Смекни!
smekni.com

Китайская мифология 2 (стр. 4 из 5)

Среди универсальных космогонических мифов особое место принадлежит истории потопа и спасения от него, присутствующей практически во всех мифологических системах; в ее китайском варианте может быть истолкована не как кара богов, ниспосланная за неправедную жизнь, а скорее как испытание, которое необходимо преодолеть. Вообще мифы о наводнениях очень распространены. С этим природным катаклизмом в Китае борются все: небесные духи, горы (когда-то гора Хуашань преградила путь течению Хуанхе), великаны и герои. Причиной страшного потопа, когда все, за исключением пяти гор, было залито водой, считается отделение неба от земли. На борьбу с потопом отправился Гунь («огромная рыба») сын правителя Чжаунь-сюя. Девять лет он возводил дамбы, но не добился успеха, тогда Гунь похитил у Верховного владыки саморастущую (вздувающуюся) землю сижан, но и это не помогло. Неудачливый герой был казнен, а за дело взялся его сын Юй. Рождение будущего победителя воды, согласно самой распространенной версии, было чудесным. Он появился из тела мертвого отца, которое три года не было подвержено тлению, а затем из его распоротого чрева вышел сын Юй. По другой версии, мальчик был рожден женой Гуня, в то время как отец его после смерти превратился в черепаху и исчез в водах. Борьбу с водой Юй вел вместе с замечательными помощниками: крылатый дракон, двигаясь впереди, тащил по земле хвост, намечая направления новых каналов, а сзади шла огромная черепаха и несла на своей спине волшебную глину. Но главной помощницей оказалась небесная фея Яо-цзи, она одарила Юя волшебными письменами, с помощью которых он отвел воды и расчистил реки, возвращая миру покой и процветание. Китайского героя Юя можно смело главным тружеником всех времен и народов. Он так много работал и ходил по стране, что даже стерт ногти на пальцах рук и ног, приобретя хромающую походку, которая так и называется «походка Юя». Именно поглощенность работой помешала герою познать счастье с любимой: сначала не удалось провести полноценную брачную церемонию (Юй торопился на Север, где разлились воды), а затем, когда он пробивал в горах проход для протока, то был вынужден превратиться в медведя – сильному зверю это было сделать намного проще; роковая случайность заставила его жену появиться на месте до того момента, когда Юй принял свой обычный облик, и перепуганная женщина превратилась в камень. Юй очень рассердился на себя (любопытный момент, характеризующий китайскую ментальность: греческий герой в подобных ситуациях сетовал на богов и клял судьбу), так как мечтал иметь наследника, и издал такой крик, что камень раскололся и появился мальчик, которого нарекли Ци («Осколок»). Однажды Юй забрел в мир, где пищей служила вода, а люди, ее потребляющие, проводили время счастливо и беззаботно. Герой мог остаться в этом удивительной стране, но жизнь без труда казалась ему бессмысленной, и он вернулся в Поднебесную, где стал императором и основателем династии Ся. Его атрибутами были уровень и веревка, которые находились слева, справа - циркуль и угольник. В историческом труде «Цзо чжуань» говорится: «Если бы не было Юя, мы бы, верно, стали рыбами». Итак, в китайском мифе борьба с потопом – это борьба с водяным хаосом – наводнением, явлением, хорошо знакомым жителям долин, поэтому миф становится рассказом о победе земледельца, который к тому же был талантливым инженером, но главное – все время трудился и в конечном итоге укротил непокорные воды. Потоп, потеря любимой женщины, бесконечный труд – испытания, который достойно проходит герой и в конечном итоге наследует императорский титул. Перед нами путь истинного китайского мудреца, чья нелегкая жизнь достойна подражания и украшена добродетелью.

Другая история – стрелка И - заставляет вспомнить традиционные жизнеописания мифологических героев, избранников и изгнанников. В ней присутствуют, кроме всех необходимых мотивов: смелости и силы самого героя, помощи богов и восхищения людей, запредельных деяний и роковых ошибок, любви и предательств, трагической судьбы и бессметной славы, - еще характерный для китайской мифологии дидактический компонент. История эта начинается с пришествия великой засухи, причиной которой было появление на небе всех десять братьев солнц, сыновей богини Сихэ. Они нарушили древний порядок, согласно которому каждый из них в строго определенный день садился в колесницу (ее везли драконы, а правила сама матушка Сихэ) и отравлялся в путь, - без всякой колесницы поднялись и разлетелись по всему небосклону. Страшная жара могла привести к гибели всего живого, и Верховный владыка отправил на помощь миру стрелка И. дав ему лук и стрелы. И, хотя ему рекомендовалось соблюдать осторожность, возмущенный бесчинством солнц, стрелок И стал сражать стрелами одного за другим. Он, возможно, убил бы их всех, и все бы погрузилось во мрак, но мудрый государь Яо тихо вытащил из колчана последнюю стрелу, так на небе осталось одно солнце. Дальнейшие подвиги стрелка напоминают деяния Геракла: так же, как и он, И боролся с чудовищами, появившимися во время засухи и нападавшими на смертных. Сначала это был бык-людоед Яюй с человечьим лицом и лошадиными ногами, издающий звуки напоминающие плач ребенка, затем чудовище Цзочи со звериной головой и человеческим телом, Зверь с девятью головами, огромная птица Дафэн, вызывающую бурю, страшный змей и гигантский кабан. Несмотря на совершенные подвиги, герой И навлек на себя гнев Верховного владыки за то, что убил братьев-солнц, - он был лишен бессмертия и должен был навсегда остаться на земле среди людей. Герой смерился со своей судьбой, но его жена Чанъэ пребывала в печали, и он отправился к Владычицы Запада Си-ванму, обладавшей снадобьем бессмертия. Богиня, проникшаяся сочувствием к несчастному герою, дала ему сосуд со снадобьем, которое надлежало выпить стрелку и его жене, что обеспечивало бессмертие, но не путь на небо. Но Чанъэ мечтала вернуться в утраченный небесный дом и тайком проглотила все снадобье одна. Пролетев по небосклону, она оказалась в лунном дворце, где, по одной версии, превратилась из прекрасной феи в отвратительную жабу, а по другой - не меняла облика, но была обречена на вечное одиночество и раскаянья о совершенном предательстве. Стрелок И, узнав о поступке жены разочаровался в мире и людях и, уже желал не бессмертия, а смерти. Он стал грубым с окружающими, и особенно страдали его ни в чем не повинные слуги. Последний удар нанес герою его любимый ученик, которому И передал все свое мастерство великого стрелка и который пытался его убить. Великодушное прощения предателя не изменило его отношение к учителю, и вскоре поднятый мятеж в доме стрелка И закончился его гибелью. Так бессмысленно завершилась несчастливая жизнь великого героя, которого, однако, не забыли, а стали почитать как божество Цзунбу – избавителя от нечисти.

История посланника неба, великого героя И трагична и поучительна, поскольку он в своих деяниях, подобно многим титаническим личностям (Гераклу, Сигурду, Раме Чандре), исполняя свое предназначение, вышел за пределы отведенных ему возможностей, ибыл обречен на страдания и нелепую смерть.

Итак, китайская мифология проходит все традиционные этапы развития – от хтоноса к героике, - однако на ее основе не только не возникает эпических произведений, но сами мифологические взгляды оказываются подвержены существенной трансформации. Дело в том, что на рубеже 6-5 вв. до н.э. в Китае живут два великих мудреца, чьи учения оформятся в религии, а сами они будут почитаться святыми – это Конфуций и Лао Цзы. Чуть позже в Поднебесную придет буддизм, который, распространяясь, будет взаимодействовать как с архаическими, так и с новыми воззрениями.

Конфуций и его учение.

Конфуций родился 22 сентября 551 года до н.э. – в день осеннего равноденствия. Согласно легенде, в этот момент с небес хлынула дивная музыка, а неведомый голос изрек: «Небо, вняв твоим мольбам, дарует тебе мудрейшего из сынов человеческих». Итак, небо – этот великий китайский даритель благ - послало миру мудреца. Между тем, его биография хорошо известна и не только лишена каких-либо сверхъестественных деталей, но потрясает своей человеческой правдой. Он был сыном старого солдата Шулян Хэ, мечтающего о наследнике, но имевшего лишь дочерей. Новый же брак пожилого (семидесятилетнего!) мужчины и пятнадцатилетней девочки, который по всем законам не имел право на существование и был назван соотечественниками «диким», привел к рождению Конфуция. Через два года отца не стало, и мальчик воспитывался в семье матери. На первый взгляд, кажется, что вся его жизнь – поступательное движение к раз и навсегда принятой цели: с 15 лет упорно учился, в 17 - со всеми надлежащими почестями похоронил мать (отыскал могилу отца и воссоединил в смерти своих родителей), в возрасте 19 лет женился и поступил на должность смотрителя хлебных амбаров, однако впоследствии оставил службу, посвятив свою жизнь проповеди учения, которое назовут его именем. Сам мудрец часто повторял, что он стремится возродить праведного Пути древних, научить людей жить добродетельно.