В более развитых обществах с более совершенными религиозными формами моделирование социальной среды значительно усложнилось: потребность в спасении, которая сознательно культивировалась как содержание религиозности, всегда и всюду возникала как следствие попыток систематической практической рационализации реальностей жизни. Иначе говоря, эта потребность связана была с претензиями… показать, что мироздание (по крайней мере, в какой оно задевает интересы людей), имеет большей частью осмысленный характер.
С другой стороны, религия как социальный институт устанавливает определяющие нормы и мотивы социального поведения в общественной среде, делает их абсолютно значимыми для людей. Так, известный немецкий мыслитель М. Вебер утверждал, что религия изображает первичную картину мира и, исходя из этой картины, определяет отношение человека к тому миру, в котором он живет. В частности, одни религии, например, буддизм, стимулируют «бегство от мира» и погружение человека в глубины собственного «Я», благодаря чему нам, европейцам, остается склонить голову перед физическим и нравственным совершенством индийских йогов или тайнами китайской народной медицины. Другие религии, в особенности христианство, наоборот, направляет человека на завоевание и преобразование мира, что дает возможность западному обществу гордиться достижениями научно- технического прогресса.
Представители этнологического подхода - исследователи многочисленных народов, находившихся на ранних стадиях развития, Э. Тайлор, Дж. Фрейзер- видели в религии, вместе с искусством и моралью, естественно сформировавшийся первичный элемент человеческой культуры и способ ее нормального функционирования.
Биологические и психологические концепции, которые разрабатывали американский философ- прагматик У. Джеймс, немецкий представитель «философии жизни» В. Дильтей, французский этиолог Л. Леви- Брюль, австрийский психиатр и философ основоположник психоанализа З. Фрейд и его последователи, объясняли существование религии присутствием в человеке могущественного «религиозного чувства» или модификациями разных эмоционально- психических состояний- зависти и страха, любви и стыда.
Например, по мнению З. Фрейда, формирование религиозных представлений происходит на основе присущего каждому человеку «эдипова комплекса»- тяги в раннем детстве мальчика к матери и двойственного отношения к отцу. Отец, с одной стороны, воспринимается как конкурент во взаимоотношениях с матерью, от которого ребенок подсознательно стремится избавится. С другой стороны, отец выступает как идеал, с которым малыш себя отождествляет. Итак, у маленького человека формируется комплекс противоречивых чувств к отцу, причем отрицательное отношение к отцу подавляется и вытесняется в бессознательное. Ощущение вины за отрицательное восприятие отца как раз и становится тем фоном, на котором возникает раскаяние. Отсюда- как компенсация- развивается практика ритуального оказания почестей абстрагированному от конкретного отца образу Бога, начиная с веры в тотемного первопредка – животное или растение, от которого будто бы происходит тот или другой родоплеменной коллектив.
Позднее З. Фрейд расширил свое толкование истоков религии: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас пред природой, примиряют с грозным роком, выступающим в образе смерти, и вознаграждают за страдание и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе»
По мнению представителей биолого–психологических теорий религии, многочисленные религиозные влечения, причем в самом примитивном виде, продолжают оказывать заметное влияние и на современное западное общество: «Мощный коллективной формой современного идолопоклонства выступает поклонение силе, успеху и власти рынка; но кроме этих коллективных форм имеется и еще кое-что. В современном человеке скрыто множество индивидуализированных примитивных форм религии. Многие из них называются неврозами, но с тем же успехом можно дать им религиозные имена: культ предков, тотемизм, фетишизм, ритуализм, культ чистоты и т.д.»
Сегодня в науке все более укрепляется комплексное видение рассматриваемой проблемы: происхождение религии есть следствие взаимодействия многих факторов- материальных, социально- экономических и духовных. До тех пор, пока науку не дает полного и понятного ответа на вопрос о происхождении религии, будет оставаться место для подхода религиозного.
2.4.Структурные связи религии.
При объяснении религии важно ответить на вопрос, под влиянием каких факторов она возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему факторов в разных аспектах, прежде всего выделим виды связей в этой системе. Причинные отношения порождают религию, различные религиозные явления и процессы в качестве следствий, каузальные связи являются главным генетическим фактором. Существенны исторические связи: религия — не только следствие причин, действовавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но и результат развития общества в целом, его различных сфер, результат саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеются и структурные связи — строения, внутренней организации общества, ее подсистем, сфер, самой религии, «склонные» к устойчивости, постоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказывают функциональные отношения. В обществах определенных типов ряд функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций способствует ее воспроизводству. Можно говорить о наличии в комплексе детерминант религии и связей обусловливания, которые составляют среду, обстановку ее порождения, возникновения, существования, функционирования, связей вероятности, случайности.
Наряду с различными видами связей можно выделить социумные, социокулътурные, антропологические, гносеологические основы и предпосылки. Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религии.
Социумные основы образует совокупность материальных (экономических, технологических) и производных от них отношений- в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нравственных и др.), тех объективных отношений, которые господствуют над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу и зависимость людей от внешних условий. Основными сторонами этих отношений являются: стихийность природных и общественных процессов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные моменты условий существования в городе и деревне, разделение и отрыв интеллектуального и физического труда, привязанность работника к тому или другому; скованность принадлежностью к классу, сословию, гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которого индивид выступает лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властноавторитарные отношения, политический гнет государства; межэтнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и экокризисных процессов.
Отношения, в основе которых лежит материальное производство, развертываются в двух аспектах — отношения людей к природе и друг к другу.
Характер отношений людей к природе, общества и природы зависит от уровня развития производительных сил: от степени вооруженности средствами производства, прежде всего орудиями труда (инструментами, механизмами, машинами и пр.), а также от уровня развития людей участников общественного производства.
Чем ниже уровень развития производительных сил, тем в большей мере природные силы господствуют над людьми и соответственно тем властнее действует этот аспект социумной основы. В наши дни уровень развития науки и техники не защищает повседневную жизнь людей от многих стихийных природных процессов, не исключает стихийных природных процессов, не исключает стихийных бедствий — смерчей, тайфунов, землетрясений, наводнений, засух, эпидемий и пр. Даже самые совершенные технологические системы не гарантируют от неожиданных и катастрофических сбоев. Сбои особенно опасны в таких отраслях, как ядерная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность, производство угля, нефти и газа, генная инженерия и др. Трагедии, связанные с техникой ядерно-космического века, с теми могучими силами, которые сами же люди вызвали к жизни, усиливают тревогу.
Непросто противостоять опасности эпидемий. И если в прошлые века свирепствовали оспа, чума, холера, тоньше на человечество наползает опасность СПИДа.
Все большее беспокойство вызывает нарастающая опасность экологического кризиса. С одной стороны, НТР способствует развитию производительных сил, новых технологий, материалов, компьютерной и робототехники, ее результаты повышают комфорт повседневной жизни, создают ранее неведомую культурную среду и т.д.; с другой всякое производство имеет «отходы», побочные последствия, загрязняющие окружающую среду, создающие ситуацию риска, несвободы и зависимости, чреватые опасностями для самого существования жизни на Земле. Степень управления экологическими процессами в мире пока что невысока. Пренебрежение к реально существующим законам пространственной организации природы и человеческого общества приводит к опасным последствиям. Уже не вызывает сомнения тот факт, что человечество нанесло природе непоправимый ущерб.
Социумные детерминанты действуют в сфере не только отношения людей к природе, но и их отношений друг к другу. Противоречивость общественного прогресса в этом аспекте связана с развитием отчужденных форм собственности, с эксплуатацией, с ограничивающим разделением труда, разделением на классы и иные группы (сословия, гильдии, касты и пр.), с властью государства и противостоянием государств, что вызывает социальные, политические, классовые, межсословные, межэтнические, межгрупповые, межличностные и прочие конфликты.