Смекни!
smekni.com

К проблеме оптимизации межэтнических, межконфессиональных отношений

М.А. Аствацатурова, докт. полит.

наук, профессор, зам. директора по

научной работе филиала ФГОУ ВПО

«Северо-Кавказская академия

государственной службы»

в г. Пятигорске.

К проблеме оптимизации межэтнических, межконфессиональных отношений.

Тезисы.

1. Осознание нового содержания межэтнических, межконфессиональных, национальных и федеративных отношений в РФ (и Северо-Кавказском регионе), которые отмечены снижением конфликтогенности, отсутствием манифестов политизированной этничности, управляемостью региональной и местных ситуаций, усталостью населения от конфликтов, нацеленностью сообществ на стабильность, мир, взаимодействие.

В отсутствии открытых конфликтов, залповой миграции, упрочения федеративных отношений целесообразны новые усилия власти, местного самоуправления, гражданского общества, институтов церкви, политических организации по стабилизации и развитию региона.

2. Реализация опосредованных, косвенных направлений предотвращения напряжённости и конфликтов в межэтнических отношениях; упрочение социального характера стратегии и тактики деятельности органов власти и управления, достижение благополучия, социальной справедливости, стабильности в рамках общенациональных проектов, а также целевых региональных проектов по проектам «точек роста» применительно к каждому региону РФ (и Северного Кавказа).

3. Реализация прямых моделей политического и административного управления межэтническими и межконфессиональными отношениями. Заявление публичной позиции законодательной и исполнительной властей в сфере этнокультурной политики и государственно-религиозных отношений и воплощение её через:

· законотворческую деятельность (федеральные и региональные законы и комплексные программы),

· создание соответствующих структур исполнительной власти (комитеты и министерства),

· административное управление,

· правоприменительную практику,

· деятельность соответствующих структур местного самоуправления (управления, отделы, комиссии, зам. глав, специалисты).

4. Осознание нового содержания национальных отношений в рамках упрочения гражданской общности – многонационального российского народа, консолидация общества на базе этнокультурных традиций русского народа, российской истории и российского национального характера. Поддержание традиционности и умеренного консерватизма, паритета интересов этнических сообществ как основы политического единства россиян.

Продвижение идей социальной и политической общности регионов, их единства и перспектив возможного укрупнения, создание системы взаимных представительств в органах власти субъектов регионов. Преодоление идей местничества, этноизоляции, этнокультурной архаичности.

5. Развитие политического центризма в этнополитических отношениях, включение в уставные и программные документы политических партий таких объединяющих мировоззренческих ценностей, как патриотизм, гражданственность, государственность, многокультурности, а также противодействие национализму, шовинизму, ксенофобии. Недопущение использования негативных этнических и этноконфессиональных маркеров в политическом противостоянии, в «чёрных» политтехнологиях.

Совершенствование адресных имидж-технологий, формирование харизматических обликов первых лиц власти и политиков как россиян (открытость, общительность, доброжелательность, профессионализм, честность, порядочность, следование традиционным ценностям).

6. Повышение ответственности общественных организаций за состояние отношений этнических сообществ и этнокультурных организаций. Повышение роли национально-культурных объединений и национально-культурных автономий в межэтническом взаимодействии в профилактике ксенофобии, бытового («заборного», «кладбищенского») национализма, в распространении настроений терпимости, взаимоуважения.

Поиск общественными организациями новых форм работы для привлечения молодёжи и воспитания молодёжи в духе российского патриотизма.

7. Развитие системы миротворчества в регионах этнополитического риска с участием органов власти и управления, институтов церкви, общественных объединений, национально-культурных организаций, советов, домов и центров дружбы и национальных культур, добровольцев и волонтёров из числа молодёжи.

Развитие системы грантов (государственных, региональных, президентских, муниципальных), социальных заказов, конкурсов для общественных организаций в сфере проектирования этнокультурных процессов, межэтнических отношений. Привлечение к реализации мини-проектов бизнес - сообщества, предпринимателей.

8. Преодоление противоречий между старожильческим населением и мигрантами в ходе формирования новых этнодемографических и этнокультурных сегментов, разработка и реализация комплексных программ включения мигрантов как демографического, трудового, кадрового ресурса в местные сообщества с учётом миграционной ёмкостью и социально-экономическими потребностями регионов.

Создание условий для культурной ассимиляции мигрантов на базе упрочения российской гражданской идентичности и национально-культурного самоопределения.

9. Нейтрализация скрытого конфликтогенного фактора в диалоге двух основных конфессий – православия и ислама, которые активизируются не только в духовных и мировоззренческих процессах, но и в социальном служении, обеспечении светских интересов россиян (безопасность, миротворчество, противодействие социальным бедам и порокам, образование, культура, образ жизни, досуг).

Включение в диалог представителей других конфессий и деноминаций в целях стабилизации мировоззренческих процессов, противостояния радикальным вероучениям, религиозному фанатизму, экстремизму.

10. Информационное обеспечение (СМИ, ТВ, Интернет-пространство) идей

динамического равновесия, стабилизации этнополитических отношений, «демократии согласия», российской гражданской идентичности и суверенной демократии, а также национально-культурного самоопределения. Уменьшение негативной информации, распространение настроений уверенности, социального оптимизма, идей духовности, величия России, её роли в международных отношениях.

15 января 2007 г. М.А. Аствацатурова