Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») – один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола, иногда – крылатого солнца. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор – сын Исиды и Осириса, и Гор Бехдетский. Гор, сын Исиды, – одно из главных действующих лиц в событиях, связанных со смертью и воскресением Осириса, он побеждает убийцу Осириса Сета и возвращает Осириса к жизни. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов.
Осирис – одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации.
С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами, но главным культовым центром стал для него г. Абидос – место погребения фараонов.
Птах (Пта) – главный бог Мемфиса, однако его культ был связан не только с Мемфисом, но и распространен как по всему Египту, так и за его пределами. Обычно изображался в виде человека, облаченного в скрывающие его одежды и держащего в руке посох «уас». «Главной» женой Птаха была Сехмет, однако иногда его женами называли также Маат, Тефнут, Хат хор. «Душой» Птаха считался священный бык Апис, языком – бог Тот. В мемфисской космогонической системе Птах почитался как бог-демиург, породивший «языком и сердцем» восемь остальных богов, а также гелиопольского бога-творца Атума, т.е. как творец гелиопольской эннеады. Позднее Птах объединен с богом плодородия и покровителем умерших Сокаром, а затем и с Осирисом (Птах-Сокар-Осирис).
Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх – это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг. В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.
Ра – один из наиболее почитаемых богов Древнего Египта. Изначально бог-творец в теогонической модели жрецов г. Гелиополя, однако в период правления V династии, происходящей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту. Ра отождествляется с более древним гелиопольским богом-творцом Атумом и объявляется отцом богов, творцом мира и людей. Позднее Ра составил «один комплекс» с Гором (Ра-Гарахти), с Амоном (Амон-Ра) и некоторыми другими божествами.
Сет (Сетх, Сутех) – в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным.
Тот – бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей. Тот играл значительную роль в культе мертвых – доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса. Культовый центр – г. Гермополь.
Шу – бог воздуха, заполняющего пространство между небом и землей, супруг Тефнут, отец Геба и Нут. Входил в гелиопольскую эннеаду. Специальных храмов в честь Шу не зафиксировано, известны лишь места почитания его в Гелиополе. Эннеада – девять первых богов в теогонической системе г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Оси рис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее подобные эннеады (или октады) возникли и в других городах Древнего Египта.
Исида – богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований»; в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Исида – одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Первоначальный центр почитания Исиды – г. Буто в северной части Дельты.
Маат – богиня истины и порядка, считалась женой бога Тота. Изображение Маат – женщина, сидящая на земле со страусовым пером, закрепленным на голове. Маат упоминается в «Текстах Пирамид», однако ее значение возрастает в конце эпохи Древнего царства, когда она объявляется дочерью Ра. Она имела важное значение в заупокойном культе – изображение Маат использовали в качестве эталона на суде Осириса. Культовый центр – Фиванский некрополь.
Нут – богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, дочь Шу и Тефнут, мать Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, одна из богинь гелиопольской эннеады. Так же, как и Геб, не имела особых мест почитания, но принимала участие в большом количестве мифов. Согласно одному из мифов Нут ежедневно рождает Солнце-Pa и звезды и ежедневно проглатывает их. Когда ее супруг Геб поссорился с Нут, поедающей детей, бог Шу разделил их, подняв Нут наверх, а Шу оставив внизу. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта»; позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.
Сехмет (Сахмет, Сохмет) (букв, «могучая») – жена главного бога Мемфиса Пта, изображавшаяся обычно как женщина с головой львицы. Воинственная богиня, защитница фараона в битвах, уничтожающая его врагов пламенем своего дыхания. Также богиня-целительница, покровительствующая врачам, которые считались ее жрецами. Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.
Но все эти боги – это только малая часть египетского пантеона. Кроме того, существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.
Вывод
Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.
В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, - зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.
Многообразие богов древнеегипетского пантеона порождает вопрос, как сумели сочетать египтяне представления о великом множестве богов с признанием практически в каждом из них бога-творца, создателя мира, властелина судеб людей. Это происходило через слияние двух и более богов в единый образ с наделением последнего, чертами и функциями слившихся богов. Таким образом, древние боги получали в новых образах иное воплощение, а процессы синкретизма способствовали возвышению тех или иных религиозных центров Египта.