Итак, из этих свидетельств видно, что в IV—V вв. епископы постоянно настаивали на неотступном соблюдении древнехристианских принципах допуска ко крещению, хотя современная им ситуация легко подвигнуть к формальному взгляду на него. Вероятнее всего, священники в общинах действительно злоупотребляли сложившемся положением, и именно поэтому были необходимы все эти епископские увещевания. Церковь пыталась сохранить баланс между милостью и небрежностью. Блаж. Августин отчетливо понимал, что донатизм с его желанием создать "Церковь чистых" был настолько же опасным как и отказ от строгой церковной дисциплины. Поэтому в пастырской практике было необходимо сочетать твердость и благость, не становясь ни "бездействующим во имя терпения, ни жестоким под предлогом ревности".061
Пытаясь сохранить институт катехумената в IV—V вв., Церковь была вынуждена изменить его продолжительность и структуру. Большинство родителей вносили своих детей в списки катехуменов сразу же после рождения, и т. о., вырастая, они могли находиться в этом своего рода "подвешенном" состоянии очень долго. Тем самым имя "катехумен" постепенно утратило то значение, которое оно имело во II—III вв., т. е. прохождения двух- или трехлетней подготовки ко крещению. Катехумены могли участвовать или не участвовать в литургии оглашенных в зависимости от степени своего благочестия и духовной ревности. Уже не существовало какого-то наблюдения за ними со стороны специально назначенных для этого "учителей" в особо структурированных группах, как это мы видели в III в. у св. Ипполита Римского. При чтении христианских авторов IV в. возникает ощущение, что Церковь пыталась "подтолкнуть" кандидатов к скорейшему принятию крещения вместо того, чтобы создать достаточно длинный период подготовки, во время которого можно было бы содействовать духовному росту обращающегося.
С другой стороны, исчезновение фиксированного срока катехумената содействовало тому, что в случае обращения взрослого его крещение могло совершаться довольно быстро после его формального вступления в катехуменат. Этому способствовало то обстоятельство, что многие образованные язычники уже могли быть знакомы с текстом христианского Священного Писания, как следует их слов блаж. Августина: "Если к тебе приходит просящий крещения, получивший классическое образование... вероятно, он знает уже много отрывков из нашего Писания"062 .
Однако как следует из ранее рассмотренных свидетельств свв. отцов, Церковь никоим образом не желала отказаться от катехумената как такового, признавая его принципиальную необходимость и отказываясь от практики крещения взрослых без предварительной подготовки. Все это привело к созданию новой системы катехумената, более короткого по времени и непосредственно предшествовавшего принятию Таинства Крещения. Церковь связала его с Великим Постом, время которого постепенно стало предназначаться для этого интенсивного предкрещального научения, по окончании которого следовало торжественное крещение в пасхальную ночь.
Блаж. Августин описывает вступление в этот катехуменат следующим образом: "После наставления ты должен спросить его, верит ли он во все это и желает ли он соблюдать сии слова. Если он отвечает положительно, ты должен знаменовать его (знамением креста), совершив подобающую церемонию и поступить с ним по обычаю Церкви".063 В указанную церемонию входило, возможно, торжественное исповедание веры и отречение от прошлого идолослужения.064 Период Великого поста начинался торжественным внесением в списки их имен, что рассматривалось в качестве обновленного, теперь уже "осознанного" чина вступления в катехуменат, сопряженного с истинным обращением. Вписавшие свои имена в списки готовящихся принять крещение в ближайший праздник Пасхи должны были в течение нескольких недель совершить то, для чего столетие назад им потребовалось бы два или три года. О том, как происходило вступление в катехуменат в Иерусалиме, мы читаем ок. 400 г. у Эгерии, описывающей свое паломничество в Иерусалим: "Мне следует сказать еще и о том, как наставляют тех, которые будут крещены на Пасху. Они должны дать свои имена перед первым днем поста и пресвитер записывает все имена перед началом восьми недель, которые здесь длится пост,065 как я говорила вам. Когда священник соберет имена, во второй день поста, в начале восьминедельного периода, поставляется епископская кафедра посреди Великой Церкви в Мартириуме, священники сидят на седалищах по обе стороны от нее, а остальные клирики стоят. Тогда ищущие крещения приводятся по одному: мужчины — с их (крестными) отцами, женщины — с их (крестными) матерями. Когда они приводятся, епископ спрашивает их соседей о них: "Ведет ли этот человек хорошую жизнь? Уважает ли он родителей? Не пьяница ли он и не хвастун?" Он спрашивает обо всех серьезных человеческих пороках. И если в результате опроса он видит, что этот человек не совершил ни одного из таких преступлений, он сам записывает его имя; но если некто виновен, то ему повелевают уйти; епископ говорит ему, что он должен исправить свои пути, перед тем как приступить к источнику. Он спрашивает об одном и том же мужчин и женщин. И не легко пришедшему приступить ко крещению, если у него нет свидетелей, знакомых с ним".066 Из текста видно, что это испытание нравственной жизни довольно серьезно и полностью соответствует тому, что мы видели в "Апостольском Предании" в начале III в. О наличии подобного чина в Антиохии в то же самое время перед лицом народа Божьего говорит и Феодор Мопсуестийский: "Желающий приступить к дару святого крещения пусть будет представлен Церкви Божьей. Его примет ответственный за это, в соответствии с обычаем, установленным для внесения в список тех, кто желает принять крещение. Он должен научить его нравственности. Эту роль в отношении крещаемых исполняет человек, называющийся поручителем (гарантом). Он, облеченный этой обязанностью, вписывает твое имя в книгу Церкви и добавляет имя свидетеля или священника города или общины".067 В этом тексте идет речь о наличии своего рода "крестных родителей", которые могли засвидетельствовать истинность обращения катехумена и его готовность ко крещению.
Пост был временем вероучительного и нравственного наставления, чему служили регулярные проповеди, обращенные к кандидатам. Этерия подробно описывает нам то, как это происходило в Иерусалиме: "У них здесь есть обычай, согласно которому готовящиеся ко крещению во время Великого поста заклинаются клириками утром, непосредственно после утреннего отпуста в Храме Воскресения. После него поставляется епископская кафедра в Великой Церкви, в Мартириуме, и все готовящиеся ко крещению, мужчины и женщины, садятся вокруг него... любой из народа, желающий послушать (конечно, только верные) может прийти и сесть, хотя катехумены не входят,068 пока учит епископ. Предмет его поучения — закон Божий; в течение сорока дней он проходит по всей Библии, начиная с книги Бытия, и сначала объясняет буквальное значение каждого отрывка, а затем толкует его духовно.069 В это время он также научает их всему в отношении Воскресения и веры. И это называется катехизис. После пяти недель наставления они принимают Символ веры, содержание которого он подробно объясняет тем же образом, как он изъяснял Писание: сначала буквально, а затем духовно... Научение Писанию происходит с шести до девяти часов каждое утро в течение поста, три часа катехизации в день... В девять их отпускают, что составляет три часа поучения в день в течение семи недель".070 К этому толкованию Символа веры некоторые Церкви, особенно на Западе, добавляли и толкование молитвы Отче наш. Здесь происходила "передача" (traditio) катехуменам Символа веры и Молитвы Господней через епископа, а через некоторое время (обычно через неделю) их "возвращение" (redditio): катехумены читали их вслух и наизусть во время богослужения перед лицом собравшейся общины, литургически удостоверяя тем самым о принятии этих текстов в свое сердце.
В течение этого периода подготовки Церковь не только наставляла крещаемых, но и укрепляла их (в некоторых областях — ежедневным) экзорцизмом. Обряды, совершавшиеся во время этого "непосредственного" катехумената, упоминает и один африканский епископ, рассматривая их как пищу, которой Церковь-Мать кормит своих детей: "Все священные обряды, совершаемые для вас служителями рабов Божьих: экзорцизмы, молитвы, псалмы, дуновения, власяница, склонение главы, коленопреклонение... все это, как я сказал, есть пища, которую ваша Мать дает вам в своем чреве, чтобы она могла возродить вас в водах крещения и представить вас Христу ликующих радостью".071 Интересно, что катехизические наставления продолжались и после совершения крещения, когда неофиты ежедневно приходили в храм в течение Светлой седмицы, чтобы услышать толкование значения Таинств, которые они приняли. В результате этого возникли т. н. "тайноводственные поучения" или мистагогические катехизисы, которые, согласно Эгерии, вызывали большой интерес: "Новокрещенные приходят в храм Воскресения, как и верные, желающие услышать (значение) мистерий; но так как учит епископ, то сюда не входят катехумены, и двери остаются закрытыми, чтобы никто не вошел. Епископ объясняет, что было сделано и толкует это. Когда он заканчивает, аплодисменты настолько громкие, что их слышно за пределами церкви".072 Епископ толковал т. о. различные составляющие чина крещения, чтобы помочь новокрещеным как можно глубже осознать значимость того, что они пережили. К этому добавлялось акцентирование нравственных требований жизни во Христе, т. к. путь нравственного совершенствования только начинался после принятия Таинства Крещения. Поэтому св. Иоанн Златоуст пишет: "Ты будешь называться неофитом не только в течение двух, трех, десяти или двадцати дней, но ты будешь носить это имя и через десять, двадцать или тридцать лет, фактически в течение всей своей жизни".073