В кризисные периоды развития общества, как правило, возарстает интерес людей к новому, необычному. Это подтвердили и результаты всероссийского опроса, проведенного фондом «общественное мнение» 18 октября 1997 г. (было охвачено 1500 человек). Респондентов спрашивали, какие из паранормальных явлений они считают возможными, верят в них. Чаще всего люди называли (данные в процентах):
Сбывающиеся приметыНаведение порчи, сглаз, колдовствоЭкстрасенсорикуАстрологические предсказания | 32 28 24 15 |
Меньше всего россияне верят в возможность таких явлений, как левитация (4%), полтергейст и спиритизм (по 5 %), а также деятельность инопланетян на земле (7%)1.
Познание мира бесконечно, и поэтому всегда было и остается что-то непознанное. «Есть многое на свете, «друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» (Вильям Шекспир «Гамлет»). Наиболее сложным объектом оказывается сам человек. Именно на этом спекулируют представители парапсихологии, психотроники и т.п., нередко выдавая за установленные факты проявления телепатии и телекинеза. Зачастую здесь присутствуют обман и мистификация, хотя многое заслуживает внимания ученых, тщательного изучения и объяснения.
Кроме того, одной из существенных причин стремления людей к новым культам можно считать психологическое состояние нашего общества. Известно, что здесь правят бал разного рода страхи, неуверенность в будущем, тревога за жизнь, работу, личную судьбу и будущее страны. Страх перед насилием, перед могуществом зла, его искусом делают некоторых людей запуганными, и они стремятся искать защиту в потусторонних силах. На такой социально- психологической почве и возникает игра на мнительности, настороженности людей, находящихся в стрессовых ситуациях. В этих условиях проповедники новых религиозных сект, астрологи, целители обещают простые и легкие решения всех проблем. Они, как правило, используют человеческую доверчивость, извечную тягу людей к чуду. Конечно, есть экстрасенсы, обладающие особыми способностями общения и воздействия на людей, что нередко позволяет оказывать им помощь, включая излечение каких-то недугов, например феномен Джуны Давиташвили или способности прорицательницы из Болгарии покойной Ванги. Эти факты психологического и психофизического взаимодействия между людьми заслуживают серьезного научного изучения. Но нельзя забывать, что на этом фоне объявилась многочисленная армия мошенников, авантюристов, не обладающих какими- либо особыми способностями. Они зарабатывают бешенные деньги, обманывая доверчивых и сбитых с толку людей. Подобный самообман зачастую оборачивается жестоким разочарованием в жизни, утратой веры в перспективу, а иногда и настоящими трагедиями.
В последнее время полосы российских газет заполнены предложениями разного рода колдовских и экстрасенсорных услуг. В изобилии объявились провидцы и маги, специалисты оккультных учений. Причем прейскурант цен и перечень видов магической помощи весьма обширны.
Серьезные ученые, констатируя обвальный рост новых религиозных культов, колдунов и магов, отмечают, что все это явное свидетельство болезненного состояния российского массового сознания. И болезнь эта проявляется во многих сферах: в активном строительстве финансовых пирамид, в холявном поведении многих вкладчиков, в аморальности отдельных представителей государственной власти. Специалисты категоричны в оценке нашего общественного сознания: здесь наметился явный откат к средневековью, к состоянию затемнения умов. Специалисты в области психиатрии утверждают, что в нынешней социально-исторической ситуации нарастает процесс обостренного осознания личностью смысла своего бытия в утратившем стабильность мире.
Религиозная жизнь россиян, ее конфессиональное разнообразие является отражением пестроты национального состава жителей страны как в прошлом, так и в настоящем. В России действует более 500 различных религиозных организаций и центров.
Вполне очевидно, что первенствующее положение занимает Русская Православная Церковь.
В России начиная с XVII в. значительными группами населения представлены старообрядцы - православные русские люди, не принявшие нововведений патриарха Николая, следствием чего был раскол в православной церкви в XVII в. В старообрядчестве образовалось много толков и течений. Первое место по числу прихожан занимает Русская Православная Старообрядческая Церковь. Среди московских старообрядцев есть общины Московская Преображенская и Московская Поморская и другие.
Среди православных автокефальных церквей в столице - храм Грузинской Православной Церкви, храм подворья Болгарской Православной Церкви, храмы при представительстве Антиохийского патриархата (церкви Архангела Гавриила и Феодора Стратилата).
Помимо православия, христианство в России также представило католицизмом, протестантизмом и монофизитам. К монофизитам (признающим Иисуса Христа только Богом в отличие от большинства христиан, видящих в нем, и Бога и человека) относится Армянская Апостольская Церковь. Она представляет собой центр так называемой Ново-Нахичеванской Российско-Армянской Епархии, объединяющей верующих армян со всей территории бывшего СССР, кроме Закавказья.
Центральным московским каталитическим храмом для москвичей-католиков является костел Св. Людовика, относящийся к концу XVIII в. Служба также начала с недавнего времени проводиться и в костеле на ул. Малая Грузинская. В России существует еще два каталитических прихода. Один из них предназначен для англо-американских католиков - часовня Богоматери Надежды. Кроме этого существует немецкий католический приход при посольстве Германии. Восстанавливается костел Святых Апостолов Петра и Павла.
Самостоятельную деятельность с 1992 г. в России разворачивает католический орден матери Терезы из Культуры. Представители ордена, как и в остальном мире, в России занимаются благотворительной деятельностью, оказывая помощь в больницах, детских домах, приютах, госпиталях, онкологических и психиатрических клиниках.
Достаточно разнообразно в России представлены протестанты. Наиболее многочисленную группу, к тому же стремительно распространяющую свое религиозное влияние, составляют баптисты. Баптисты представляют наиболее массовое протестантское движение, распространенное в России. Именно за счет численности баптистов протестантизм занимает второе место в России по числу его исповедующих.
Между Маросейкой и Варваркой, в Старосадском переулке, в здании лютеранского храма прошлого века располагается евангелическолютеранская церковь. Евангелические службы проходят и в посольстве Германии, но они объединяют ограниченный круг верующих из числа иностранцев.
Большая англиканская епископская церковь Св. Андрея находится в Вознесенском переулке. “Англиканская кирха” появилась здесь еще в 40-х годах прошлого века, но прежнее здание в начале 20 в. было заменено новым, с башней, в котором сейчас и проходят службы.
Из представителей протестантизма есть так же адвентисты Седьмого дня, общество которых находится там же, где и баптистский Молельный дом. Число адвентистов, то есть христиан, проповедующих скорое второе пришествие Христа, достаточно велико, и численность их возрастает.
Появились в России и методисты. Они принадлежат к недавно представленной в столице Объединенной Методисткой Евразийской Церкви. В XVIII в. методисты (названия происходит от того, что они требовали методического следования нормам христианской морали) отделились от англиканства, создав самостоятельные общины.
На Большой Косинской улице в Москве находится Молитвенный дом христиан веры евангельской, или, иначе, пятидесятников, очень близких, как по вероучению, так и по большинству обрядов, баптистам. Наконец, завершая разговор о протестантах, необходимо упомянуть и религиозно-филантропическую организацию “Армия Спасения”. Вероучение этой организации не отличается от методического, но организована она на военный лад.
Иудаист в России посещают три синагоги. Первая из них была основана в середине XIX в. вторая появилась в начале XX в. Позднее всего была основана Марьино-Рощинская синагога.
Мусульманские - москвичи имеют в своем распоряжении три мечети. Первая из них находится в Выползовом переулке, вторая - в Замоскворечье. Кроме того, мечеть есть также в Исламском культурном центре. Ведутся работы по созданию еще нескольких мечетей.