Государственный университет –Высшая школа экономики
Факультет права
Реферат
по профессиональной деятельности юриста
Буддизм – религия или философское учение?
Студентки 1-го курса
Группа № 158
Рудяк В.Ю.
Научный руководитель:
Скоробогатов В.Ю.
Дата сдачи:
18.10.2010
Москва 2010
Содержание.
1. Введение………………………………………………………... 3
2. Различные взгляды на понимание буддизма……………….. ..4
3. Заключение…………………………………………………….. 6
4. Список использованной литературы…………………………. 7
1. Введение.
С давних времен существует вопрос о понимании буддизма. Что это – религия или философское учение? У религиоведов нет однозначного ответа на этот вопрос. Многие определяют его как религиозно-философское учение, не давая преимущество никакому направлению. В данном реферате будут показаны разные точки зрения по данному вопросу и рассмотрены обоснования, которыми руководствовались известные ученые, историки-востоковеды, решая данный спор.
2. Различные взгляды на понимание буддизма.
Буддизм относится к одной из трех мировых религий, наравне с христианством и исламом, но он имеет, в свою очередь, существенные отличия от них. «Буддизм – единственная религия, основатель которой не объявлял себя ни пророком какого бы то ни было Бога, ни его посланцем. Будда целиком отрицал идею Бога как Высшего Существа».1 То есть, получается, что у данной религии есть именно основатель, который проповедует свое учение. Сами буддисты называют себя последователями учения Будды, который изначально был простым человеком, и только после того, как, пожертвовав всеми благами и роскошью во дворце, отправился на путь просветления называл себя "Просветленным" (buddha), духовным проводником. «Сторонники буддизма не считают его собственно религией. Он то, что на Востоке называется "путем освобождения", и в качестве такового вбирает и синтезирует элементы религии, философии и духовных практик».2Религия предполагает веру в некое божество, сверхъестественное, а если придерживаться того мнения, что Будда-человек, то сложно назвать буддизм религией. Так, Дзонгсар Кхъенце , как ревностный приверженец буддистского учения, отмечает, что «буддизм нельзя назвать религией, и тем более теистической, его трудно излагать, не облекая в теоретические и религиозные понятия»3. В его статье отрицается характеристика Будды как Бога. «Многие ошибочно думают, что Будда — это Бог буддистов. Даже среди тех, кто живёт в так называемых буддийских странах — в Корее, Японии и Бутане, есть подобное представление о Будде и буддизме».4 Также автор данной статьи приводит раскрывает смысл самого учения Будды, говоря, что «сам Будда указал, что нужно чтить не человека, а мудрость, которой он учит».5
Другой точки зрения придерживается Элиаде М., отмечая, что учение Будды было направлено на спасение и освобождение людей. «Именно авторитет Будды-"Спасителя" превратил его проповедь в религию и довольно рано перевел историческую личность – принца Сиддхартху – в ранг божественного существа».6 Также Торчинов Е. А. дает доказательство к рассмотрению буддизма как мировой религии вместе с христианством и исламом: «Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями».7 Сходство буддизма с другой мировой религией-христианством, отмечает Кандалинцев В. : «буддизм, как и христианство, не колеблясь, определяет состояние земного человечества как критическое и предлагает радикальный духовный путь спасения из него в Нирване, своего рода буддийском Царстве Небесном».8
3. Заключение.
Таким образом, являясь старейшей из существующих религий, буддизм настолько многогранен, что споры между учеными о его сущности ведутся и в настоящее время. Но превалирующим мнением является признание буддизма религией. «Буддизм - это религиозная система практики и доктрина, созданная на основе древних религиозно-философских учений Индии, краеугольным камнем которых является вера в перевоплощение»9, одним из многих подтверждений этого является понятие тулку, которыми «называют высокое духовное лицо, которое вновь воплотилось в человеческом облике».10
Список использованной литературы.
1 Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том второй: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2002. – С. 45.
2 Кандалинцев В. Параллели христианства и буддизма // Вопросы философии. – 2001. - № 3. – С. 168.
3 Дзонгсар Кхьенце. Отчего вы не буддист. М., 2010.
4 Там же, стр.8
5 Там же, стр. 8
6 Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том второй: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2002. – С. 45.
7 Торчинов Е.А. Введение в буддизм. Курс лекций. М., 2005. – С. 7.
8 Кандалинцев В. Параллели христианства и буддизма // Вопросы философии. – 2001. - № 3. – С. 168.
9 Корнев В.И. Буддизм // Вопросы истории. – 1970. - № 12. – С. 145.
10 Монгуш М.В. Тибетские тулку: Кто они? // Этнографическое обозрение. – 2008. - № 3. – С. 161.