1. приговором запрещается архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя;
2. земельные вклады на помин души допускаются, но при этом оговаривается условие и порядок их выкупа родственниками завещателя;
3. вотчинникам ряда областей запрещается продавать вотчины людям иных городов и без доклада царю дарить монастырям;
4. приговор не имеет обратной силы, не распространяет своего действия на сделки (договоры дарения, купли-продажи или завещания), заключенные до Стоглавого собора;
5. на будущее же устанавливается санкция за нарушение приговора: конфискация вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу.
4. Значение Стоглава
Стоглав зафиксировал порядок богослужения, принятый в Московском государстве: «А кто не крестится двумя перстами, яко Христос и апостолы, да будет анафема» (Стоглав 31; имелись в виду многочисленные иконы Спасителя с двуперстием); «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — слава тебе Боже…» (Стоглав 42).
Указанные нормы продержались до 1652 года, когда патриархом Никоном была проведена реформа церкви, приведшая, в частности, к следующим изменениям:
· Замена двуперстного крестного знамения трехперстным;
· Возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая);
· Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
Резкость и некорректность проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, что привело к расколу церкви на новооборядцев (принявших реформы Никона) и старообрядцев (не принявших реформы).
На Большом Московском церковном соборе 1667 положения Стоглавого собора были признаны написанными «неразсудно, простотою и невежеством» [1]; сама подлинность Стоглава была подвергнута сомнению.
До половины XIX века в литературе господствовало мнение о Стоглаве как о не подлинном соборном уложении 1551 года. Митрополит Платон (1829 г.), не сомневаясь в факте созыва Собора 1551 года, усомнился, однако, в том, что положения Стоглава были утверждены на этом Соборе. [2]
В предисловии к первому отечественному изданию Стоглава, вышедшему в 1862 году[3], было указано что
эта книга (Стоглав) — составлена кем-нибудь, может быть, даже членом Стоглавого собора (1551 г.), но уже после собора, из черновых записок, бывших или приготовленных только для рассмотрения на соборе, но не рассмотренных (всецело), не приведенных в формы церковных постановлений, не утвержденных подписями и не обнародованных для руководства.
Такая точка зрения объяснялась нежеланием признать подлинными решения официального органа, которые Русская Церковь впоследствии нашла ошибочными, и которыми руководствовались «раскольники».
Только после ряда находок И. В. Беляева (в частности наказных списков по Стоглаву, неоспоримо подтвердивших факт принятия Стоглава на Соборе 1551 года)[4] подлинность Стоглава была окончательно признана.
В дальнейшем историками Стоглав рассматривался как уникальный памятник русского права XVI века, дающий представление об образе жизни общества того времени.
К началу XX века было известно не менее 100 списков рукописного Стоглава [5][6][7].
Список литературы:
1. Стоглав, изд. 2-е, Казань, 1887, с. III.
2. Платон (Левшин). Краткая российская церковная история. Т. 2.М., 1829, ch. 30
3. Стоглав. — Казань: Типография Губернского Правления, 1862. — 454 с.
4. И.В. Беляев Стоглав. Казань 1862г. Наказные списки соборного уложения 1551 года. = Памятники русского церковного законодательства.. — Москва: 1863. — 27 с.
5. Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. Спб., 1909, стр. 137
6. Стоглав. — Лондон: Trubner & Co., 1860. — 239 с.
7. Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах (Стоглав). — Москва: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1890. — 424 с.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Стоглав