На ранних этапах этого процесса прослеживается разнообразие средств мифотворческой генерализации - с использованием мотивов и символов, свойственных культурным системам классицизма, отчасти романтизма и в индивидуальной художественной системе А. С. Пушкина, который первым придал "одесскому мифу" образ и смысл "мифа о Городе", обладающем неповторимой индивидуальностью, в т. ч. и в средствах собственного развития. Пример Одессы в эпоху Александра I, когда ожидания реформ "сверху" казались реальными, был вдохновляющим.
"Одесский миф" - это миф об Одессе, но он рожден на грани двух пространств, в драматической точке их пересечения. Иначе говоря, "одесский миф" рожден не в Одессе и не Одессой, а российской культурой, потрясенной этим эпифеноменом собственной государственности и попытавшейся трактовать его как знамение собственных грядущих перемен. В этом смысле можно говорить о самоопределительной функции "одесского мифа" в эпоху его зарождения для части российского общества.
Однако, раз возникнув, "одесский миф" пережил в дальнейшем сложную трансформацию, собственную историю - в Одессе, России и далеко за ее пределами.