Смекни!
smekni.com

Зороастризм 4 (стр. 1 из 4)

Зороастризм – религия откровения, возникла в глубокой древности, около трех с половиной тысяч лет назад и получила широкое распространение в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и в странах Ближнего Востока. Родина зороастризма - Иран (Персия). В первом тысячелетии до н.э. здесь жили племена мидийцев. Их язык принадлежал индоевропейской группе, в непосредственном родстве с которой находились племена скифов. В VI- IV вв. до н.э., во время правления династии Ахеминидов (особо знаменитые Дарий и Ксеркс) зороастризм занял господствующее положение в древней Персии и окончательно оформился как государственная религия при Сасанидах (III-VII вв. н. э). Власть и могущество Персии обеспечили зороастризму огромный престиж и более тысячи лет процветания. Однако, арабская экcпансия (VII-X вв.), ознаменовала начало заката зороастрийского величия, его влияние стало резко уменьшаться. Мусульмане крайне негативно относились с приверженцам Ахура-Мазды – верховного бога зороастрийцев, считая их язычниками. Насильственным путем их заставляли принимать ислам. Многие последователи зороастризма постепенно переселились в веротерпимую Индию, где обосновали свои общины. Потомки этих переселенцев – парсы (чистые). В настоящее время проживают в Индии и Пакистане.

По своему характеру зороастризм существенно отличался от современных ему религиозных систем Месопотамии и Египта. Именно в зороастризме отчётливо проявилась идея о Едином Боге – Творце всего сущего и противопоставлялись два вечных начала – добро и зло. Некоторые из важнейших доктрин зороастризма впоследствии были заимствованы иудаизмом, христианством, исламом и гностическими сектами.

Зороастризм получил такое название на Западе потому, что его основатель – пророк Заратустра (Заратуштра) – стал известен древним грекам под именем Зороастр. Он родился в Иране и жил примерно в 12 веке до Р.Х. Основы зороастризма изложены в древнейшей священной книге – Авесте (Знание). Это огромный сложный комплекс священных текстов, который изначально передавался в устной форме, а в середине I тыс. до н. э. с появлением письменности был записан. Авеста состоит из следующих разделов: Гаты (Песнопения), Ясна (Книга Ритуала), Яшта (Книга Гимнов), Вендидад (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших существах), Нийайишн (Молитвы), Гах (Молитвы), Хорд (Ежедневные Молитвы), Хадохт Наск (Книга Писаний), Аокмаэга (Мы принимаем), Нирангистан (Правила Культа). Авеста написана на авейстийском языке, другие же значительные зороастрийские произведения написаны на языке пехлеви.

Согласно преданию, Заратустра происходил из рода Спитами и был сыном знатного государственного чиновника Поурушаспы. Легенды Авесты подробно описывают обстоятельства рождения и жизнь этого человека. Когда мать Заратустры была беременной и ей во сне угрожали черти и змеи, еще не рожденный сын помог ей избавиться от нечистой силы и разогнал силы мрака. Сразу после своего рождения Заратустра засмеялся, чем проявил свою необыкновенную сущность. В детстве его постоянно одолевали демоны, и особенно царь злых духов, но при помощи магических средств он успешно отражал их нападения. С семи лет Заратустра начинает обучение священству и постижению жречества. С наступлением зрелости в пятнадцать лет, Заратустра стал священнослужителем и сочинителем мантр. Последующая жизнь пророка наполнена поисками истины. Он скитался по миру, был свидетелем многих войн и жестокостей. Видя несправедливости мира и чувствуя своё бессилие, Заратустра преисполнился стремлением установить божественный порядок, одинаковый для всех: сильных и слабых, богатых и бедных. Однажды, во время одного из весенних праздников, когда Заратустре исполнилось уже тридцать лет, он отправился за водой для приготовления сомы (хаомы). Пребывая в состоянии ритуальной чистоты, он вошел в реку и зачерпнул чистой воды из середины потока. Возвратившись на берег, он увидел сияющее существо Воху-Мана (Благой Помысел), которое привело его к Ахура-Мазде и пяти излучающим свет существам. В их присутствии Заратустра не отбрасывал тени. Тогда же от этих семи божеств он и получил свое первое откровение.

Так впервые Заратустра увидел Ахура-Мазду воочию. Потом еще не раз он чувствовал его присутствие или же слышал слова Ахура-Мазды, призывающие пророка на служение, слова, которым Заратустра с готовностью повиновался. “Пока у меня есть силы и возможности, я буду учить людей стремиться к истине-аша” (Ясна 28, 4).

Заратустра поклонялся Ахура-Мазде как владыке аша (порядка, праведности и справедливости). Это было в соответствии с традицией, поскольку Мазда с древности почитался как величайший из трех ахур, хранителей аша. Однако Заратустра пошел дальше и, резко порывая с принятыми верованиями, провозгласил Ахура-Мазду единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего благого, включая и всех других добрых и благих божеств.

В самом начале мироздания Ахура-Мазда имел материальное тело, но сделал из него Вселенную и остался только в своей духовной сущности. Ахура-Мазде присущи совершенное познание и умение безошибочно различать добро и зло. Он состоит из трех начал: святости, чистоты и справедливости. При помощи Святого Духа (Спэнта-Маинйу) Ахура-Мазда создал шесть главных божеств, которые вместе с ним создали те семь творений, которые образовали мир. Эти шесть Бессмертных Святых (Амэша-Спэнта) являются эманациями самого Ахура-Мазды. Воплощая в себе атрибуты и качества самого Ахура-Мазды, они могут (если правильно их просить и почитать) наделять ими людей. Так Хшатра-Ваирйа (Желанная власть) стал владыкой небес из камня, которые защищают своим сводом землю. Расположенная внизу, земля принадлежит Спэнта-Армаити (Святому благочестию). Вода — это творение Хаурватат (Целостности), а растения относятся к Амэрэтат (Бессмертию). Воху-Мана (Благой помысел) является повелителем кроткой, милосердной коровы, которая для иранцев-кочевников была символом созидательного добра. Огонь, который пронизывает все остальные творения, а благодаря солнцу управляет сменой времен года, находится под покровительством Аша-Вахишта (Лучшей праведности), то есть Порядка, распространяющегося по миру и упорядочивающего его.

Эти шесть великих божеств вызвали к жизни другие добрые божества более низкого порядка – агуров и язатов, таких как, например Митра (Верность, Клятва), Анахита (Богиня Воды и Плодородия), Апам-Напату (Сын вод и бог Клятвы), Сраоше (Послушание), Аши (Богиня Судьбы) и Гэуш-Урвану (дух-Бык) и другие.

Если от Ахура-Мазды и его «воинства» произошло всё благородное и полезное: возделанная земля, домашние животные, вода, здоровье, дневной свет и пр., то от самого главного духа зла - Ангра-Маинйу все темное и нечистое: грехи, чародейство, смерть, болезни, старость, увядание, гниение и т.п. Ахура-Мазда ведет с Ангра-Маинйу постоянную борьбу, но ее исход всецело зависит от помощи людей - от того, насколько людям удастся преумножить в мире доброе начало. Человеческая душа – это поле сражения добра и зла. Но люди обладают полной свободой выбора и в этой борьбе могут выбирать, на чью сторону становиться. Чтобы сохранить верность Ахура-Мазде, человек должен избегать всего нечистого (смерти, мертвого тела, крови, грязи, мусора и всего, что с этим соприкасалось). Необходимо говорить только правду, не нарушать договоров, быть справедливым, трудолюбивым.

Ангра-Маинйу возглавляет воинство дайвов (дэвов) - демонов зла, мучений и бедствий. Ему подчиняются все ведьмы, бесы и чудовища, которые властвуют над людскими пороками. Дайвы обитают в подземном мире, имеют множество обличий и могут вселяться в любое существо. Более всего дайвы любят воплощаться во внешних врагов государства, поэтому борьба с соседними государствами и захват их территорий рассматривался зороастрийцами не как порабощение мирных людей, а как уничтожение злых демонов - т.е. борьба за добро. Конечная цель дайвов - захватить власть над всем миром, и этот захват они начинают с природы, устраивая стихийные бедствия. Но главным объектом, на который направлены их действия, являются люди. Для уничтожения благочестивых людей Ангра-Маинйу придумал 9999 болезней, включая нравственные, а их лечение рассматривалось как изгнание злых сил. Он же насылал на людей смерть. Смерть в зороастризме – это победа злых сил, поэтому раньше и чаще умирают хорошие и храбрые люди. При этом, земная и посмертная судьба человека зависит от его личной веры в Ахура-Мазду, что весьма нетипично для древних религий, где вероисповедание человека никогда не определяло его судьбу.

Культовые обряды в зороастризме занимают отнюдь не главное место, но в тоже время они очень интересны, загадочны и абсолютно неповторимы. Совершали их жрецы-маги, в сословие которых доступ всегда был открытым. Но если человек совершал священные действия, не будучи жрецом, он мог быть подвергнут посажению на кол или сдиранию кожи.

Центральное место в культе зороастризма занимает огонь, который считается воплощением божественной справедливости – арты (отсюда и название религии –огнепоклонничество). Священный огонь поддерживался в храмах и домах в особом месте, где зажигались особые ароматические палочки с заклинаниями и молитвами. Никто не мог касаться священного огня, поэтому жрецы носили перчатки на руках и повязку на рту, чтобы не касаться огня дыханием. Специально заготовленные дрова подкладывались особыми щипцами. Угасание священного огня не допускалось, поскольку это означало наступление сил мрака. Огонь, как священный атрибут, не должен гореть рядом с умершим. На время прощания с покойным огонь переносился из дома в особое место.

Священными объектами в зороастризме считаются также вода и земля. Долгом каждого верующего является удаление из воды любого мертвого организма. Вода, в которой обнаружено мертвое существо, на некоторое время считается нечистой и ее использование (не только для питья, но и для хозяйственных нужд) категорически запрещается. Не менее строго соблюдается и чистота земли: на земле, где обнаружены непогребенные и разлагающиеся останки животного, запрещается вести полевые работы. Поэтому и древние персы, и современные последователи зороастризма самым строжайшим образом следят за состоянием своих водоемов и земельных участков.