(Пояснительные дополнения в скобках, со всей скромностью, предложены переводчиком)
Отсюда очевидно, что Бонавентура считает что: 1) Уму человеческому нужна помощь в его усилии даже встать на путь Высочайшего Познания; 2) Хорошо, если эта помощь структурна и иерархична, ибо и сам человек сложен по своему составу; 3) Для успеха в продвижении по тому Пути (в использовании метода) необходимо душевное равновесие (мир), своего рода Йога (если вспомнить Индийскую терминологию). Далее в Прологе “Серафический Доктор”, как называли Бонавентуру, предупреждает, что для такого рода познания недостаточно неочищенного эпистемологического усилия.
К стонам молитвы, через милость Христа Распятого, чьей кровью мы все очищены от мерзости грехов, я призываю сначала читателя. Иначе ему может показаться, что достаточно одного лишь чтения без помазания, размышления без почитания, исследования без обожания, наблюдения без восхищения, усердия без набожности, знания без любви, понимания без скромности, изучения без божественной благодати, рефлексии без боговдохновенной мудрости. (33)
Хотя и бросается в глаза повышенная эмоциональность и даже зависимость от внешней силы, которая выше и лучше самого человека, и потому должна направить его на этом пути более высокого умственного развития, однако дальнейшие разьяснения несколько меняют первое впечатлление: например поясняется что “помазание” осуществляется “маслом радости”, помазываются этой радостью “любовники божественной мудрости”. Вспомним что по гречески философ значит “любовник мудрости”, где под мудростью понимается настоящее знание (эпистемоники), что соответствует сфере Платоновских идей или архитипов, т.е., по-христьянски, Разуму Христа. Занятие философией рассматривалось Платоном как ритуал очищения индивидуального ума, который в результате длительного применения такого ритуала получал способность созерцать царство вечных идей. Порочные люди, скованные грубыми чувственными привычками, вроде Алкивиада (см. Пир ), не считались способными к такому занятию. В обществе умных людей, мы естественно настраиваемся быть умнее, мыслить серьезнее, а в обществе честных и возвышенных, нам начинает казаться естественным возвышенное поведение и моральные нормы, которые кажутся искусственными и навязанными в обществе негодяев. Христос же очень высокий пример, и его подвиг драматически явил полудиким людям иные возможности человеческой природы, о которых они и не догадывались. Поэтому даже без особого напряжения можно понять необходимость правильного настроя для серьезного исследования серьезных вещей. Бонавентура часто применяет образ зеркала души, которое должно быть очищено и отполированно (стр. 35), чтобы отражать истинный духовный опыт высшего познания.
В Буддизме тоже силен эмоционально поэтический элемент. Сам Будда называет Тремя Драгоценностями Будду (Просветленного Учителя), Дхарму (Учение о Законе) и Сангху (Общину духовно сориентированных людей). Будду называют обычно Драгоценнейший, даже не добавляя другого слова. В “Дхаммападе” монахов называют лебедьми, а их путь непостижимым и светлым.
Уходят мудрые из дома,
Как лебеди, оставив пруд.
Им наша жажда незнакома
Увидеть завершенным труд.
Им ничего не жаль на свете
Ни босых ног своих, ни лет.
Их путь непостижим и светел,
Как в небе лебединый след.
Возвышенно эмоциональный настрой таким образом является универсальным требованием для развития истинной мудрости.
Обратимся теперь к описанию самого метода в трактате Бонавентуры:
Первая глава описывает “Шаги восхождения к Богу и понимание Его через следы, оставленные Им во вселенной.”;
Вторая – “Рассмотрение Бога в Его следах в видимом мире.”;
Третья – “Рассмотрение Бога через Его образ отпечататнный в наших природных способностях”;
Четвертая – “Рассмотрение Бога в Его образе, преображенном даром благодати”;
Пятая – “Рассмотрение Божественного Единства через Его первичное имя Истина”;
Шестая – “Рассмотрение Благословеннейшей Троицы в самом имени ее - Прекрасное (Благо);
Седьмая – “Мистический перенос ума, в котором дается отдых нашему пониманию, и наша любовь всецело отдается Богу”. (стр. 38)
Окунемся в это подробнее:
В первой главе Бонавентура говорит: “Как бы хорошо не были организованы наши усилия на пути, мы не достигнем успеха без божественной помощи, подкрепляющей нас”. Это продолжение мысли о том что корумпируемый человеческий ум, приобретает свою истинность и совершенство через проявление в нем Ума Божественного, истинного и совершенного по своей сути. Св.Августин называл это Внутренним Учителем в своем трактате Учитель. Далее Бонавентура напоминает, что “молитва есть мать и источник всякого восходящего движения души”, приводя слова Дионисия в его Мистической Теологии: “Направь меня Господь в моем продвижении, и я войду в Твою правду; позволь моему сердцу возрадоваться, чтобы оно убоялось имени Твоего.” Страх здесь понимается в значении уважения, “войти в Твою правду” значит настроить ум, чтобы он отразил Истину, или стал адэкватен ей, познал ее без искажений. О природе человеческой Бонавентура говорит: “Мы сотворены так, что материальная вселенная сама является для нас лестницей, по которой мы можем подняться к Богу. И среди вещей некоторые являются вещими знаками, тогда как другие образами; одни плотскими, другие духовными; одни временными, другие вечными; одни внешними, другие внутренними ” (39). При таком програмировании отношения к миру, все мирское может стать для ума учителем божественного, и именно это и стремится осуществить “Серафический Доктор” на данной (первой) ступени своего Восхождения. Как бы подтверждая правильность такой трактовки он говорит далее: “Чтобы подойти к рассмотрению Первого Принципа (название Бога , предложенное Аристотелем), который исключительно духовен и вечен, а также выше нас (распределение наиболее важных реальностей по вертикальной шкале тоже принадлежит Аристотелю), мы должны пройти через знаки, которые материальны (телесны) и принадлежат внешнему. Так нас ведут по пути к Богу.” (39) Следующим шагом должно быть “вхождение в свой собственный ум, являющийся образом Бога – образом, который вечен, духовен и внутри нас. Это и значит войти в правду Бога. И наконец, созерцая Первый Принцип, нам надлежит продвинуться за пределы того, что вечно, абсолютно духовно и выше нас. Это значит возрадоваться в знании Бога в уважительном страхе перед Его Величием” (41).
Августиновская динамика духовного совершенствования далее представлена Бонавентурой в трех стадиях:
Наш ум воспринимает принципиально тремя способами. В первом случае он созерцает материальные вещи вне себя, и такая активность называется животной или чувственной. Во втором, он созерцает внутри себя, и тогда это называется дух. В третьем, ум смотрит выше себя, и тогда это называется разум. Все эти три способа следует задействовать для восхождения к Богу, чтобы возлюбить Его всем сердцем, всей душой и всем разумением.
Далее Бонавентура объясняет символику Св. Матвея, говорившего: “По прошествии шести дней Христос возвел их на высокую гору и преобразился перед ними”:
…шесть шагов в восхождении к Богу символизируют шесть способностей души, восходящей от нижайшего к высочайшему, от внешних вещей к внутренним, и от преходящих к вечным. Они суть: чувства, воображение, рассудок, понимание, интеллект и высший разум, искра мистического воссоединения (души и Бога).
Анализ материала первой главы даже в этой стадии приводит к заключению об интеллектуальной (эпистемологической) природе религиозного метода в понимании оного и описании. Это есть работа индивидуума с индивидуальным умом, при понимании того, что есть его глубинный и возвышенный пласты, подлежащие исследованию, желательно при помощи наставника. О внутреннем характере религиозности заявляет и сам Христос: “Смотрите, Царствие Божие внутри вас!”
Эта глава являлась обзором последующего более детального материала. Но целью моей работы являлось проиллюстрировать как философская эпистемологическая мысль присутствует в разных религиях, составляя их универсальное содержание, цель и метод. Поэтому оставим анализ Бонавентуры на этой стадии. Однако дополним понимание метода религии обращением к описанию его русским святым Серафимом Саровским в его изумительной беседе (Из книги Преподобный Серафим Саровский, стр. 319 - 394) с Н. А. Мотовиловым о цели и методе христьянской жизни:
Господь открыл мне, что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христьянской, и у многих великих духовных особ вы о том спрашивали… Но никто . . . не сказл вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро – вот и цель жизни христьянской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты небогоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало.
Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христьянские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христьянской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христьянской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего (331).
Подробнейшим образом на десятках страниц (свидетельства Мотовилова) святой обясняет что это значит, даруя непосредственный духовный опыт своему ученику. Тот переживает тепло (во время беседы зимой на снегу), ослепительный свет исходящий от лика святого учителя, благоуханные ароматы и сладость. Как Августин, Бонавентура и другие, русский святой выражает мысль о том, что свет духовный исходит от Бога в душу человеческую, просветляя ее и делая ум способным к восприятию истины. Все внешнее рассматривается им как средство для накопления этой Божьей благодати, которая просветляет сознание до истинного знания духовной Сущности.