Культ деревьев был составной частью общинной обрядности, связанной с важными периодами хозяйственной деятельности общинников: весной - с началом полевых работ, осенью - с завершением уборки урожая. В общинных обрядах нашли также отражение древние верования и культы, в частности культ коллективных покровителей и защитников деревенских общин. Представления о покровителях и защитниках имели расплывчатый характер, их символами, воплощениями считались горы, деревья, каменные кучи, деревянные столбы, которые, как правило, располагались на краю деревни, служа как бы межевым знаком территории общины и в то же время зримым символом, с которым были связаны иллюзорные надежды на благополучие и счастье. Весной и осенью в священных местах совершались общедеревенские обряды тонче, посвященные духам-покровителям деревни.
Деревья играли важную роль в магико-религиозных обрядах, посвященных повышению плодородия почвы и увеличению жизненной силы злаков и животных. Весенние обряды корейцев, как и всех земледельческих народов, имели ярко выраженный продуцирующий характер. Деревья в сельскохозяйственном календаре выступали как символы определенных сезонов года и различных сельскохозяйственных циклов. Например, в первом месяце года в Северной Корее ставили веточку ивы, к ней прикрепляли бумажные полосы и молились духу земли о богатом урожае в наступающем году, а в Южной Корее во втором месяце, когда расцветали персиковые деревья, совершали обряды "сжигания старухи" и поклонения духу рисовой лепешки. Этот весенний обряд функционально играл роль мольбы об урожае.
Причина живучести культа деревьев, равно как и других культов заключается в специфике социально-экономического строя Кореи, где были сильны пережитки родовых отношений и устойчивы общинные структуры. Сельская община в социальной структуре была важным функционирующим институтом и основной социально-хозяйственной ячейкой. Культ деревьев в сельской общине выступал как часть общинного культа, в котором нашли отражение сознание общности коллектива, его неразрывная связь с территорией и окружающей природой.
Тотемизм в Корее. До настоящего времени среди корейцев существуют различные поверья, связанные с животными. Особенно популярными животными являются корова, лошадь, собака, лиса, кошка, курица, сорока, ворона, змея и лягушка. Животные занимают значительное место в мифологии, народных верованиях и религиозных обрядах корейцев. Они выступают как предки родоначальников корейских родов. Существуют предания об основателях корейских династий, происходящих от медведя, лягушки или появившихся из яйца.
С древними представлениями связано повествование о чудесном рождении одного из правителей древнего корейского государства - Пуё. "Некогда государь Пуё Хэ Пуру до старости не имел сына. Он молился горам, и рекам и просил наследника. Однажды он сел на коня и поехал в Конне-ну. Там он увидел, большой камень, который источал слезы. Государь подивился этому и послал людей перевернуть этот камень. Под ним оказался маленький ребенок. Он имел облик лягушки золотого цвета. Государь обрадовался и сказал: "Это небо послало мне наследника". Он взял его и вырастил, назвал Кымва - "Золотая лягушка"".
Возможно, что в корейской легенде образ лягушки-ребенка, равно как и название "Золотая лягушка", не случайны, а сохраняют отголоски древних тотемистических представлений. Основатель государства Когурё, согласно той же легенде, произошел из яйца. "Когда Хэ Пуру скончался, Кымва вступил на престол. Однажды у реки Убаль, на юге от горы Тхэбэк, он увидел женщину. Он спросил ее, кто она. Она ответила: "Я дочь божества реки, а зовут меня Люхва. Я вышла погулять вместе с сестрами, а тут появился какой-то мужчина, назвался сыном Небесного государя Хэмосу. Он посетил меня в домике у подножия горы Унсим, на берегу реки Амноккан. Но однажды ушел и больше не вернулся. Отец и мать бранили меня за то, что я ушла к мужчине непросватанная. Они прогнали меня и поселили у реки Убаль". Кымва подивился этому, поселил ее у себя и укрыл в комнате. Ее осветило солнце. Она укрылась, но солнечный луч преследовал ее и освещал. Поэтому она зачала и родила большое яйцо, величиной в пять сын. Государь бросил его собакам и свиньям. Те не ели. Тогда выбросили его на дорогу. Быки и лошади избегали его. После бросили его в поле. Птицы прикрыли его пухом. Государь хотел разбить его и не смог. Тогда вернул его матери. Мать укрыла его вещами и положила его в теплое место. Мальчик разбил скорлупу и вышел. Он излучал необыкновенное сияние. В семь лет он уже обладал удивительными способностями. Сам делал луки и стрелы, и стрелял из них. Сто выпустит - сто попадет в цель. В языке Пуё "хорошо стрелять из лука" значит "чумон", поэтому его прозвали так".
О прародительнице племени Силла рассказывается, что она родилась с куриным клювом, а младенца - "основателя" рода Силла охранял петух. "Весной, в третьем месяце, - говорится в легенде, - как-то ночью ван услышал пение петухи, раздававшееся среди деревьев бора Сирим, к западу от Кымсона, и с наступлением рассвета отправил Хогона посмотреть, что там. По возвращении Хогон сообщил, что обнаружен маленький золотой ящик, висящий на ветке дерева, а под ним поющий белый петух. Ван повелел людям взять ящик и открыть его. Внутри него находился маленький мальчик необыкновенной красоты. Обрадованный государь, обращаясь к окружающим, сказал: "Разве не Небо послало его мне в качестве наследника?" И взял его на воспитание. Подрастая, он стал умным, обрел огромные знания .и способности. Нарекли его именем Альджи. Так как он вышел из золотого ящика, фамилию ему дали Ким, (ким - золото), а название леса "Сирим" было изменено на "Керим", откуда и произошло название государства".
Легенда о происхождении зачинателей некоторых родов из яйца сохранялась очень долго. Корейский историк Ким Бусик в XII в. писал, что рассказы о том, как первопредки силланских родов Пак и Сок появились из яйца, передаются из поколения в поколение как правдивые рассказы.
В легендах о происхождении правителей от женщины-медведицы или из яйца нашла отражение основная идея тотемизма - идея группового родства людей с тотемами - существами полуживотной-получеловеческой природы. Корейские мифы и сказания о предках-зверях или птицах, по мнению корейских ученых, содержат некоторые черты тотемизма и свидетельствуют о том, что в первобытном обществе Кореи существовали тотемистические представления.
Вера в предка полузверя-получеловека отражена не только в мифологии, но и в изобразительном искусстве. На территории Кореи обнаружены многочисленные фигуры фантастических существ с туловищем человека и головой животного. На стенах королевской могилы Чонкым-каккан в Кёнджу (IX в.) сделаны барельефные изображения человеческих фигур с головами животных, входящих-в цикл Зодиака. Животные, входящие а созвездие Зодиака, в китайской мифологии также рисуются как фантастические существа, имеющие тело человека, а голову животного (крысы, быка, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, птицы, собаки, кабана). На фресках гробницы Когуре (IV-V вв. ) изображено фантастическое животное с головой человека. К этому периоду относится и изображение животного, напоминающего медведя, с женской грудью. Среди археологических находок встречаются отдельные фигурки животных: медведя, собаки, свиньи, змеи. В корейских и китайских письменных источниках имеются косвенные свидетельства о наличии у корейцев в древности названий родов по животным: курица, корова, свинья, лошадь, собака.
Для ранних религиозных представлений характерна вера в связь умерших предков с тотемами. По поверьям корейцев, человек после смерти превращается в лошадь, тигра, свинью, змею, лису или ворона. Эта связь выражается в различных обрядах погребального цикла, например в переодевании в шкуру тотемного животного и в плясках, имитирующих его движения. Вера в то, что человек после смерти становится животным, отражена во многих корейских обрядах.
Среди корейцев еще и сейчас существует представление о собаке как о предке. Они считают, что человек после смерти может превратиться в собаку. О роли собаки в религиозных представлениях корейцев свидетельствует и тот факт, что изображение собаки еще в средние века ставили перед кумирнями. Собака была жертвенным животным во многих старинных обрядах корейцев. Ее приносили в жертву во время обряда поклонения горам, моления о дожде, во время ежегодных церемоний, w-священных "охране" деревень, и др. В некоторых районах Кореи собака выступала как жертвенное животное, подносимое хозяину моря.
Комплекс сведений, подтверждающий наличие культа медведя у корейцев: это название древних родов по медведю, легенда о происхождении Тангуна от женщины-медведицы, участие "медведя" в свадебном обряде. В древности при заключении свадебного контракта шкура медведя играла определенную роль. Медведю, как и различным частям его тела, приписывалось магическое свойство отвращать болезни, приносить удачу. Роженице и новорожденному давали отвар из печени медведя, так как считалось, что оно быстро восстанавливает силы матери и приносит здоровье ребенку. Медведь считался существом двойственной природы: при желании он мог принять образ человека. Сохранилась легенда, в которой повествуется о том, что "молодой человек, заблудившись в горах, нашел хижину, в которой жила прекрасная женщина. Очарованный юноша остался у нее. Однажды хозяйка хижины пошла в горы, а юноша последовал за нею. Он увидел, как красавица превратилась в медведицу, чтобы поймать оленя. Узнав о том, что тайна ее раскрыта, медведица стала преследовать юношу. Спасаясь от нее, он бросился в реку. Медведица не умела плавать. Деревня, где мужчина выплыл на берег, получила название "Медвежьего берега", а река -"Медвежьей реки"".