Смекни!
smekni.com

Основы и предпосылки религии (стр. 6 из 6)

На всех этапах истории спутником человечества были войны. По некоторым подсчетам, за время существования нашей цивилизации произошло более 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд. человек. Во время второй мировой войны, когда военные действия велись на территории 40 государств, ее жертвами стали 50—55 млн., число раненых — 34 — 35 млн., 20 — 25 млн. человек стали инвалидами. В период после 1945 г., который неверно называется «послевоенным», развязано более 100 войн. Сейчас не исчезла опасность ядерного апокалипсиса, гибели цивилизации, всего человечества.

В мире более 950 млн. человек не могут удовлетворить самые элементарные потребности. Каждый год от голода в мире погибает около 50 млн. человек. Опасности современного мира оборачиваются более серьезными и прямыми последствиями для женщин, чем для мужчин. Разрастается демографический кризис: снижение рождаемости (на Западе и Севере) и демографический взрыв (на Востоке и Юге).

Психологические факторы религии — это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают возможность, благоприятную психологическую почву для воспроизводства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе социумных в связи с гносеологическими. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические детерминанты. Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как в психологии индивидов.

Общественно-психологические предпосылки религии составляют феномены психологии общества и групп. К ним относятся: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения, общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания, психического заражения, традиции, обычаи и пр.

Кризисные состояния общественно-психологической атмосферы могут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем, тревожного ожидания будущего, в отягощенное исторической памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, падении общественных нравов, массовых и групповых страхах и страданиях и т.д.

Общественно-психологические феномены —коллективные представления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности, традиции —императивны по отношению к индивидууму и принудительно навязываются ему помимо его воли и сознания, факторы их возникновения лежат вне индивидуальной психологии и действуют на личность извне. В этих феноменах образ слит с эмоционально-моторными элементами и потому не является продуктом специальной сознательно-интеллектуальной обработки. Общественно-психологические процессы выступают как нечто сверхиндивидуально-человеческое, как то, что дается индивиду «свыше», что выводит его за пределы обычной, повседневной жизни.

Индивидуально-психологические факторы действуют в психологии индивида. Это переживание всесторонней зависимости от других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе (от неизлечимой болезни, смерти близкого человека и т.д.), страх смерти, духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности, ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой он оказался, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию воли и решимости, закостенелые стереотипы мышления.

Совместная жизнь людей обусловливает многостороннюю зависимость их друг от друга. В распоряжении других находятся предметы удовлетворения потребностей данного лица. Без поддержки не добиться желаемого социального статуса. Индивид нуждается в заботе окружающих, в помощи с их стороны в делах, которые в одиночку он выполнить не в состоянии. Потребность в утешении остро переживается в страдании, в горе, в болезни, в уродстве, в неудачах и поражениях.

Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает страх смерти. Человеку присуще стремление к самосохранению, желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязнь умирания — процесса, который причиняет много физической боли и духовных страданий, тягостные чувства от смерти родных, близких, друзей оказывают сильное, гнетущее влияние на психику индивида. Естественно, что он стремится освободиться от этих настроений. Но индивид знает, что умрет, и в качестве средства коррекции страха смерти может принять веру в бессмертие души.

В индивидуальной психологии, как и в общественной и групповой, тоже имеются непроизвольные, неосознанные явления. Формирование человеческой личности начинается с первых дней жизни и проходит незаметно для человека. Когда человек становится самосознающей личностью, он находит в себе мышление, чувства, волю уже в готовом виде. Человек обнаруживает, что он не имеет в своей власти ни начала, ни конца своей жизни, что он сознателен, но бессознательно пришел к сознанию, что он имеет волю помимо своей воли, и т.д. Структура психологии индивида, механизмы ее движения складываются под влиянием общества. Будучи сформированными, эти механизмы приобретают относительную самостоятельность и могут действовать не только при отсутствии непосредственного общения с окружающими людьми, но и при неучастии воли и сознания индивида, осуществляться непроизвольно и бессознательно.

Гносеологические детерминанты представляют собой те моменты познавательной деятельности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений, понятий, идей, мифов. Познавательные возможности превращаются в действительность при наличии социумных факторов под воздействием психологических.

Заключение.

Основу религии, без которой она невозможна, составляет вера - особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований. Вера бывает религиозной и нерелигиозной. Основной признак религиозной веры – это твердое убеждение человека или людей в существование сверхъестественного, тогда как нерелигиозная вера ( например, вера в существование внеземных форм жизни…) этого признака лишена.. Неотъемлемой частью любой религии также является религиозный культ, вероучение и религиозные организации. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.
Роль культа в любой религии исключительно велика. С помощью культа религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных служб и молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призваны не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять у него религиозное мироощущение.
Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения.

Если же в какой либо религии не будет хотя бы одного из этих элементов, то она не будет уже религией в полном смысле этого слова. Трудно себе представить религию без веры, вероучения, культа и организации.

Относительно происхождения религии существуют два основных подхода: религиозный и светский. Религиозный подход утверждает, что появление идеи Бога в человеческом сознании и возникновение религии обусловлено тем, что есть Бог, который сотворил мир, природу, человека. Приводятся доказательства бытия Бога, такие как: онтологическое, космологическое, теологическое, моральное, историческое, психологическое. Последователи религиозного подхода уверены в том, что религия была вложена Богом в человеческую душу и затем открыта ему в истинах священных текстов. При этом указывается, что религиозное чувство и сопровождающий его религиозный культ необходимы не для удовлетворения божественного тщеславия, а для самопознания человеком своей высшей духовной сущности, способной отрываться от обыденного и мирского.

Светский подход дает первое научное объяснение происхождения религии в натуралистической теории. Представители этой теории считали, что религия происходит от изначального бессилия человека перед господствующими над ним природными и социальными силами. Натуралистическая теория сочетает в себе социологические, этнологические, биологические и психологические концепции происхождения религии. Величайшие ученые и философы мира давали объяснения происхождению религии, но сегодня в науке все более укрепляется комплексное видение рассматриваемой проблемы: происхождение религии есть следствие взаимодействия многих факторов - материальных, социально- экономических и духовных. До тех пор, пока наука не дает полного и понятного ответа на вопрос о происхождении религии, будет оставаться место для подхода религиозного.

При объяснении религии важно ответить на вопрос, под влиянием каких факторов она возникает, существует и воспроизводится. Причинные отношения порождают религию, различные религиозные явления и процессы в качестве следствий, каузальные связи являются главным генетическим фактором. Существенны исторические связи: религия — не только следствие причин, действовавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но и результат развития общества в целом, его различных сфер, результат саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеются и структурные связи — строения, внутренней организации общества, ее подсистем, сфер, самой религии, «склонные» к устойчивости, постоянству, инвариантности. Наряду с различными видами связей можно выделить социумные, социокулътурные, антропологические, гносеологические основы и предпосылки. Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религии.

Список используемой литературы:

1. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение: Учебное пособие для высш. Уч. Завед./2-е изд., испр. И доп./ Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов н/Д: Феникс; 2003.- 512 с.

2. Красникова А.Н.-М.: «Книжный дом «Университет», 2000.-800 с.

3. Матецкая А.В. Религиоведение.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009.-412 с.

4. Радугин А.А.. Введенеи в религиоведение: теория, история и современные религии. – М.: Центр, 2004.- 304 с.

5. Рожковский В.Б., Устименко Д.Л. Религиоведение: хрестоматия.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009.-317 с.

6. Шелковая Н.В.. Введение в религиоведение.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- 416 с.

7. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М.: Высшая школа, 2004.-511 с.