Смекни!
smekni.com

Мировая религия Христианство от истоков до наших дней (стр. 2 из 6)

Из иудаизма христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотеизма, т.е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во-вторых, идею мессианизма, и, в-третьих, эсхатологию, т.е. идею гибели существующего мира в результате божественного вмешательства. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между богом и человеком.

Кроме того, на возникновение христианства также повлияли три философские школы - стоическая, эпикурейская и скептическая, в комплексе ориентированные на создание блаженства личной жизни.

Развитие и распространение христианства.

Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. После смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, в 6 г. н.э. римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору. Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов.

Во второй половине I века и в первой половине II века христианство представляло собой ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.

Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений. Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156.

Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.

В начале IV века христианство становится государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат. Складывавшаяся церковная организация, возглав­ляемая влиятельными епископами, постоянно под­держивавшими между собой связь, собиравши­мися на свои съезды (соборы), вырастала в круп­ную политическую силу в Римской империи. Импе­раторская власть, почувствовав в ней опасную соперницу, попыталась в условиях ожесточенной классовой борьбы в период кризиса в III веке уничтожить её.

Император Деций (249—251 гг.) начал пресле­дования христиан. Его правление отличается первым повсеместным гонением на христиан. Оно по своим масштабам превзошло все гонения, которые были раньше.

Преследования продолжались при Валериане (253— 260 гг.). Он издал указ, по которому все без исключения служители христианской церкви предавались смерти. Однако этот указ не предусматривал никаких наказаний для лиц низшего состояния, то есть для основной массы верующих.

Гонения значительно усили­лись при Диоклетиане (284—305 гг.). Они отличались от прочих гонений тем, что им было дано указание сжигать книги Священного Писания. Гонения при нем приняли широкий государственный размах.

Преследования не сломили христианскую церковную организацию, а их безрезультатность показала, что новая религия имеет значительную массовую базу. По ме­ре того как императорская власть познавала сущ­ность христианской идеологии, характер и значе­ние церковной деятельности, она все более убежда­лась в том, что христианство является силой, которая, способна освятить власть правителей, обеспечить покорность народных масс. Поэтому империя по­степенно переходит от попыток сломить казавшуюся ей опасной церковную организацию к политике, имевшей целью поставить эту организацию себе на службу.

В начале IV века, когда развернулась оже­сточённая борьба за императорскую власть, значе­ние христианской церкви ещё более возросло. Это учёл император Константин I, который перешёл к по­литике опоры на церковь. В 313 году он издал эдикт, которым отменил все декреты Диоклетиана, против христиан. Христианство было объявлено офи­циально дозволенной религией, а имущество, ранее конфискованное в пользу казны, было возвращено церкви. В этом же году было официально возвещено о соединении христианской церкви с римским государством, церковь стала государственной организацией, руководимой императором. Без его ведома не решался ни один церковный вопрос. Таким образом, было положено начало превращения христианства в государственную религию; в мировой империи утверждалась мировая религия. Импера­тором в 325 году был созван первый «Вселенский собор» (Никейский), состоявший из представителей цер­ковных верхов. Этот собор осудил как ересь уче­ние Ария о том, что Христос ниже бога-отца. На соборе был выработан «Символ веры» — краткое изложение основных догм хри­стианской религии. На соборе же был оформлен союз церкви с императорской властью. Церковь признала императора своим главой, представителем Христа на Земле. Вскоре после смерти Константина (в 337 году), отличавшегося крайней жестокостью, за­пятнавшего себя множеством убийств, в т.ч. убий­ством своего сына, жены и многих родственников, церковь объявила его святым. Сам Константин при жизни не порывал и с язычеством.

Попытка при одном из преемников Константина — императоре Юлиане (361 — 363 гг.), получившем у христиан прозвище «Отступника», вернуться к языче­ству успеха не имела: время древних религий антич­ного мира безвозвратно прошло.

Император Фео­досий I (379—395 гг.) приказал закрыть языческие храмы. Христианская церковь ополчилась не только против языческой религии, но и против науки, которая тоже была объявлена языческой, против научного знания. Одним из первых мучеников науки, далё­кой предшественницей учёных, погибших на кострах инквизиции, была женщина-ученый Ипатия, рас­терзанная в 415 году на улицах Александрии (Египет). Безжалостно уничтожалась «языческие» рукописи, погибли многие произведения древнего искусства.

Ожесточенная борьба велась со всеми инако­мыслящими и внутри христианской церкви. Во II в. еретиками были объявлены «докеты», которые учили, что Христос только казался человеком, что он был не богочеловеком, а богом. Это течение, открыто выступившее против господствующего направления, несмотря на то, что было осуждено, долго сохранялось в христианстве. Оно было в особенности опасно церкви, т. к., подрывая основы культа, который был сосредоточен главным образом на событиях «земной жизни» Христа, вело к отрица­нию церковной организации. Впоследствии учение докетов стало основой монофизитских ересей, которые получили распространение в коптской (Египет) и эфиопской церквях. Еретиками были признаны во II в. и сторонники видного церковного деятеля Маркиона, призывавшего новую религию смелее рвать с библейскими традициями. На рубеже II-III вв. были осуждены монтанисты, выступившие против всевластия епископов; сложившаяся к этому вре­мени церковная иерархия ужо прочно держала в своих руках власть в христианских общинах, монтанистской оппозиции не удалось изменить уста­новившиеся порядки. Одновременно церковь окон­чательно покончила с проповедниками, пророками, апостолами. Епископы выдвинули учение, согласно которому «апостолами» могут называться лишь непо­средственные ученики Христа. В этот период были особенно в ходу и усердно разрабатывались мифы о том, что апостолы передали епископам свою власть. Тем не менее, оппозиция епископату долго еще про­должает сказываться в различных течениях, при­званных еретическими (например, у донатистов). Демо­кратическая оппозиция церкви особенно явственно проявляется на рубеже II-III вв., в движении агонистиков. Распространившееся в начале IV в. манихейство, впитав многие элементы раннехристианских представлений и признав Христа лишь одним из посланников бога на земле, факти­чески представляло собой уже самостоятельную ре­лигию. С этой религией христианская церковь всту­пила в ожесточённую борьбу. Все эти религиозные течения и общины сторонников «еретических» вероучений становились прибежищем тех, кто был недоволен официальной церковью, её политикой и идеологией, а главное - освящавшимся ей социаль­ным и политическим строем. В этом и состояло значение таких еретических течений.