Религия в различных ее формах проявления предполагает веру в сверхъестественные силы, а монотеистические религии основываются на вере в личностного Бога. Теологический агностицизм противостоит таким религиозным представлениям, поскольку он исходит из рациональной недоказуемости бытия такого Бога и рассматривает нравственность и мораль как "чисто человеческую проблему" (А.Эйнштейн).
Как мне представляется, теологический агностицизм имеет два проявления. Одно из них - это сомнение в существовании Бога, утверждение нерешаемости самого вопроса о его существовании. Другой вид теологического агностицизма предполагает, напротив, веру в реальность Бога, но обосновывает мысль о его непознаваемости, непостижимости, полагая, что знание своего невежества предпочтительнее невежественного знания.
Эпиграфом к третьей части своего важнейшего философского трактата "Непостижимое" С.Л. Франк взял слова из трактата "О Божественных именах" (примерно V век н.э.), приписываемого Дионисию Ареопагиту: "Самое божественное знание Бога есть то, которое познается через неведение" Франк неоднократно ссылается на формулу Николая Кузанского, которого он называл своим единственным учителем философии: "Недостижимое достигается через посредство его недостижения". "Умудренное неведение" (docta ignorantia) Николая Кузанского Франк считал высшей мудростью. Продолжая традицию этих парадоксальных формулировок, Франк делает следующий вывод из своего философского исследования всеединства: "Непостижимое постигается через постижение его непостижимости" [8].
Своеобразный теологический агностицизм утверждал Лессинг в своей философской драме « Натан мудрый» . Великий немецкий просветитель не ставил вопрос о существовании Бога, но стремился решить проблему, какая из трех мировых религий - иудаизм, христианство, ислам - является более истинной. Для сторонников этих религиозных конфессий такой проблемы не было: они были убеждены, что именно их религия является подлинным божественным откровением. Лессинг в уста Натана вложил поучительную в этом отношении притчу о том, что один человек обладал перстнем « с бесценным камнем» , который он завещал передавать в потомстве любимому сыну. Но вот этот перстень достается отцу трех равно любимых сыновей, каждому из которых он завещал это чудодейственное сокровище. Чтобы никого из них не обидеть, отец заказывает мастеру изготовить еще два точно таких же перстня. Сам заказчик не в состоянии отличить один перстень от двух других. И вот он, умирая, поочередно дарит каждому из трех сыновей по перстню и каждый из них убежден, что обладает подлинным перстнем. Так и, по Лессингу, доказать,
Где перстень настоящий, - невозможно.
Почти настолько же, как нам узнать,
Где вера настоящая [9].
Однако и в своем сомнении в существовании Бога теологический агностицизм не является воинствующим атеизмом, который религиозной вере в Бога противопоставляет веру в его несуществование, хотя и облекающуюся в естественно-научные доводы так называемого "научного атеизма". Поэтому так легко многие "научные атеисты" превратили марксизм-ленинизм в своеобразное религиозное учение со своим "священным писанием" в виде текстов сочинений своих классиков, мистическим ритуалом и культом вождя, а после перестройки стали истово православными. По суждению А.И. Введенского, "в природе, действительно, все можно объяснить без всякой помощи Бога, одними законами природы, - все, кроме существования природы и ее законов" [10]. Поэтому теологический агностицизм может принимать эйнштейновскую парадоксальную форму: "Религиозность ученого состоит в восторженном преклонении перед гармонией законов природы" [11].
Ярким примером теологического агностицизма этого типа может быть мировоззрение Андрея Дмитриевича Сахарова. А.И. Солженицын порицал его за атеизм. Несомненно А.Д. Сахаров не был конфессионально-религиозно верующим человеком. Но был ли великий ученый и гуманист тем, кого называют "атеистом"?
Вот его высказывания по этому вопросу в диалоге с А. Адамовичем и В. Синельниковым в 1988 г. Отвечая на вопрос В. Синельникова: "Андрей Дмитриевич, как вы относитесь к тому, что церковь сегодня получила большие права в духовной жизни общества?", А. Д. Сахаров сказал: "Я очень далек от церковных дел, но чисто умозрительно я считаю, что это хорошо. Не вполне понимая психологию людей, близких к церкви, думаю, есть у нее огромный духовный потенциал. Церковь, конечно, должна быть не единая, между разными церковными направлениями не должно быть антагонизма... Я бы лучше сказал все-таки не церковь, а религия. Она имеет большую духовную силу". Притом эта духовная сила, по А.Д. Сахарову, в наше время не противостоит науке: "Противостояние религии и науки - это пройденный этап. Но должен быть пройден какой-то этап и в развитии религии, и вообще в духовной жизни человека, чтобы все это было окончательно понято. Как? Я от этого далек. Я воспитанник другой эпохи и другого мировоззрения..."
И тогда следует вопрос, что называется "в лоб": "Вы материалист или дуалист? Или пантеист?" И вот как на него отвечает академик: "Я думаю, что есть какой-то внутренний смысл в существовании Вселенной. Я... не знаю... пантеист, наверное... или нет. Это что-то другое. Но внутренний смысл, нематериальный, у Вселенной должен быть. Без этого скучно жить". Алесь Адамович выступает с таким предложением: "А вот если собрать ваши взгляды, Эйнштейна, других на эту проблему и создать религию ученых..." "Я думаю, что у каждого своя концепция. - Откликается А. Д. Сахаров на это предложение. - И эйнштейновская концепция никому не ясна до конца, он не очень на эту тему распространялся". Алесь Адамович напоминает слова создателя теории относительности: "Господь Бог изобретателен, но не коварен..." Однако, по мнению А. Д. Сахарова, "это не имело отношения к религии, скорее - к философии. В данном высказывании Господь Бог просто синоним природы. Думаю, что не надо место человека толковать антропоцентристски. Может или не может он стоять в центре Вселенной - человек сам должен доказать в дальнейшем. А пока по отношению к природе ведет себя очень плохо" [12].
В конце своей нобелевской лекции в 1975 г. А. Д. Сахаров следующим образом обрисовал представляющуюся ему картину мироздания: "Тысячелетия назад человеческие племена проходили суровый отбор на выживаемость; и в этой борьбе было важно не только умение владеть дубинкой, но и способность к разуму, к сохранению традиций, способность к альтруистической взаимопомощи членов племени. Сегодня все человечество в целом держит подобный же экзамен. В бесконечном пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более разумные, более "удачные", чем наша. Я защищаю также космологическую гипотезу, согласно которой космологическое развитие Вселенной повторяется в основных своих чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том числе более "удачные", должны существовать бесконечное число раз на "предыдущих" и "последующих" к нашему миру листах книги Вселенной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия бессознательного существования материи, осуществить требования Разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой нами Цели" [13].
Такая картина мира, конечно же, не является религиозной в конфессиональном значении. И А.И. Солженицын имел основание выводить А. Д. Сахарова за границы православия. Да и сам физик-гуманист считал опасной утопией утверждения Солженицына о том, что "замена марксизма на здоровую идеологию, в качестве которой ему рисуется, по-видимому, православие, спасет русский народ" [14]. Приветствуя то, что церковь сегодня получила большие права в духовной жизни общества, А.Д. Сахаров не без основания опасался наступления такой ситуации, когда нужно будет уже защищать не верующих, а атеистов. Не будучи сам правоверным атеистом, великий ученый своей жизнью человека-совести и высоко моральной деятельностью показал, что нравственное поведение человека обусловлено не только его приверженностью к религии, что оно прежде всего определяется его ориентацией на общечеловеческие ценности, каким бы способом их не обосновывать, на гуманизм, будь он религиозным или безрелигиозным.
Теоретическое обоснование объективных общечеловеческих ценностей может быть идеалистически-религиозным, которое сформулировал Лосский в самом заглавии своей книги « Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей» (1931). Вместе с тем, оно может базироваться и на теологическом агностицизме, о чем справедливо писала Лидия Гинзбург: "Только безумие, животный распад сознания может нас увести от всего надстроенного над темной биологической сущностью, - от культуры, от социума с его ценностями. Субъективными? Да, для атеистического сознания. Когда ценности объективны, человек уже не атеист; это, конечно, не значит еще, что он уверовал в бога" [15].
Теологический агностицизм, по моему убеждению, в отличие от религии и атеизма, характеризуется большей толерантностью, исходящей из правомерности мировоззренческого плюрализма [16], свободы религиозной совести и утверждения общечеловеческих ценностей, в том числе и в нравственной сфере.
Список литературы