studien zu den Bogazkoy-Texten, Bd. 3); Laroche E., Le dieu anatolien Sarruma, «Syria», 1963, t. 40; его же, Textes mythologiques hittites en transcription, «Revue hittite et aaianique», 1965, v. 23, tasc. 77, 1968, v. 26, fasc. 82; его же, Les dieux de Yazilikaya, там же, 1969, v. 27; его же, Un syncrétisme dans les religions grecque et romaine, P., 1973; Macqueen J. G., Hattian Mythology and Hittite monarchy, «Anatolian Studies», 1969, v. 9; Otten Н., Die Gotthett Leivani der Bogazkoy-Texte, «Journal of Cuneiform Studies», 1950, v. 4; его же, Das Hethiterretch, в кн.: Kulturgeschichte des Alten Orient, Stuttg., 1961; его же, Eine althethltische Erzahlung um die Stadt Zalpa, Wiesbaden, 1973 (Studien zu den Bogazkoy-Texte, 17); Schuler E., Kleinasien. Die Mythologie der Hethiter und Hurriter, в кн.: Wörterbuch der Mythologie, Stuttg., 1965, Bd 1-2; V1eуra М., Ciel et enters hittites, «Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale., 1965, t. 59, N 3.
Обширный полуостров Малая Азия, смыкавшийся с Закавказьем и Северной Месопотамией, был одним из ранних центров человеческой цивилизации, более древним, чем Египет и Месопотамия. Открытые в Малой Азии земледельческие поселения VIII—VII вв. до н. э. донесли до наших дней свидетельства существования развитой религии и религиозного искусства. В середине II тыс. до н. э. на этой же территории (современная Турция) сложилось могущественное Хеттское царство, соперничавшее с Египтом и Вавилоном. В своих договорах о разделе сфер влияния с фараонами Египта хеттские цари клялись тысячей богов. Имена этих богов стали известны из богатейшего архива клинописных текстов, обнаруженных в столице хеттов Хаттусас.
Хетты были могущественным народом индоевропейского происхождения, создавшим государственность раньше индоиранцев, эллинов, фракийцев, германцев, славян. В восточные пределы Хеттской державы входило Малоазиатское побережье Эгейского моря, населённое индоевропейскими народностями — карийцами, пеласгами, меонийцами. Город Илион (Троя), о судьбе которого повествуют эпические произведения эллинов «Илиада» и «Одиссея», входил в сферу хеттского влияния и назывался Виллуша.
Среди тысячи богов хеттов были боги города Неса — Пирва и Сиват, известные позднее и другим индоевропейским народам. Пирва — это славянский Перун, литовский Перкунас.
В имени бога Сиват даже неспециалист уловит основу «свет», от которой происходят имена многих индоевропейских богов. Имя хеттской богини луны Арма, согласно мифу упавшей с неба на рыночную площадь, соответствует названию луны у тохарцев — Ярм, а в других индоевропейских языках — слову со значением «мера», ибо луна была мерой времени и счёта. К хеттскому культу, подробное описание которого дают тексты из Хаттусаса, восходит погребальный ритуал, описанный в гомеровских поэмах, складывавшихся на пограничных с хеттами землях.
Однако хетты были завоевателями, подчинившими себе территорию с давней культурной и религиозной традицией. Поэтому их боги, общие для всех индоевропейцев, находятся на периферии религиозного мира, в котором господствуют боги и богини хаттов — народа, скорее всего родственного абхазам и адыгейцам, а также некоторым племенам Дагестана (нахам). Хетты переводили имена хаттских богов на свой язык или переиначивали их на свой лад. У хаттов существовали такие абстрактные понятия, связанные с религиозным миром, как «таува», «тупи» («страх», «ужас»). У хеттов существовали аналогичные понятия, их олицетворяли божества Нахшаратт и Веритема. Эти понятия, видимо через посредство хеттов, переходят и в греческую религиозную традицию, где у Гомера появляется та же пара богов — Деймос и Фобос (Ужас и Страх).
От хаттов к хеттам перешли главные их боги: бог солнца Эстан (ставший Эстанусом), бог плодородия Телепину (Телепинус), бог-кузнец Хасамили и многие другие. Бог Телепину вошёл также в греческую и этрусскую мифологии. Грекам он известен как герой Телеф, сын Геракла и Авги (дочери царя Аркадии Алея), вскормленный ланью. Именно Телеф указал грекам морской путь в Трою, но сам не принимал участия в её осаде. Уже один этот пример показывает, насколько глубоки хеттские корни в греческой религии и мифологии.
Огромное влияние на хеттов оказала религия соседнего с ними народа хурритов, хорошо известного ханаанеям и евреям. Собственно говоря, религия хурритов и известна главным образом по хеттским эпическим поэмам. Через хурритов к хеттам перешли почитание семитских богов Ану, Алалу, Эа, Никкаль и собственно хурритские боги Кумарби, Тешуб, Аштаби, Кужух, Шавушка и др.
Семитские и хурритские боги включены в развитую хеттскую космогоническую систему. По представлениям хурритов и хеттов, вселенная состояла из трёх сфер: верхней, небесной, населённой «богами верха»; сферы земли и сферы подземного царства, в которое загнаны после поражения в битве боги старшего поколения, или «боги минувшего» («боги низа»). В хеттской поэме «О царствовании на небесах» (середина И тыс. до н. э.) космогоническая схема развёртывается в образах богов семитского и хурритского происхождения, в красочном повествовании о борьбе за власть богов трёх поколений, сменяющих друг друга в небесном обиталище Куммии. В другом произведении — «Песне об Улликуме» — боги сообща борются за свержение пришельца, выросшего из камня до небес. Основной сюжет хеттской мифологии — борьба бога грозы со змеем Иллуянкой. В этой борьбе принимают участие и другие боги и герои. Миф имеет параллели в религиях индоевропейцев и семитов. Наряду с богами хетты почитали персонифицированные стихии, например океан Аруну, отца дочерей-рек, или такие абстрактные понятия, как Желание, Доля, Правда. Это также роднит хеттскую религию с религиями индоевропейских народов, прежде всего — греков и римлян.