Смекни!
smekni.com

Китайская мифология 2 (стр. 1 из 5)

КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Источниками китайской мифологии является древний трактат «Шан хай зынь» («Книга гор и морей»), фрагменты философских и исторических сочинений, а также поэзия Цюй Юаня (1V до н.э.).

Китайская мифологическая система имеет ряд характерологических особенностей. Вероятно, самой принципиально важной является эвгемеризация (историзация) мифологических персонажей, которые, под влиянием рационального конфуцианства истолковывались как жившие в глубокой древности политические деятели. К другим особенностям следует отнести установку на конкретное действие и дидактизм. Если в Индии размышляли над тайнами бытия, в Египте стремились к бессмертию, а в Греции – к постижению гармонии, то трезвомыслящий китаец был убежден, что добродетельная жизнь, в которой соблюдаются существующие нормы и доминирует стремление безупречно исполнять свою работу, и есть единственно возможный человеческий путь. Естественно, мифология, которой так не доверял Конфуций, отразила особенности национальной ментальности: наравне с традиционными воинскими подвигами китайские боги и герои были великими изобретателями благ – гончарами, создателями письменности и музыкальных инструментов, инженерами- рационализаторами (боролись с потопом при помощи строительства каналов) и, конечно, мудрыми правителями.

Однако представления о китайской мифологии не исчерпывается древними сказаниями о богах и героях, но являются, по сути, удивительным сплавом архаических взглядов с даосизмом, буддизмом и конфуцианством – тремя религиями, распространившимися в Китае во второй половине 1 тыс. до н.э.

Космогонические мифы.

Космогонические мифы Китая отличаются удивительным разнообразием, причем один из них, - может быть, древнейший - хорошо известен в современном мире. Он гласит, что в изначальном, бесформенном хаосе обитали два великих духа – Инь и Янь. Трансформируясь, Янь стал небом, мужским началом, югом, светом, солнцем, нечетными числами, а Инь – его противоположностью: землей, женским началом, севером, луной, смертью, четными цифрами. С этого вечного разделения и взаимодействия не только начинается история мира, но именно этим объясняется и вся его многоликость, представляющая собой вечные и бесконечные воплощения этих великих духов.

Древний синкретизм, лежащий в основе хаоса – бесформенной материи и его последующее преобразование и китайском варианте носит персонифицированный характер. У хаоса не только есть имя -Хунь-дунь, но, что самое удивительное, - он не одинок во вселенной, а прекрасно проводит время с друзьями. Один их них Шу (Быстрый) - владыка Южного моря, другой Ху (Внезапный) – владыка Северного моря. Именно они, желая добра другу, просверлили в нем семь отверстий, символизирующие уши, нос, рот и глаза, вероятно, для того, чтобы сделать его полноценным существом, после чего несчастный Хунь-дунь скончался, вместо него возникли Вселенная и Земля.

В основе другого космогонического мифа лежит классическая мифологема о первоначальном единстве Неба и Земли. Их постепенное отделение связано с возникновением зародыша, напоминающего куриное яйцо, которое делилось на темную и светлую часть. На формирование первенца мира ушло 18 тысяч лет. Первосущество – великан Пань-гу появляется на свет, и по мере его роста в течение еще 18-ти тысяч лет Небо (светлая часть), увеличиваясь в высоту, отделяется от Земли (его темной части), которая растет в толщину. Вместе с первосуществом рождается и весь мир: с его вздохом появляется ветер и дождь, с выдохом – гром и молнии; его открывшиеся глаза обозначают день, закрывшиеся – ночь. Как и в скандинавском мифе об Имире, смерть великана Пань-гу становится единственно возможным условием рождения мира, правда, северного великана убивают боги, а затем из его частей создают всю окружающую природу, в китайском же варианте это происходит самопроизвольно, но суть процесса не меняется. Пань-гу выполняет свое предназначение: после смерти он трансформируется во вселенную. Его локти, колени и голова превращаются в пять священных горных вершин, волосы – в деревья и траву; левый и правый глаз в солнце и луну; а паразиты на теле – в людей. В этом мифе космос уподобляется человеческому телу – именно так в древности представляли единство макро- и микросистем, человека и окружающей его природы. В поздних вариантах этого мифа Пань-гу представляется антропоморфным творцом, который высекает вселенную при помощи молотка.

Следующий космогонический миф связан с прародительницей Нюй-ва, образ которой восходит к традиционному образу великой Богини Матери и представляет собой хтоническое существо, наделенное всеми чертами первобытного синкретизма, о чем свидетельствует ее внешний облик полуженщины-полузмеи или дракона. И, хотя миф о создании ею космоса не сохранился, его наличие можно предположить, поскольку подробно рассказывается о творении Нюй-ва людей, которых она начала лепить из желтой глины. Долгая работа утомила прародительницу, и, чтобы ускорить процесс, она протянула через ил шнур и собрала его, чтобы можно было продолжать работу, - считается, что богатые и знатные были созданы из желтой глины, а ничтожные – с помощью шнура. Деятельность прародительницы напоминает повседневный труд добросовестной хозяйки дома: она чинит обвалившуюся часть небосвода, отрубает ноги гигантской черепахи и подпирает ими четыре предела неба, собирает тростниковую золу и преграждает ею путь разливам вод. После этого установилась всеобщая гармония и порядок. Нюй-ва почиталась как богиня брака, установившая супружеские отношения. Выполнив свою миссию, прародительница покинула мир. По одной версии, она, подобно Пань-гу, превратилась в различные предметы и существа, например, ее кишки превратились в десять святых, поселившихся на равнине Лигуан. Согласно другой, Нюй-ва покинула землю: села в колесницу грома, запряженную драконами и отправилась на небо. Великому Небесному Владыке она рассказала о своих деяниях и заняла почетное место в его чертогах.

Братом и супругом Нюй-ва называется Фу-си. Существует знаменитое изображение священной четы, на котором существа с головами и туловищами человека переплетаются змеиными хвостами, что символизирует их единство. Фу-си в мифах представлен как традиционный культурный герой, несущий миру просвещение. Он научил людей охоте и рыболовству, обучив искусству плетения сетей, приготовлению пищи на огне и даже изобрел музыкальные инструменты. Считается, что Фу-си поклонялись в Восточном Китае, где тотемом местных племен была птица Фу-си, поэтому вполне возможно, что знаменитый герой представлялся первоначально человекоптицей, и лишь позднее, когда стал соотносится с прародительницей Нюй-ва вследствие функциональной идентичности, изменил свой облик.

Существование различных космогонических мифов, как правило, объясняется наличием на огромной территории Китая нескольких мифологических систем, которые впоследствии, во время объединения страны, контаминировались или продолжали свободно функционировать.

Священные животные Китая.

Самым известным культовым животным Китая является дракон, который внешне не отличается от своего европейского сородича: он также напоминает гигантскую крылатую ящерицу, обладающую огромной силой. Однако если в мифах европейцев и индийцев дракон – воплощение зла, страшного хтонического мира, а сражение с ним – главное испытание, которое проходят все истинные боги и герои от Аполлона и Сигурда до Святого Георгия, то у китайцев дракон воплощает, прежде всего, стихию воды. Драконы формировали дождевые облака, которые приносили столь необходимые для посевов дожди, многочисленные божества рек и озер тоже представлялись в виде этого животного. В древности, чтобы сдержать ярость рек, их владыкам приносили многочисленные жертвы, в том числе и человеческие. У драконов есть свой царь Лун-ван, который однажды заболел и был вылечен знаменитым целителем (ему за чешую на пояснице заползла сколопедра, которую удалил врач, а затем смазал поврежденную рану мазью). В благодарность за исцеление царь драконов обещал посылать людям по их просьбе хорошую погоду и полное благополучие, поэтому каждый год в этот день (День исцеления) в Китае исполняется танец дракона. Дракон символизирует не только силу и мощь, но и счастье, благополучие и императорскую власть. Дракон – знак правителя. Его изображение в качестве геральдической эмблемы встречалось только на знаменах самых знатных родов. Императоры и великие герои могли даже повелевать драконами: так Хуан-ди побеждает врагов с их помощью, а усмирителю потопа Юю дракон своим хвостом намечает расположение каналов. В Китае существовал культ царя драконов Лун-вана, ему строились храмы, его заступничества просили все, кто зависим от стихии воды: моряки, рыбаки, земледельцы, водоносы. Другой знаменитый дракон Чжулун – Дракон со Свечой с горы Чжуншань - в одном из космогонических мифов называется создателем Вселенной, но особо подчеркивается, что он – разгоняющий мрак. Итак, китайский дракон – символ вечно движущейся и эволюционирующей природы, которая не враждебна человеку, но требует особого отношения и понимания.

Другим популярным мифологическим существом Китая является феникс (китайское название «фенхуан») – царь птиц. Согласно одному из описаний, он напоминает египетского сфинкса: у него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, горло ласточки и петушиный клюв, но другие же представляют его лебедем со спиной единорога. Однако чаще всего загадочный феникс походит на царскую птицу – павлина. Первоначально чудесная птица была олицетворением божества ветра, затем – восходящего солнца. Появление ее считалось знаком наступления мира и процветания. Феникс – символ императрицы-государыни, связанный со светлым началом янь.

Но, несомненно, самым загадочным животным был единорог (цилинь). Его изображали лошадью или быком с единственным рогом в центре лба. Согласно китайским представлениям, он являлся людям лишь раз в несколько столетий, символизировал процветание и возвещал о рождении великого мудреца. Легенда гласит, что он появился незадолго до рождения Конфуция. Часто единорога изображали с младенцем на спине.