Смекни!
smekni.com

Катехуменат в истории Церкви Подготовка ко крещению в Новом Завете (стр. 7 из 8)

Конечно, такая ситуация была не во всей империи, и ввиду того, что некоторые катехумены постоянно отлагали момент своего крещения, Цезарий Арльский свидетельствует, что внесение имени в список желающих принять крещение происходило иногда всего "за несколько дней до Пасхи".074 Мы видим в IV—V вв. очевидное снижение уровня "внутренней" подготовки ко крещению по сравнению с практикой, описанной св. Ипполитом Римским. Для святителя, например, было бы абсолютно неприемлемо обращаться к записавшим свои имена в список желающих принять крещения в ближайший праздник Пасхи за несколько недель до принятия Таинства с призывом очистить намерения и изменить образ жизни. Но такое положение вещей мы встречаем через полтора столетия в "Предогласительном поучении" св. Кирилла Иерусалимского. Из текста следует, что если даже катехумены и получали какие-то наставления, души их еще не просветились оживотворяющим действием слова Божьего: "Ибо мы, служители Христовы, приняли каждого из вас. Если вы рассматриваете нас как своего рода привратников, то мы оставили дверь незатворенной. Итак, ничто не препятствует тебе войти сюда и с душой, покрытой грязью грехов, с нечистым намерением... Если душа твоя облечена в одежду сребролюбия, то войди, одевшись иначе: скинь одежду прежнюю, скинь одежду любострастия и нечистоты и облекись в светлую одежду целомудрия. Много тебе на это времени, сорок дней ты имеешь для покаяния... Ты назывался оглашенным, будучи оглашаем извне. Слушал слово об уповании и не знал его; слушал тайны, и не разумел их; слушал Божественное писание и не постигал его глубины. Теперь уже оглашение произносится не извне, но внутрь тебя".075 Схожим образом всего за тридцать дней до крещения св. Иоанн Златоуст был все еще вынужден призывать кандидатов к нравственному обращению, что было бы немыслимо во II—III вв.: "Молодые атлеты, стадион открыт, вот зрители в амфитеатре, перед ними — Возглавляющий состязание. Итак, здесь нет середины: либо вы падете, как трусы, и будете покрыты позором, или же вы будете действовать смело и выиграете венец с наградой. Подобным образом, эти 30 дней — время борьбы, ученичества, упражнений".076 Интересен и характерен для того времени предкрещальный вопрос, вкладываемый в уста епископа в т. н. "Канонах Ипполита" (ок. 360): "Колеблешься ли ты, или отступаешь из-за страха по поводу того, что могут сказать люди?".077

Однако и в таких сложных условиях мы видим принципиальность отношения архипастырей Церкви к необходимости веры для принятия Таинства. Тот же св. Иоанн Златоуст четко говорит: "Ты до сих пор сомневаешься в божестве Иисуса Христа? Тогда уйди, более не слушай святое слово и вычеркни свое имя из списка катехуменов. Но если ты веришь во Христа, Бога и человека, и если ты уверен в отношении религии, то к чему этим отсрочки, эти откладывания и это небрежение?".078 Заслуга епископов IV—V вв. заключалась в том, что они смогли умело организовать "великопостный катехуменат", чтобы и в изменившихся условиях иметь возможность контроля за вступлением в Церковь новых членов. Из всего сказанного видно, что катехизическая система III в. сохранилась и через сто лет, однако прежние требования для вступления в катехуменат были перенесены на начало Великого поста. Этот период был полностью посвящен интенсивной и серьезной подготовке кандидатов ко крещению. Таким образом, Церковь показала единство своего учения о крещении и практики приема новых членов, не отступая от заповеди Спасителя "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28, 19). Важной особенностью данного периода является тот факт, что катехизические стадии духовного роста сохранили и развили свое литургическое оформление, будучи тем самым непосредственно связанными с богослужебной жизнью христианской Церкви. Церковь своей практикой четко подчеркивала, что сакраментальный акт таинства Крещения как таковой не является чем-то просто магическим или автоматическим. Святые отцы (часто используя слова Спасителя "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями" (Мф. 7, 6)) постоянно и неустанно подчеркивали, что крещение — это сверхъестественный дар Божий. Именно поэтому обладающая им Церковь, не может безразлично передавать его кому бы то ни было, всегда требуя от кандидата живой веры и отказываясь преподавать это Таинство без предварительного удостоверения качества и жизненности обращения. Однако речь шла не просто о строгом контроле. Наоборот, христианские епископы, пресвитеры, специально назначенные "учителя", занимавшиеся катехизической работой, всегда делали все возможное, чтобы помочь возрасти этой вере. Катехуменат был тем реальным сообществом, в котором вера возрастала в течение длительного периода времени.

Что касается дальнейшей истории развития катехумената, то на фоне увеличивающегося числа крещений младенцев он постепенно начал исчезать, начиная со 2 пол. V в. — нач. VI в. Ориентированный на сознательную подготовку ко крещению взрослых, в такой изменившейся ситуации он как особый институт, очевидно, не мог существовать в том же объеме, как и раньше.

В данной статье мы попытались указать на наиболее важные богословские и пастырские аспекты возникновения и развития катехумената в I—V вв. Сегодня проблема подготовки взрослых ко крещению стоит в нашей Церкви, вероятно, еще более остро, чем в рассмотренный исторический период. Здесь нет нужды и места указывать ни на часто встречающиеся на приходах пастырские упущения в этом вопросе, ни на удачные положительные примеры осуществления такой работы (к сожалению, не слишком многочисленные). Они всем известны, и рассмотрение нынешней ситуации выходит за рамки статьи. Хотелось бы только пожелать, чтобы все мы, и клирики и мiряне Православной Церкви — той Святой Церкви, в которой живо апостольское и святоотеческое предание, помнили о той важной части святоотеческих поучений, о той пастырской практике, существовавшей в древней Церкви и рассмотренной в данной статье, которая называлась "катехуменат". И при этом были бы "не слушателем забывчивым, но исполнителем дела" (Иак. 1, 25; ср. Рим. 2, 13).

Список литературы

001 Практике крещения детей будет посвящена отдельная статья.

002 Тертуллиан, De bapt. 18. Подобным образом это место толкует и блаж. Августин, De fide et op. 9,14.

003 Герим I. В том же трактате мы считаем Тот же трактат Герим 1 говорит: "Переходящий в иудаизм из-за любви к женщине, или из-за желания угодить или из-за страха, это не прозелит, ибо только тот прозелит, кто переходит в иудаизм из-за любви к Богу".

004 Иосиф Флавий, Иудейская война, II, 137-138.

005 Правило 5,13-14.

006 Одно из свидетельств этого - употребление выражения "прозелит Христа" для обозначения христианских катехуменов в текстах II-III вв. (См. Lampe, A Patristic Greek Lexicon, p. 1171).

007 О покаян. 6,16; О идол. 10,6,12.

008 О покаян. 6,16-17.

009 О крещен. 18,1.

010 Проповедь на Лев. 6,2.

011 Проповедь на Лк. 21,4.

012 Проповедь на Изек. 6, 5.

013 Дидахи 7,1.

014 Вид. 3,2,9 и 7,3.

015 1 Апол. 61.

016 1 Апол. 66,1.

017 1 Апол. 61,6-9.

018 1 Апол. 61,2.

019 Там же.

020 1 Апол. 66,1.

021 Дидахи 7,4.

022 2 Апол. 2.

023 1 Апол. 60.

024 ЦИ V,10,1.

025 ЦИ VI,6,1.

026 1 Стром. 19,4.

027 6 Стром. 89,1-2.

028 Педаг. 1,30,2.

029 Педаг. 1,36,3.

030 2 Стром. 26,4-5.

031 2 Стром. 95,3-96,2.

032 Это редко употреблявшееся в античности слово становится у ап. Павла terminus technicus для обозначения "наставления во Христе" (см. Гал. 6,6 и др.).

033 De praesc. 41,2.4.

034 О покаян. 6,1.

035 В древности солдаты часто после принятия присяги получали клеймо в качестве знака своей принадлежности воинскому соединению или императору.

036 Наставления II,5.

037 О крещ. 20,1.5.

038 Русский перевод в БТ 5, с. 283-296 (катехуменат гл. 15-20).

039 „Audire verbum doctrinae" в отличие от последующего „audire evangelium" во время непосредственной подготовки ко крещению.

040 Ок. 300 г. в Испании Эльвирский Собор также приводит список профессий, от которых надо было отказаться, чтобы быть принятым в катехуменат, среди которых проституция (прав. 44), скачки и актерство (прав. 62). Согласно тексту правил этого собора существовал особый обряд принятия, заключавшийся в возложении рук, после чего человек "становился христианином" (прав. 39).

041 Эльвирский Собор говорит о двухлетнем научении за исключением случаев болезни (прав. 42). За тяжелые проступки катехуменат мог быть продолжен до трех (прав. 4), пяти (прав. 73) лет или даже до момента смерти (прав. 68).

042 Что касается дней крещения, то хотя текст ничего не говорит нам об этом, из слов Тертуллиана (О крещ. 19,1-2) мы видим, что наиболее предпочтительным был день Пасхи и следующие за ним 50 дней пасхальной радости. Однако он добавляет: "Впрочем, всякий день есть день Господень; всякий час, всякое время удобно для крещения: если в отношении торжественности и есть различие, то для благодати это не имеет значения".

043 Текст ничего не говорит о тематике катехизических занятий, но как видно из трудов христианских писателей того времени, прежде всего из творений Оригена, они, вероятно, строились прежде всего на изучении текста Священного Писания Ветхого и Нового Завета.