Федеральное агентство по образованию
Губкинский филиал
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Белгородский государственный технологический университет
им. В.Г.Шухова»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: « РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ »
на тему: «Основы и предпосылки религии»
Выполнил студент(ка): Косинова Ольга Владимировна
Группа 3АБ-11з.
Специальность (шифр и название) 080109.65
Бухгалтерский учет и аудит
Личный шифр 301105108
г. Губкин 2010г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………….……3
1. Основы религии…………………………………………………….……5
2. Теории происхождения религии:………………………………..…..…9
2.1. Возникновение религии;………………………………………....…8
2.2 . Религиозный подход………………………………………….…....10
2.3. Светский подход………………………………………………..…..12
2.4. Структурные связи религии…………………………………….…14
Заключение………………………………………………………………...18
Список используемой литературы……………………………………….20
Введение.
Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего
палеолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем, человек
понял, что его окружает упорядоченное мироздание, подчиняющееся так
называемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие человек
не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и
смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаруживает своё
присутствие в мире через связь вещей и явлений. Для этой силы человек
придумал тысячи имён, но их суть одна – это Бог.
Вполне естественно, что первобытный человек, наблюдая природу, пришел к выводу, что существуют мощные силы, которые управляют жизнью и смертью, всем ритмом природы. Возникла вера в загробную жизнь, корни этой веры уходят в мир неандертальцев. Вера в жизнь после смерти, в награды богов давала моральные основания для деятельности не только индивидов и групп, но и целых народов, становилась фундаментом религиозных систем и учений будущих цивилизаций. Археологи на стоянках мадленской культуры обнаружили оскальпированные головы. Историки религии считают, что существовал религиозный ритуал, свидетельствующий об отделении души от тела! Уже первобытный человек не смирялся с мыслью, что человек умирает окончательно. Именно тогда были поставлены человеческой мыслью такие узловые проблемы, как стремление обрести жизнь после смерти, желание воскреснуть после смерти, снять страх перед смертью. Вокруг этих проблем и вращаются все позднейшие религии мира, это — важнейший религиотворческий импульс. Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их таинственную связь с миром животных, растении и даже неживыми предметами, в происхождение человеческого рода от определенного животного, растения или явления природы, первоначально, скорее всего, тех, что составляли основу существования данного коллектива. Постепенно он превратился в основную форму религиозных представлений складывающегося рода, т.е. общественный феномен становящегося родового строя находит фантастическое отражение в человеческом сознании в виде тотемистических представлений о родстве человека и природы. Выступающая в тотемизме магия жизни и смерти проявляется в обряде повторного рождения, в инициационной реинкарнации (переселении души из одного тела в другое), совершаемой в тесной связи с вселяющимся, вечно живущим тотемом. Этот процесс актуализируется членами племени в обрядовом пиршестве, в обряде волшебного размножения животных и т.п. Представление о реинкарнации (о возможном перевоплощении человека, в частности умершего предка) в его тотем и обратно привело к усилению культа мертвых предков и веры в их сверхъестественные возможности, а также к проявлению системы запретов-табу на употребление в пищу тотема. В качестве другой ранней формы религиозных представлений и верований следует назвать анимизм, — веру в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающий им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество.
Когда первобытные люди воздавали должное душам покойных предков, то тем самым они надеялись на защиту и покровительство покойников в необъятном мире потусторонних сил. Анимизм выражает тот факт, что первобытный человек способен к созданию абстрактных понятий, в том числе и понятия души, что в сознании тогдашних людей появилось представление о существовании реального, земного мира и наряду с ним потустороннего мира..
Мы живём в начале третьего тысячелетия, и все шесть миллиардов живущих
на земле верят. Одни верят в Бога, другие – в то, что его нет. Поэтому
религия является одной из важнейших вещей в жизни человека, его жизненной
позицией, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым
он живёт (действует, мыслит, чувствует). В настоящее время религия охватывает 80 % населения земного шара. Для современного человека, который может объяснить с точки зрения науки любое природное явление, религия также является важной частью жизни. Религиозные верования возникают в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх, как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии создают другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.
Тема моей работы особенно актуальна. Так как изучение религии необходимо начинать именно с её основ и теорий происхождения. Ни одна религия не возможна без веры, веры в сверхъестественное. Неотъемлемой частью любой религии также является религиозный культ, вероучение и религиозные организации.
Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по
отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
Религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
Человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость, смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его.
Религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.
Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой
религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения
неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это
печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире). Религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций,
образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея — «все мы — христиане»).
Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения,
члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами.
Религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни
общества.
В своей работе я использовала труды Красниковой А.Н, Яблокова И.Н, Кислюка К.В и других ученых.
1. Основы религии.
В современном мире существует большое количество разнообразных вер и идеологий, которые условно можно объединить вокруг основных мировоззрений: религии и атеизма. Религия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и в настоящее время охватывает 80% населения земного шара. И все-таки она является сферой, мало понятной и для обычных людей и для специалистов. Причин тому много. Религию чаще всего оценивают по ее внешним признакам, так как она практикуется ее последователями в культе, тогда как для верующего человека она заключается в глубоко личном внутреннем диалоге с чем- то сверхъестественным. Наконец каждый исследователь определяет религию в соответствии со своими теоретическими и методологическими предпочтениями и личным отношением к предмету своего изучения ( верующий или неверующий)
Слово «религия» происходит от латин. Religio- благочестие, святыня, предмет культа. В европейской культуре оно распространилось приблизительно с 16 века. До этого слово «религия» иногда встречалось в книжном языке без постоянного значения, а вместо него употреблялись синонимы «вера», «верование», «набожность».
Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово- культовых действий, а также объединение верующих людей в определенную организацию, которые вытекают из убежденности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного. Как видно из определения, религия содержит в себе четыре основные части: веру, вероучение, культ и организацию.