Смекни!
smekni.com

Истоки возникновения христианства (стр. 3 из 3)

.Чтобы не вызвать преследований, христианские общины принимали вид таких же союзов. Христиански братья также рыли катакомбы, которые примыкали к другим, более старинным. Христиане собирались у особенно дорогих могил, где погребены были лучшие люди, замечательные святою жизнью, подвигом мученичества или горячею проповедью. Нередко над такой могилой есть небольшая комнатка с выходом в галерею: в ней ставился стол для Евхаристии (причащения), и она постепенно расширялась в часовню для богослужения. Первые церкви были вообще похожи на схолы: в нижней части церкви, под полом у молящихся было кладбище. Стены христианских катакомб украшались живописью: особенно часто изображался Христос в виде доброго пастыря, несущего заблудшую овцу. (см. Приложение 1).

.Что касается римской литературы, то в этой области нельзя выявить явного кризиса, однако следует отметить, что попытки возрождения римской литературы сводились к противопоставлению традиций старой римской культуры христианству и "варварству". Собственное творчество консервативных кругов отличалось бесперспективностью. Пересказы старых авторов, школьный педантизм, символико-аллегорическая фантастика - это характерные признаки литературных произведений данного периода. Писать и издавать книги могли только обеспеченные люди. Многие поэты и писатели должны были искать себе состоятельных покровителей. Таково было положение всей интеллигенции Империи. Отсюда - недовольство и оппозиционность интеллигентов к властьимущим.

.Культура в целом находилась в еще худшем положении: живописцы и скульпторы причислялись в Риме к ремесленникам, а их деятельность считалась недостойной уважения, однако это ни в коей мере не мешало римлянам благосклонно принимать произведения этих недостойных мастеров.

.В сфере искусства наблюдается общий упадок античного искусства и зарождение нового - христианского.

.Особенно много внимания уделяется в Империи украшению жизни, бесчисленным развлечениям, роскошным многодневным праздникам и зрелищам. В то же время в подземных катакомбах Рима делает первые шаги новое христианское искусство, ищущее новых эстетических идеалов, новых форм выражения. Между прочим, раннее христианство активно поддерживало тенденции языческого изобразительного искусства, т.е. отказ от классическим форм, от иллюзорного подражания действительности, к возрождению форм греческой архаики.

.Христианство - естественный продукт эллинистической культуры. Это тот новый в греко-римском мире феномен, который возник на основе главных тенденций эллинизма к монотеизму, к новой морали.

.Возникшее на древнееврейской религии, оно смогло отказаться от античной культуры и многих принципов античного мышления, отказываясь, таким образом, и от основных духовных тупиков этой культуры. Духовная культура христианства возникла в результате взаимопроникновения двух наиболее зрелых и целостных культур древнего мира, противоположных друг другу по целому ряду своих основных параметров, - греко-римской и ближневосточной.

.В первый период своего существования христианство, как новая система мировосприятия, развивалось параллельно со всеми осн. философско-религиозными течениями эллинизма, многое отрицая в них, многое заимствуя и (то, что является сильной стороной христианства) оказывая ощутимое влияние на некоторые из них. Однако ошибкой было бы полагать, будто античная культура выродилась потому, что ее погубило христианство, или потому, что империя урезывала политическую свободу. Именно история раннего христианства показывает, что отсутствие политической свободы и репрессии не остановили идеологического движения, отвечавшего запросам народных масс. Античная культура стала клониться к упадку по мере того, как рабовладельческая формация исчерпывала возможности прогресса, а ее основные классы стали классами, уходящими в прошлое. Господствующая система ценностей стала приходить во все большее противоречие с действительностью, сторонников у нее оставалось все меньше.

.Протест народных масс против идеологического нажима, попыток насильно заставить верить тому, чему уже не верили добровольно, кризис старых духовных ценностей требовал какого-то социально-психологического замещения их и привёл к окончательному расколу старой системы ценностей и появлению новой, определившей новую цель, новый смысл жизни. Этой новой системой и явилось христианство.

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I веке нашей эры, которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Читая Евангелия (буквально - Благая весть), поражаешься не только изумительной мудрости, но и образной яркости евангельских проповедей, проникнутых единым духовным смыслом. Этот смысл выходит далеко за пределы национального мышления и поэтому его истолковании вызвало впоследствии ожесточённые споры. Но вряд ли можно отрицать внутренние единство проповедей евангельского Иисуса и вместе с тем их единство с его судьбой, его крестным путём.

Иногда учёные сомневаются в реальности Иисуса как исторического лица, ссылаясь на скудность оставшихся исторических свидетельств и противоречивость некоторых биографических деталей в четырёх Евангелиях (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна). На наш взгляд, из сомнений в достоверности отдельных биографических деталей нельзя делать вывод о том, что проповедник Иисус никогда не существовал как историческое лицо. В таком случае становится чудом само возникновение христианства и тот духовный импульс, который (при всех частных разногласиях) объединяет и ведёт за собой авторов Евангелий (они складывались в конце I - начале II вв. н. э.) и сплачивает первые христианские общины. В конце концов, этот духовный импульс слишком гениален и силён, чтобы быть просто результатом согласованной выдумке.

Значение христианства для развития европейской культуры

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовалась главным образом духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения и стало выражаться в образовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомо нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самых сокравенных внутренних переживаний. “Исповедальность” европейского искусства есть качество, сформированное христианкой духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс (а не просто чередование космических циклов) пришла к нам от христианства.

Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим влиянием христианкой духовности. Христианство ликвидировало сусловую пропасть между “естественным” и “искусственным”, ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога. Но то, что создано творчеством, может и должно познаваться в контексте творческого преобразования. Так были заложены смысловые основы для появления экспериментальной науки. Конечно, необходимо отличать появление общих смысловых предпосылок от адекватного осознания и практической реализации новых смысла. Поэтому между возникновением христианства и появлением первых ростков нового естествознания лежит полтора тысячелетия.

Заключение .Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы их раскрытия в сознании и истории церкви, определения - это верстовые столбы , на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная. История религии, а в частности христианства, есть развертывание ступеней все нарастающего откровения Божия в судьбах земного человечества, а еще точнее - в судьбах некоторых его частей, т.е. отдельных народов.

.Знакомясь с официальной историей развития Земли, мы видим, как на фоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиеся показать каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи, место в космической эволюции. Такими учениями являются мировые религии, а в частности христианство: ему придерживаются и, я думаю, будут придерживаться многие годы и, может ,даже века.