Смекни!
smekni.com

Религия 6 (стр. 1 из 3)

Одной из древнейших форм культуры является религия. Как и религиозные обряды, культы, они отличались большим разнообразием. Важной вехой в истории человечества стало появление мировых религий: Буддизма, Христианства, Ислама. Церковь объединяет верующих одного вероисповедания, разрабатывает единые нормы их поведения. В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонение растениям, животным, душам умерших). С ними соседствуют разные формы монтеизма (единобожия). Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

Значительно возросло влияние религии в нашей стране. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквах, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются многие ранее разрушенные церкви и монастыри. Увеличилось количество тех, кто, например, в христианстве прошел через обряд крещения, появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей, в некоторых государственных школах появился новый предмет – Закон Божий. Работают учебные заведения, где готовят священнослужителей.

В наши дни религиозная деятельность обрела новый размах, новые формы. Почему? Начнем с характеристики воздействия религии на духовную жизнь человека, прежде всего на его нравственность. Проповедь абсолютных (вечных и неизменных) нравственных ценностей была характерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла и насилия век. В Коране написано: «Что вы издерживаете из блага, то – родителям, близким, сиротам, бедным путникам. Ведь чтобы вы не делали из добра – поистине Аллах про это знает». Поражает мудрость заповедей в Нагорной проповеди Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», «Когда творите милостыню не трубите об этом».

Приведенные нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели новый духовный смысл, так как обращены к внутреннему, духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Да и служители культа способствуют тому, чтобы человек пришел поразмыслить именно в храм: они находят время для неспешной беседы, умеют слушать, помочь советом и делом. Они часто обращаются со словами утешения к самым «потерянным» слоям общества – преступникам.

По телевидению и радио, в кино и газетах нам по десять раз на дню, так или иначе, намекают: он - страшная угроза человечеству. В нем заключается неумолимая разрушительная сила, которую, по большому счету, можно победить лишь вместе с ним. Будь бдителен человек Запада... Из другой части земного шара с той же взвинченной страстью раздаётся обратное: без него — невозможно никакое благо. Душа только в нем — на верном пути. И кто этого не понимает - глупец или враг. Как тут быть, как разобраться? Как, в конце концов, приблизится к пониманию-

ЧТО ТАКОЕ

МИР

ИСЛАМА?

Поэтому в своей работе я хочу коснуться религии всех мусульманских народов. В жизни любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода, по моему мнению, является религия. Это один из самых важных показателей жизни общества. Познавая новые религии, ты не только узнаешь много нового, но и открываешь при этом самого себя, учишься понимать поступки других людей. Каждая религия уникальна и люди, исповедующие ее, очень сильно отличаются друг от друга. Мне же данная религия показалась интересной, потому что за очень короткое время она охватила огромные массы людей. В современном мире ислам занимает второе место по численности последователей (900 млн. чел). Верующие мусульмане меньше всего задумываются о происхождении своей религии. Ислам представляется им самой совершенной религией, в отличие от других, которые мусульмане

считают заблуждением, ложной верой и т. п.

Ислам и Мухаммед.

Мусульманская религия и вера (дин и иман — для последователей Пророка эти два понятия не едины по смыслу, хотя и вытекают одно из другого, о чем говорится в основной статье) возникли в VII веке как результат проповедей жителя Мекки из рода хашим арабского племени курайш, некоего Мухаммеда. Родился он около 570 года в семье купца, занимался караванной торговлей. В сорок лет его стали посещать видения, перешедшие затем в речения из незримого источника. Вчерашний купец ни на минуту не сомневался в их божественном происхождении.

Мухаммед не стал, подобно своим предшественникам на пророческом поприще, облекать существо ниспосланных ему откровений в проповеди, а передавал их буквально, так, как говорил Всевышний. Вскоре среди мекканцев у него появились верные последователи и ярые враги, причем последних оказалось многим больше. Осознавая необходимость продолжить свою великую миссию, Пророк новой веры бежал из родного города на север, в оазис Йасриб, откуда происходила его мать. С этого исторического момента ислам вырвался на «оперативный простор». От него, кстати, начинается мусульманское летосчисление (хиджра).

В Йасрибе, переименованном после смерти Мухаммеда в Мадинат-ан-Наби, «Город Пророка» (сокращенно — Медину), родоначальник мусульманства поселился в доме, который стал и первой в мире мечетью. Там и были сформулированы основные принципы исламского обряда, бытового поведения, а также искусства. Кроме того, здесь вдохновенный мекканец впервые столкнулся с иудеями и христианами, но это, как говорится, уже совсем другая история…

К 630 году Пророк стал правителем Медины, Мекки и значительной части Аравии. Он умер после тяжелой болезни, возвращаясь из военного похода в 632 году, на седьмом десятке лет. После него остались единственная дочь Фатима и ее муж, двоюродный брат Мухаммеда, Али ибн-Абу-Талиб, которые передали знамя ислама его грядущим поколениям.

Коран.

Ислам — религия «людей Книги», писания, посланного людям через пророков. Священная книга мусульман — Коран (от араб, «ал-куран» — «чтение вслух»). Это запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммедом между 610 и 632 гг. Сначала откровения передавались в общине — умме — только изустно, по памяти. Некоторые из откровений последователи Пророка записывали по собственной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали постоянно вести записи.

Он закрепил сложившуюся к тому времени систему разбивки текста на суры (главы) и аяты (стихи). Суры располагались по мере уменьшения объёма.

Структура Корана в дальнейшем претерпела некоторые изменения. Они были вызваны необходимостью однозначного понимания текста, учитывались также потребности культовой практики, т. е. использования сур Корана в повседневном богослужении. В конце IX в.в текст Корана ввели огласовки

— харакат, т. е. специальные знаки, указывающие на «правильное» чтение. Для удобства запоминания и декламации текст был поделён на 30 джуз (частей) и 60 хизб (отрезков).

Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру «Ал-Фатиха» («Открывающая») обязан знать наизусть (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же, что для христиан молитва «Отче наш».

Знатоки веры полагают, что точный в духовном смысле перевод на другие языки невозможен, ибо он не передаёт Божественной сущности откровений. В связи с этим некоторые переводы Корана (в том числе и перевод на русский язык Валерии Пороховой) называются «переводами смыслов».

В ниспосланной Книге (как обычно называют Коран) наряду с ясно изложенными стихами — мухкамат — существуют откровения, смысл которых не поддаётся однозначному толкованию. Такие стихи называются муташаббихат. Их комментированием занимаются наиболее учёные и авторитетные знатоки ислама.

Руководством каждого мусульманина в решении насущных проблем общественной и личной жизни является не только Коран, но и Сунна ( в буквальном переводе с арабского «образец», «пример»); полное название -«Сунна посланника Бога». Это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле — сборник благих обычаев, традиционных установлений. Сунна дополняет Коран и почитается наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Священного предания и следование ему - один из главных критериев авторитетности и простых мусульман, и знатоков веры.

Многие считают, что Коран призывает к установлению ислама как единой религии для всех путем насилия и подчинения людей. Такая точка зрения не совсем верна, так как священники любой религии хотели бы иметь как можно большее количество прихожан. И эти обвинения мне кажутся беспочвенными. По сути в каждой религии есть такие призывы, но ислам дает человеку путь самоопределения, предоставляет свободу выбора. Ислам не несет за собой угрозы для цивилизационного общества. Коран можно принять для себя или не принять, но не следует забывать, что все обычаи Востока складывались столетиями и для истинных мусульман кажутся вполне приемлемыми, хотя, скажем, для европейского человека они кажутся дикими и жестокими.

АЛ-ФАТИХА» («ОТКРЫВАЮЩАЯ») — ПЕРВАЯ

СУРА КОРАНА.

Хвала Аллаху, который миров Господин,

Милостивый, Милосердный Он один.

Дня Страшного суда Властелин,

Тебе мы поклоняемся.

Помощь даётся нам Тобой одним.

Веди нас по пути тех, кто тобой водим.

По пути тех, на кого простерлась милость Твоя.