Смекни!
smekni.com

Китайская мифология 2 (стр. 3 из 5)

С Западом связана и богиня Си-ванму, которую часто называют богиней страны мертвых, располагающейся на Западе. Ей приписывалось обладание снадобьем бессмертия и способностью насылать различные кары: эпидемии, стихийные бедствия. Сначала богиня выглядит как типичное хтоническое божество – у нее туловище человека, а клыки тигра и хвост барса, она живет в пещере, и три синие птицы приносят ей пищу. Однако со временем чудовище превратилось в красавицу, владычицу западных стран. Ее изображали с заколкой в волосах, сидящей на вершине горы в окружении зайцев, толкущих в ступах снадобье бессмертия, и тигра. Ее служанки тоже испытали метаморфозу: сначала это три птицы, затем существа с телом птицы и человеческим лицом и, наконец, прекрасные юные девы.

Севером управлял Чжуань-сюй (Черный). Точного перевода этого имени нет, чаще всего оно трактуется как «первый государь», «истинный человек» или «человек, следующий по истинному пути», т.е. мудрец. Помощник Чжуань-сюя - дух воды Сюаньмин, называемый еще Юйцян, что означает «дух моря и ветра»; у него было человеческое лицо, а тело птицы или рыбы, в зависимости от того, какую из двух стихий он представлял; в руках он держал гири и повелевал зимой. И, хотя тотемистическим символом этого мира является черепаха, во многих рассказах о владыке Севера фигурируют драконы, что совершенно естественно, т. к. эти мифические животные в Китае воплощают стихию воды, которой повелевает Чжуань-сюй. Он родился от луча звезды, пронзившего луну, со щитом и копьем на голове. В двадцать лет он взошел на престол и мудро правил 78 лет, поэтому вошел в историю как идеальный правитель. Для проведения собственных решений он использовал магию воды. Его помощниками были два духа Чун и Ли, которые успешно справлялись с делами земли и неба, но сообщение между небом и землей по приказу своего повелителя они прервали. Чжуань-сюй воевал с богом воды Гун-гуном, племенем мяо; прославился изобретением одной из систем счета времени; его правление считалось гармоничным и мудрым.

Хуан-ди (желтый) – владыка центра, высочайший правитель в царстве богов. У него четыре лица, позволяющих видеть, что происходит в четырех царствах, знаменующих четыре стороны света. Хуан-ди вошел в историю как суровый властитель и великий воин, справедливый судья и даритель культурный благ. Он искусно владел щитом и копьем и собрался покарать тех владык, кто не явится к нему с данью, но, узнав о его намерениях, все, кроме бога Янь-ди, пришли с дарами. Тогда Хуан-ди собрал диких зверей и напал на Янь-ди, противопоставившему своему врагу аналогичное войско. Битва была ожесточенной, но Желтый владыка победил. Следующая война, которую пришлось вести Хуан-ди, была связана с нападением великана Чию, который сначала захватил власть в стране Юга, победив Янь-ди, а затем стал претендовать на верховную власть. В армии Чию были не только великаны с медными головами, имевшими звериное тело, злые духи, но и отважный народ мяо. Однажды во время схватки Чию напустил густой туман, и войска Хуан-ди стали нести тяжелые потери. На помощь им пришел дракон Инлун, который умел накапливать воду и изливать ее дождем. По просьбе Хуан-ди дракон готов был обрушить ливень на Чию, но тот вовремя обратился к духу ветра Фен-бо и хозяину дождя Юй-ши, которые поменяли направление дождя и ветра. Только вмешательство дочери Хуан-ди Ба, демона засухи, решило исход сражения: дождь прекратился, и дракон обрушился на врагов. Однако потери, которые несло войско великанов, еще не могли заставить его отступить. Окончательную победу предопределила помощь небесной феи Сюань-нюй, научившей, как расположить войска, и посоветовавшей выковать чудесный меч, резавший камни и железо, как глину, решили исход войны. Желтый владыка считал пленного Чию воплощением десяти тысяч зол, поэтому казнил его. Война Хуан-ди и великана Чию аналогична греческой гигантомахии и титаномахии, индийской борьбе суров и асуров, скандинавскому противостоянию асов и великанов Утгарда: победа нового, цивилизованного мира над хтоносом давалась нелегко и часто носила характер катастрофы.

Хуан-ди прославился как мудрый правитель и неутомимый труженик, никогда не знавший покоя. Он расчищал горные склоны для посевов и прокладывал дороги, изобрел топор, лук и стрелы, научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки. Он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома, он придумал новую одежду, причем ввел различия в ней для мужчин и женщин. Он продолжил изучение лекарственных растений, и медицина стала наукой. Его сподвижники Цан-цзе изобрел иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь. Великий правитель жил 300 лет и от разных жен имел 25 сыновей, 14 из которых стали основателями новых родов. В конце его жизни на земле появились священные животные: единорог – символ благодати и феникс – знак мудрого правления. Перед тем, как покинуть мир, Хуан-ди собрал медь на горе Цзиншань, отлил треножник, затем оседлал спустившегося дракона и отправился на небеса. Некоторые указывают даже могилу Желтого владыки, но даосы, в чей пантеон входит Хуан-ди как один из родоначальников учения, считают, что там находится лишь одежда царя, сам же он, постигший путь дао, стал бессмертным.

Подземное царство – обитель мертвых.

Врата в подземный мир нахолись в черной горе, где обитали черные люди и черные животные. В исследованиях, посвященных китайской мифологии, подземный мир назван «адом», вероятно, по аналогии с его европейским аналогом - местом, где страдают грешные души. Это определение неточно, в первую очередь, потому, что китайский ад, устроенный по образу и подобию судебного учреждения, Вход охраняли великаны устрашающего вида: трехглазые, с головой тигра, увенчанного рогами. Позднее, с пришествием в Китай буддизма, сформировались представления о пути души, а впоследствии и душ человека, связанных с вечным круговоротом мира и, следовательно, из десяти палат, по своей концепции напоминает католическое читилище. Каждый страждущий, попав туда и проведя там столько времени, сколько он заслуживал, затем обязательно возрождался к новой жизни. Вопрос только: в каком обличье – святого, человека (раба или важного чиновника), животного, демона подземного мира и т.д. И именно этот вопрос волновал жителей Китая. В первой, назовем ее судебной, палате решали, какое наказание за совершенное понесет пришедший (он оказывался перед Зеркалом Зла, в котором видел отражение всех своих дурных дел), в следующих восьми палатах происходило исполнение приговора, в десятой же определялось будущее перерождение души. Особенности этического кодекса китайцев нашли свое отражение в классификации грехов, так, например, среди традиционных нарушителей законов – воров, убийц, клеветников и т.д. - обнаруживается куда более суровое прегрешение – непочтительность к родителям. Таких наказывают в восьмой (!) палате, причем им укорачивается жизнь в следующим рождении, которую они должны провести в обличье животного. А среди грешников шестой палаты, где наказывали святотатцев, были и те, кто непочтительно обращался с исписанной бумагой и книгами. Однако, по представлениям китайцев, даже самый отъявленный грешник в конце концов попадал в десятую палату и узнавал, каким будет его следующее рождение. А было их шесть вариантов с пришествием в Китай буддизма, сформировались представления о пути души, а впоследствии и душ человека, связанных с вечным круговоротом мира и, следовательно из десяти палат, по своей концепции напоминает католическое читилище. Каждый страждущий, попав туда и проведя там столько времени, сколько он заслуживал, затем обязательно возрождался к новой жизни. Вопрос только: в каком обличье – святого, человека (раба или важного чиновника), животного, демона подземного мира и т.д. И именно этот вопрос волновал жителей Китая. В первой, назовем ее судебной, палате решали, какое наказание за совершенное понесет пришедший (он оказывался перед Зеркалом Зла, в котором видел отражение всех своих дурных дел), в следующих восьми палатах происходило исполнение приговора, в десятой же определялось будущее перерождение души. Особенности этического кодекса китайцев нашли свое отражение в классификации грехов, так, например, среди традиционных нарушителей законов – воров, убийц, клеветников и т.д. - обнаруживается куда более суровое прегрешение – непочтительность к родителям. Таких наказывают в восьмой (!) палате, причем им укорачивается жизнь в следующим рождении, которую они должны провести в обличье животного. А среди грешников шестой палаты, где наказывали святотатцев, были и те, кто непочтительно обращался с исписанной бумагой и книгами. Однако, по представлениям китайцев, даже самый отъявленный грешник в конце концов попадал в десятую палату и узнавал, каким будет его следующее рождение. А было их шесть вариантов: высшее – рождение на небе, вечное и неизменное. Остальные продолжали участвовать в круговороте рождений. Второе – желательное – получали те, кто творили добро. Они рождались на земле, повышая свой социальный статус, т.е. становились полководцами и важными сановниками, менее добродетельные – в облике купцов, ученых, ремесленников или земледельцев. Третий вариант, несмотря на кажущуюся экзотичность, казался желательным, - рождение в мире подводных демонов. Три остальных считались нежелательными или просто ужасными перерождение в мире демонов (подземных или блуждающих по свету) - 4 и 5 варианты, и, наконец, 6 – рождение в мире животных, насекомых, растений. Правителем этого царства, называемого Юду, сначала был Хоу–ту – древнее божество земли, но впоследствии, по мере распространения буддизма, он стал отождествляться с буддийскими бодхисатвой Дицзан-ваном – обожествленным буддийским монахом, прибывший из Индии. Его часто изображали сидящим с металлическим посохом в одной руке (им он открывал все двери подземного царства) и жемчужиной, которая освещала его путь, - в другой. Но существенное отличие китайского царя мертвых от, например, Аида или скандинавского чудовища Хель состоит в его главной функции – вызволять грешные души из ада, давая возможность им родится вновь. Таким образом, царьмертвых несет надежду, а не отнимает ее. Дизан-ван совершает свой путь по палатам ада из любви и сострадания, поэтому празднества в его честь в Китае, которые устраивались 30-го дня 7-й луны, считавшегося днем рождения святого, сопровождались возжиганием свечей и ароматных курений, а также молитвами о спасении из преисподней душ предков и родителей. -