Смекни!
smekni.com

Зороастризм 4 (стр. 2 из 4)

Зороастрийцы тщательно соблюдали культ чистоты. Правила предписывают верующему тщательно следить за чистотой своих ногтей, волос, зубов и ежедневно совершать обрядовое омовение. В древности для обряда омовения использовалась не только вода, но и бычья моча.

Главным обрядом считается очищение души. Для этого в зороастризме широко применяется самобичевание, а также уничтожение "нечистых" животных (змей, лягушек и скорпионов) и разведение животных, созданных Ахура-Маздой, прежде всего собак. Одним из наиболее действенных способов очищения души и искупления грехов считается безвозмездное и добровольное участие в общественно-полезных работах, таких, как прокладка каналов, строительство мостов, вспашка и разрыхление земли, изготовление орудий труда. Большое значение для очищения имеет также благотворительность и помощь бедным.

Считается, что некоторые грехи можно смыть, искупить, выбить ударами палок, но есть такие, которые не будут прошены никогда – ни в земной, ни в загробной жизни. Это главным образом три греха: сожжение трупов, поедание падали и половые извращения.

Смерть человека, имеющего бессмертную душу, не представлялась зороастрийцам как уничтожение. Скорее она была испытанием, важнейшим событием для человека. Персы боялись больше зла, совершенного при жизни, чем смерти, а потому момент смерти считался очень опасным с точки зрения возможности попасть в руки злых духов. В момент смерти человека в его дом обязательно являются демоны, которые стараются захватить души даже хороших людей. От них можно спастись только посредством обряда очищения, который совершают родственники покойного. Если человек умер в одиночестве, к нему на помощь могут прийти собаки, отгоняющие своим лаем злые силы.

Своеобразной является и форма захоронения. Зороастрийцы хоронят усопших в особом сооружении - дакме (башне молчания). Дакма представляет собой высокую полую башню, на вершину которой заносится тело покойного, где его расклевывают грифы. Останки трупа под действием времени и природных явлений обращаются в прах и проваливаются внутрь башни через решетку. Когда дакма наполняется доверху, ее оставляют как запретное место и строят новую. Спустя годы старая дакма разрушается и сравнивается с землей. Тот, кто берет на себя труд разрушить старую дакму, получает полное отпущение всех грехов, как прошлых, так и будущих. Такой тип захоронения связан с традицией почитания всего живого - ни огонь, ни вода, ни земля не должны касаться трупов.

Такое отношение к телу умершего отнюдь не означает, что о его душе не беспокоились родственники и близкие. В его честь шли красивые и торжественные богослужения, которые призваны помочь душе покойника переместиться в рай.

После смерти душа человека отделяется от тела и улетает в легкий воздушный эфир, где возвышается сияющий «мост ветров». Бог послушания отводит душу к Митре, оберегая от демонов. На вершине высокой горы бог Митра с другими богами вершит суд, на котором грехи и добрые дела умершего взвешиваются на особых весах. Весы находятся "за спиной" души и приговор суда ей не сообщается. В этот момент умершему могут помочь родные и друзья, присоединяя вес своих добрых дел к той чаше весов, на которой находятся добрые дела умершего. Затем душа проходит по мосту над пропастью: если ей суждено попасть в рай, то мост остается под ее ногами широким и прочным; если душа осуждена на адские муки, то после первых шагов мост обращается в тонкую нить и душа срывается в пропасть, где находится ад.

В зороастризме есть и учение о конце света. Конец света будет ознаменован затмениями, землетрясениями и бурями. Людские страдания будут умножаться, и государство попадет под власть демонов - внешних врагов. Но в это время на земле родится сын Заратустры, который победит демонов, после чего наступит царство света и время земного бессмертия человека, когда пища станет ему не нужна. С наступлением всеобщего благоденствия большинство людей вновь отпадет от истинной веры, что позволит Ангра-Маинйу вновь начать свое наступление. После того как появится герой, который убьет дракона, насланного Ангра-Маинйу, наступит тысячелетнее царство Ахура-Мазды. В преображенном облике восстанут Заратустра, первый человек Гайомард и первая пара - Машна а Машиян, а вслед за ними в и все люди. Тысячу лет будет вершиться новый суд - общий и гласный. Грешников вновь осудят на адские муки, а праведники обретут рай. Но теперь для наказания в аду будет отведено только три дня, после чего вся земля расплавится и снова возродится. Все люди тоже возродятся и станут добрыми и благочестивыми. Ахура-Мазда окончательно победит Ангра-Маинйу, а все живущие обретут совершенство и бессмертие и наполнят собой всю Вселенную.

СПРАВКА "Возникновение религий":Брахманизм - 10 -9 вв. до н.э., Зороастризм - 7 в. до.н.э., Иудаизм – 7 в. до.н.э., Буддизм – 6в. до.н.э., Конфуцианство -6 в до н.э., Даосизм -4-3 вв. до н.э., Христианство -1 в. н.э., Ислам – 7 в. н.э.

  1. Архаичный период (до 558 до н. э.): время жизни пророка Заратуштры и существования зороастризма в форме устной традиции;
  2. Ахеменидский период (558—330 до н. э.): воцарение династии Ахеменидов, создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма;
  3. Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н. э. — 226 н. э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства;
  4. Сасанидский период (226—652 н. э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты, развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями;
  5. Исламское завоевание (652 н. э. — середина XX века): упадок зороастризма в Персии, возникновение парсийской общины Индии, создание среднеперсидской литературы, сохранение традиции под властью мусульман.
  6. Современный период (с середины XX века до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.

В настоящее время группы зороастрийцев сохранились в Иране (гебры) и в Индии (парсы). Также существуют зороастрийские общины в Австралии, Европе, Северной и Латинской Америке, и некоторых других странах. В Российской Федерации, и странах СНГ действует сообщество традиционных заратуштрийцев, называющих свою религию на русском языке словом «благоверие».

Все представители зороастрийского пантеона именуются словом язата (букв. «достойный почитания»). К ним относятся:

  1. Ахура Мазда (греч. Ормузд) (букв. «владыка мудрости») — Бог, Творец, Высшая Всеблагая Личность;
  2. Амэша Спэнта (букв. «бессмертный святой») — семь первых творений, созданных Ахура Маздой. По другой версии Амеша Спента — ипостаси Ахура Мазды;
  3. Язаты (в узком смысле) — духовные творения Ахура Мазды более низкого порядка, покровительствующие различным явлениям и качествам в земном мире. Наиболее почитаемые язаты: Сраоша, Митра, Рашну, Веретрагна;
  4. Фраваши — небесные покровители праведных личностей, в том числе и пророка Заратустры.

Зороастризм является догматической религией с развитой ортодоксией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Можно выделить ряд истин, которые необходимо знать, понимать и признавать каждому зороастрийцу.

  1. Существование единого, высшего, всеблагого Бога Ахура Мазды;
  2. Существование двух миров — Гетиг и Меног, земного и духовного;
  3. Конечность эры смешения добра и зла в земном мире, будущий приход Саошьянта (Спасителя), конечную победу над злом, Фрашо Керети (преображение мира в Конце Времён);
  4. Заратуштра является первым и единственным в истории человечества пророком Ахура Мазды;
  5. Все части современной Авесты содержат богооткровенную истину;
  6. Священные огни являются образом Бога на земле;
  7. Мобеды являются потомками первых учеников Заратуштры и хранителями откровенного знания. Мобеды осуществляют литургию, поддерживают священные огни, толкуют учение, совершают ритуалы очищения;
  8. Все благие существа имеют бессмертных фраваши: Ахура Мазда, язаты, люди, животные, реки, и т. д. Фраваши людей добровольно избрали воплощение в земном мире и участие в сражении со злом;
  9. Посмертный суд, справедливое воздаяние, зависимость посмертной судьбы от земной жизни;
  10. Необходимость следования традиционной зороастрийской ритуальной практике для сохранения чистоты и борьбы со злом.

Наиболее известными в истории зороастризма еретическими течениями являлись: митраизм, зурванизм, манихейство, маздакизм. Зороастрийцы отрицают идею реинкарнации и цикличности существования земного и духовного мира.

ороастрийцы видят смысл своего существования не столько в личном спасении, сколько в победе сил добра над силами зла. Жизнь в материальном мире, в глазах зороастрийцев, не испытание, а сражение с силами зла, которое человеческие души добровольно избрали до воплощения. В отличие от дуализма гностиков и манихеев, зороастрийский дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух. Если первые стремятся освободить из объятий материи свои души («частицы света»), то зороастрийцы считают земной мир лучшим из двух миров, который был изначально сотворён святым. По этим причинам в зороастризме нет аскетических практик, направленных на угнетение тела, ограничений в питании в виде постов, обетов воздержания и безбрачия, отшельничества, монастырей.