Смекни!
smekni.com

Языческие верования смолян (стр. 3 из 3)

Былина о Михаиле Потоке создавалась в переходный период и отразила сложность взаимоотношений между старым язычеством и новым христианством в сознании людей. Как и по всей святой Руси великой, смоленские языческие божества уступили место христианским. Новое наслаивалось на старое – тем более, что оно было вполне подготовлено, чтобы перейти в новое качество. Наслаиваясь на старое, структурно изменяя его, оно само внутренне прообразовывалось спокойным естественным путём. Вот почему ряд языческих верований и ритуалов перешёл в христианские, продолжая существовать на новой основе.

Язычество смолян опиралось на мифологическое сознание, ярко отразившееся в разных жанрах устно –поэтического творчества, письменное художественное творчество их основывалось уже на других, Христианских воззрениях, хотя и в нём, особенно на первых порах, заметное место занимали языческие верования.


6. Заключение.

Обычаи и обряды складывались веками, и сейчас они возвращаются в нашу жизнь. Я думаю, что это очень хорошо, нам есть чему поучиться у наших предков. Ведь в эпоху, когда складывались мифы, люди, умели думать не хуже, чем теперь. Просто они думали и выражали свои познания на другом языке - на языке мифа. Вот один пример. Много столетий живёт на севере Европы, в тундрах Кольского полуострова, такой народ – саамы.

«Земля – живое существо, - говорили саамы. – Деревья и травы – её волосы. Зелёный дёрн, тундровые мхи – её кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя её ранить»… « Дикое суеверие, - отмахнулись наши современники. И приехали в тундру на вездеходах и тракторах. А теперь мы хватаемся за головы: оказывается, северная природа очень ранима. Там, где один раз прошёл вездеход, вскоре возникает страшный овраг – незаживающая рана Земли… Между тем саамы знали это всегда. И в просторах северной тундры от века уживались друг с другом Земля, олени и человек. И что с того, если закон этой жизни был записан не на языке формул, а на языке мифа?

Есть такая хорошая поговорка: кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки…


7. Список использованной литературы.

1. Брудницкий В.И. «Обряды вчера и сегодня». - М., 1968.

2. Коринфский А.А « Народная Русь» - Смоленск: «Русич», 1955 – 656 стр.

3. Носова Г.Я «Язычество в православии». - М., 1975.

4. Руднев В.А «Обряды народные и обряды церковные». – Лениздат. 1982 – 159 стр.

5. Рыбаков Б. А «Язычество древних славян». – М., 1981.

6. Рыбаков Б.А «Языческое мировоззрение русского средневековья». - В.И., 1974; №1.

7. Суханов И.В « Обычаи, традиции и преемственность поколений». – М., 1976.

8. Тейлор Э. « Первобытная культура». – М., 1976.

9. Угринович Д.М « Обряды «за» и «против». – М., 1975.