21. никогда не порождал страх [в других людях];
22. не нарушал [священных сроков и времен];
23. не был вспыльчивым человеком;
24. никогда не оставался глух к словам правды и истины;
25. никогда не становился причиной раздоров;
26. [никого] ни разу не заставил пролить слезы;
27. не совершал греховных поступков;
28. не съедал сердца своего (т.е. не выходил из себя и не впадал в гнев);
29. не оскорбил [других людей] и не относился к ним жестоко;
30. в деяниях своих не прибегал к насилию;
31. не принимал необдуманных решений;
32. не пытался отомстить богу;
34. никогда не болтал сверх меры;
35. не поносил и не оскорблял [царя];
36. не осквернял воду;
37. не произносил заносчивых речей;
38. не богохульствовал и не поносил бога своего;
39. никогда не вел себя дерзко;
40. никогда не сравнивал себя с другими;
41. не умножал богатства своего нечестными путями и брал
только то, что [по праву] принадлежало мне;
42. не порицал в мыслях своих бога своего города.
Это признание относится к записям, сделанным при XVIII династии и показывает нравы того времени.
Количество богов тоже, как и признаний в праведности было сорок два. Иногда усопший каждое из своих оправданий говорил определенному богу из совета, как бы ответственному за проверку этого вида оправданий. В конце главы успешно прошедшему испытание давали возможность помочь своим родственникам и сохранить в мире живых долгую память о себе, если он нарисует на плитке чистой земли сцену Суда. Тех, кто не прошел испытание бросали в пасть Аммат - чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила.
Но даже успешно прошедшему испытание грозила опасность быть убитым, так как в Дуате периодически происходили "чистки". На этот случай мертвого снабжали амулетами и заклинаниями.
Следует, также отметить, что львиную долю текстов занимают многочисленные имена богов, предметов и животных с заклинаниями для их подчинения умершему и отождествления с ним. Существовали даже заклинания, чтобы пищу на ладье доставляли умершему боги.
Влияние Книги Мертвых на жизнь египтян оказалось огромным, для знания текстов необходимо было умение читать, а тексты, хотя бы маленькую часть должен был знать каждый. Некоторые главы вместо текста содержат только потрясающие своей красотой виньетки, это указывает на то, с какой убежденностью общество верило в загробную жизнь, и для захоронения использовались самые прекрасные произведения искусства Древнего Египта.
1.3. "Души" человека
Одной из важнейших составных частей представлений о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, о чем уже упоминалось ранее, эта вера многократно зафиксирована в текстах и рисунках.
Согласно представлениям египтян человек имел несколько душ (душа не точное, но единственное определение). Причем каждая из этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию, поэтому о каждой " душе" заботились, что отражалось в погребальном обряде.
Краткая характеристика каждой "души":
1) Ка - двойник. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее; Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и жить в любой его оболочке. Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего.
2) Ба - душа сердца, связанная с Ка, с которым (в котором) она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда в некоторых текстах указывается, что она могла жить с Ра или Осирисом на небесах.Ба изображали птицей с человеческой головой. Ба приписывали способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно.
3) Аб - сердце, было тесно связано с душой и считалось источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке. Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке; здесь, однако сердце рассматривается
как центр духовной жизни человека и его мышления, а также орган, в котором проявляются его пороки и добродетели и оно олицетворяло все, что для нас сегодня слово " совесть".
4) Кхаибит (Шуит) - тень, была тесно связана с Ба и считалась неотъемлемой частью человека. Подобно Ка питалось подношениями и передвигалась где ей вздумается.
5) Кху - душа духа, часто упоминается вместе с Ба; по - видимому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой ДУШОЙ, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах. Кху обитала в Саху, или духовном теле человека.
6) Секхем - сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека, Секхем обитала в раю среди Кху и духов, в текстах упоминается вместе с душой и духом.
7) Рен - имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали что без имени человек и его душа исчезают.
8) Саху - духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов исполняемых у могилы или в каком либо другом месте, должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению. Все ментальные и духовные атрибуты физического тела объединялись в нем в новые силы совершенно иного рода.
Все верования относительно этих частей духовного и материального тел появились не одновременно, т. к. даже египтяне иногда не понимали назначений некоторых из " душ " (судя по противоречиям в текстах), что говорит об их древнем происхождении.
Вытекает вывод о вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними и в то же время общается с богами. Следовательно, живые могут благоприятно повлиять на мнение богов о себе через души своих родственников, вознося им жертвы. Это обуславливало столь трепетное отношение к "душам" и имени умершего.
2. Смерть и погребение.
2.1. Смерть и обряд погребения. Забота о сохранении тела и души.
Египтянина покинул Ба. Человек умер. Через 70 дней его из бальзамировочной мастерской перенесут в вечное жилище. Он удалится в Дуат и станет Осирисом (до XVII - XVI вв. до н.э. только фараонов отождествляли с Осирисом, лишь позже любого египтянина). Но это будет через 70 дней, т.к. Исида, Нефтида и Анубис столько времени собирали части тела Осириса. Древние египтяне, видя появление Сириуса через 70 дней после его захода, отождествляли его со " слезой Исиды".
Пока что родственники облачались в траурные одежды и оплакивали его. Сын умершего " становился" Гором, а жена и сестра - Исидой и Нефтидой. После оплакивания мертвое тело на погребальной ладье перевозили на западный берег Нила в Дом Золота - мастерскую бальзамировщиков.
Бальзамировщиков было пятеро: Анубис - жрец в маске шакала, ему помогали Хапи, имеющий голову павиана, Дуамутеф - имеющий голову шакала, Кебехсенуф с головой сокола и Имсет с человеческой головой. Сперва они омывали тело нильской водой, при этом оно становилось Саху - священной частью необходимой для дальнейшего воскресения. Затем парасхит (наемник для вскрывания тел) вскрывал кремневым ножом Саху и изгонялся из Дома Золота. Затем боги извлекали внутренности и опускали их в канопы (священные сосуды, заполненные снадобьями и отварами). Канопы делались в виде статуэток Хапи, Дуамутефа, Кебехсенуфа и Имсета. Закрыв канопы, боги-бальзамировщики обрабатывали тело Саху снадобьями из трав и благовоний и туго пеленали матерчатыми бинтами. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. При этом вместо сердца клали каменного жука-скарабея, на котором были написаны заклинания, не позволяющие сердцу свидетельствовать на Суде против своего хозяина. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только в том случае, если его тело — саху, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего на случай, если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки — ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего клали оружие, орудия труда, посуду — все, что могло ему понадобиться ему в будущей жизни.
Родные и близкие умершего должны были бдительно проследить, чтобы все обряды были соблюдены, иначе Ка за пренебрежение к себе мог мстить им и их потомкам. Бедняка клали в простой деревянный гроб, написав изнутри имена богов, которые воскресят умершего и проводят в Дуат, а на крышке мольба к Осирису: " О ты, Уннефер (пребывающий в состоянии благости ),благой бог! Дай же этому человеку в твоем Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу кружек пива!" Гроб богача роскошно отделывался и украшался росписями. Через 70 дней погребальная процессия, оглашая Западный берег Нила плачем и стонами, проходила к гробнице. Гробницу умерший обычно покупал много лет назад, обустраивал и нанимал за высокую плату камнетесов, писцов, скульпторов и художников, которые украшали стены рельефами и надписями, создавали статуи покойного и охранявших саркофаг богов, и всякую утварь - все что понадобится в Дуате: амулеты, одежды, оружие, кресла, папирусы со священными заклинаниями. У входа в гробницу погребальную процессию ждали боги Дуата. Деревянный гроб опускали на землю, и над мумией совершали последний обряд - " отверзание уст". Этот обряд символизировал и повторял великое событие, некогда происшедшее на Земле, - приход Гора к мумии Осириса. Как тогда Гор дал отцу проглотить свой глаз, и Осирис восстал из мертвых, так и теперь: Гор - жрец в маске сокола - касался губ мумии волшебным жезлом с наконечником в виде головы Барана. В этом наконечнике находился Ба, так что этот обряд возвращал умершему его Ба и воскрешал его для жизни в Дуате.