Содержание
Введение | 3 |
Ислам — религия мира и благоденствия | 4 |
Ислам и нравственность: основы моральных устоев | 8 |
Пророк Мухаммад как модель нравственности | 13 |
Заключение | 16 |
Список использованной литературы | 17 |
Введение
Очень часто можно услышать, как те иные или иные люди совершают какие - либо действия, провозглашая, что действуют во имя Ислама, однако порою даже не понимая того, что же представляет собой истинный Ислам. Так же как нельзя судить об Исламе по поступкам тех или иных людей, объявляющих себя мусульманами. Есть лишь один источник, дающий нам истинной понимание того, что же представляет собой вероучение Ислама — это Священный Коран, откровение Всевышнего Аллаха, ниспосланное человечеству 14 веков тому назад.
Стереотип представления об Исламе на Западе и во всем мире очень часто не имеет никакого отношения к нравственным устоям истинного Ислама, Божественной морали, ниспосланной мусульманам в Священном Коране, в котором воспеваются истинные человеческие добродетели — высокая нравственность, любовь, сострадание, милосердие, смирение, самопожертвование и терпимость. Мусульманин, живущий по законам, предписанным ему Кораном, является примером добродетели и терпимости, высоконравственной личности. Он дарит окружающим его людям мир, искреннюю любовь, уважение и светлую радость жизни.
Ислам — религия мира и благоденствия
В переводе с арабского слово «Ислам» означает «Мир». Ислам — это религия, которая призвана нести человечеству жизнь, исполненную гуманности, мира и благоденствия. Всевышний Аллах, в ниспосланном им Священном Коране, призывает верующих развивать в своих сердцах самые светлые качества души человека, что были дарованы Богом каждому из нас от рождения: милосердие, уважение к ближнему, сострадание, смирение, наставляет людей жить в мире и согласии: «О вы, кто верует! В ислам смиренно всей душой войдите, не следует стопами Сатаны. Ведь он вам явный враг» (Корова, 208). Коран учит нас, что люди могут обрести благополучие в жизни только тогда, когда всей душой осознают и примут в сердце заповеди Ислама и будут жить по законам, предписанным их Творцом, Всевышним Аллахом.
Всевышний Создатель повелел людям избегать злых деяний и предотвращать их, если другие вынашивают такие мысли. Запретил верующим держать в сердцах чувства подозрения и недоверия к ближнему, порицает безнравственность, жестокость, агрессию и кровопролитие. Каждый, кто нарушит эти заповеди Всевышнего Аллаха, совершит величайшее преступление против Создателя и служит Сатане, о чем свидетельствуют приведенные выше аяты Корана. В Священном Коране Аллах неоднократно увещевает людей не противиться Его воле и не совершать зла. Вот что повелевает нам Всевышний: «А те, кто неверны в завете Богу, и обещания свои не соблюдают, и разделяют то, чему велел Он быть соединенным, а по земле несут нечестие и зло,- на тех — проклятие (Аллаха), и зла для них обитель воздаянья» (Гром, 25). «А с помощью того, что даровал тебе Аллах, стремись к обители последней (жизни), и своей доли в этой жизни не забудь, - добротвори к другим в такой же мере, в какой Аллах добротворил к тебе, и не стремись на сей земле нечестие посеять,- Аллах, поистине, не любит тех, то сеет (на земле) нечестие и смуту» (Повествование, 77). Всевышний Аллах повелел недозволенным все, что может нанести вред людям. Террор и насилие — величайшие преступления против Всевышнего. Истинный мусульманин может нести людям лишь Божественную гармонию заповедей Ислама и призван совершенствовать мир, в котором Аллах сотворил его.
Ислам выступает за свободу слова и совести. Ислам — это религия, которая защищает свободу жизни, слова и волеизъявления человека. Порицает любые конфликты и противоречия, не допускает ни малейшего проявления бесчестия, малодушия или клеветы людей по отношению друг к друг. Ислам не только категорически запрещает террор и насилие, но негативно относится даже к малейшим проявлениям давления или навязывания мнения одного человека другому. «Не разрешил в религии Он принужденья, разнится ясно истина от заблужденья; кто зло отверг и обратился к Богу, обрел себе надежную опору, для коей сокрушенья нет. Аллах все слышит и Всеведущ!» (Корова, 256). «А потому ты должен дать предупрежденье им, тебе дано предупреждать, а не вершить над ними. Кто ж отвернется и отвергнет веру, наказан будет тяжко Богом,- ведь к Нам лежит их возвращенье, и перед Нами им держать ответ» (Покрывающие, 21-22).
Принуждение к вере противоречит принципам Ислама, ибо истинная вера возможна лишь по доброй воле и велению совести. Конечно, мусульмане могут побуждать друг друга следовать законам нравственности, предписанным им Кораном, но они никогда не станут навязывать свою веру другим. Каждый человек имеет право выбирать, жить ли ему, повинуясь законам Всевышнего Создателя или предпочесть иной жизненный путь.
Давайте, к примеру, представим себе иной мир, в котором людей принуждают жить по законам религиозной морали. Такая модель общества также противоречит сути Ислама, ибо вера и поклонение Всевышнему имеют ценность только тогда, когда они идут от чистого сердца и с искренним молитвами направлены к Богу. Ислам не приемлет веры из страха. Истинный Ислам существует только там, где разрешена свобода слова и совести. Только такое положение верующих угодно Всевышнему.
Всевышний Господь запретил убийство людей. Согласно Корану, убийство невинного — одно из величайших грехов против Всевышнего. «…Тот, кто убьет живую душу не за душу, и не за нечесть на земле, тот как бы всех людей погубит. А тот, кто эту душу сохранит, он как бы всех людей обережет от смерти. К ним с ясными знаменьями от Нас Наши посланники являлись. Но даже вслед за этим многие из них к земным (утехам) невоздержанны остались» (Трапеза, 32). «И те, которые с Аллахом наравне другого божества не призывают; и не лишают жизни душу, которую Аллах запретной для убийства сотворил, иначе как по (установленному) праву. И те, кто не вступают в блуд,- а тот, кто это совершает, встретит (у Господа расчет), (как) воздаянье (за содеянное им)». (Различение, 25). Как сказано в писании, тем, кто убивает невинных людей, грозит наказание. Убийство одного человека -не менее тяжкий грех, чем покушение на мирную жизнь и спокойствие всего человечества. Истинно верующие мусульмане, что чтят законы Всевышнего, никогда не смогут причинить вреда ближнему. Тех же, которые надеются избежать наказания, оправдываясь служением Исламу, ждет неизбежное великое наказание Всевышнего. Каждый из нас после смерти в день Великого Суда будет держать перед Господом ответ за все содеянное и не содеянное в земной жизни.
Всевышний Аллах призывает верующих к состраданию и милосердию. В Коране так описываются нравственные ценности и образ жизни истинного мусульманина: «…И вот тогда вы станете одним из тех, кто верит в Бога и смиренно сострадает, и с милосердием творит добро. Таков лик праведных, — стоящих по праву сторону в День Судный» (Город, 17-18). «Побуждение друг друга к состраданию» является одним из важнейших предписаний Всевышнего, милость Аллаха пребудет над тем, кто милосерден к людям.
Ислам, как это видно из аятов Священного Корана, религия, обращенная на все времена, религия современная, просвещенная и прогрессивная. Истинный мусульманин, прежде всего, активно участвует в жизни своей страны, уважителен и полон душевной щедрости по отношению к окружающим его людям, высокообразован, честен и добродетелен.
Образованный мусульманин, воспитанный на моральных ценностях Корана, несет людям только лишь любовь и уважение, он с почтением относится к любой идее, даже самой отличной от его мировоззрения, умеет ценить искусство и чтит этикет. Он выступает в качестве миротворца в любых конфликтных ситуациях. Задумайтесь, если каждый мусульманин сможет в душе сказать себе, что он соответствует всем этим критериям, то общество, в котором он живет, станет самым высокоразвитым, мирным, процветающим и благополучным во всем мире.
Всевышний Аллах призывает верующих к терпимости и милосердию. В суре «Аль-Араф», в аяте 199 Всевышний Аллах взывает нас: «Будь терпелив и снисходителен к таким, зови к добру и удаляйся от невежд». Коран повелевает верующим проявлять прощение и терпимость. Эти качества являются основными заповедями Ислама. История Ислама показывает нам, что во все времена истинные мусульмане следовали этому наказу Всевышнего и воплощали его в своей социальной жизни. Представители различных религиозных конфессий жили на землях Ислама в мире и согласии, правители -мусульмане предоставляли иноверцам самые благоприятные возможности для сохранения своей религиозной, языковой и этнической самобытности. Пожалуй, самым ярким примером такого мирного сосуществования может служить Османская Империя. Семисотлетнее господство империи на большей части Малой Азии и Ближнего Востока и многих странах Европы было возможным лишь благодаря уважению и терпимости ко всем многонациональным этническим и религиозным группам, входивших в состав империи. Мусульмане несли своим подданным добро и мир, терпимость и уважение.
Величайшее уважение и терпимость, которой учит мусульман Священный Коран, призвано нести мир и благополучие всему человечеству. Ибо повелевается в Коране всем истинно верующим: «Добро и зло не могут быть равны, так оттолкни же зло добром, и тот, кто ненависть к тебе питает, в родного друга обратится» (Разъяснены, 34).
Ислам и нравственность: основы моральных устоев
Ислам наделяет человека определенными основополагающими правами, уважение которых считается обязательным независимо от обстоятельств. Гарантом же соблюдения этих прав является не только свод исламских законов, но и эффективная система моральных устоев. К примеру, в мусульманском сообществе все, что ведет к благоденствию отдельного человека или всего общества считается добром, и напротив, то, что вредит индивиду или обществу в целом считается злом. Ислам уделяет большое внимание концепции воспитания искренней любви к Богу и справедливого отношения к окружающим, а также предостерегает от излишнего формализма. В Коране говорится: “Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные”. (Коран 2:177) Эти аяты рисуют перед нами яркий образ богобоязненного человека, которого отличает не только строгое исполнение божественных предписаний и любовь к Богу, но и неукоснительное соблюдение прав окружающих его людей. Мы можем выделить четыре основных принципа, заключенных в этом аяте: