Смекни!
smekni.com

Процессуальное правопреемство (стр. 3 из 4)

Отказ прокурора от предъявленного им иска не лиша­ет истца права требовать рассмотрения дела по существу. Принятый хозяйственным судом отказ истца от иска, предъявленного прокурором, влечет прекращение произ­водства по делу.

7. Отказ от иска, заключение мирового соглашения по
иску, предъявленному прокурором в интересах государства
и общества, не влекут прекращения производства по делу.

Право прокурора направить в хозяйственный суд заяв­ление о возбуждении дела ограничивается только преде

лами подведомственности дел. Это означает, что проку­рор вправе поставить вопрос о возбуждении любого дела в рамках тех видов производства, которые предусмотрены ХПК (искового, приказного, административного, испол­нительного).

Применительно к хозяйственному судопроизводству указанное выше правило предполагает и право прокурора направить в хозяйственный суд исковое заявление о при­знании недействительным (полностью или частично) не­нормативного акта государственного или иного органа, не соответствующего законодательству Республики Бела­русь и нарушающего права и законные интересы юриди­ческих лиц, индивидуальных предпринимателей.

Такой вывод следует также из анализа Закона о про­куратуре (ст. 2), где сказано, что деятельность прокурату­ры направлена на обеспечение верховенства закона, ук­репление законности в целях защиты прав и свобод граж­дан, законных интересов государства, субъектов хозяйст­вования, учреждений, организаций, общественных объе­динений. Если протест прокурора на ненормативный акт, принесенный им в порядке общего надзора, был отклонен соответствующим органом (должностным лицом), то про­курор вправе обратиться с заявлением в хозяйственный суд о признании данного акта недействительным.

Кроме того, в соответствии с совместным постановле­нием Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 22 июня 2000 г. № 4/3 хозяйственные суды рассматривают также дела по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей на неправомерные действия (бездействие) го­сударственных органов, юридических лиц, а также орга­низаций, не являющихся юридическими лицами, и долж­ностных лиц об ущемлении их прав (п. 5). Следовательно, прокурор может направлять в хозяйственный суд заявле­ния и такого характера.

Заявления о признании актов государственных и иных органов недействительными предъявляются в хозяйствен­ные суды и самими субъектами предпринимательской де­ятельности. Ответчиками по таким делам выступают органы Комитета государственного контроля, Министерст­ва по налогам и сборам, органы Таможенного комитета, Министерство финансов, Министерство юстиции, облис­полкомы, а также иные государственные и негосударственные органы.

8.Участие прокурора в рассмотрении дела, возбужден­ного по его иску (заявлению), обязательно.

9.Прокурор, принимавший участие в рассмотрении де­ла, вправе принести кассационный протест на не вступив­шее в законную силу незаконное или необоснованное ре­шение хозяйственного суда независимо от обжалования его сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При этом прокурор обязан направить копию кассаци­онного протеста и прилагаемых документов лицам, участ­вующим в деле. Срок для подачи кассационного протеста равен десяти дням со дня принятия решения. Впервые в ХПК закреплено право на подачу как первичного, так и дополнительного кассационного протеста (ст. 178).

О принятии к производству кассационного протеста прокурора, как и кассационной жалобы других лиц, касса­ционная инстанция выносит определение, в котором ука­зывается место и время рассмотрения дела. Определение направляется лицам, участвующим в деле (ст. 182 ХПК).

В отличие от ГПК, ХПК предоставляет право кассаци­онной инстанции не принять отказ (отзыв) кассационного протеста, если это противоречит законодательству или нарушает права и законные интересы других лиц.

Дополнительные доказательства, представляемые в кассационную инстанцию, принимаются во внимание, ес­ли прокурор, подавший кассационный протест, обоснует невозможность их предоставления в суде первой инстан­ции по причинам, от него не зависящим.

Возможность проверки законности и обоснованности судебных актов не только в кассационном, но и надзорном порядке является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В по­рядке надзора право принесения протеста на судебные ак­ты хозяйственного суда имеет ограниченный круг долж­ностных лиц органов прокуратуры: Генеральный проку-

pop, прокуроры областей и приравненные к ним прокуро­ры, а также их заместители. Эти лица имеют право приос­тановить исполнение решения хозяйственного суда до рас­смотрения его надзорной инстанцией.

В науке хозяйственного процессуального права одним из актуальных остается вопрос о месте, роли прокурора, его задачах в надзорном производстве, соотношении про­курорских и судебных полномочий в этой стадии процесса.

К непосредственным задачам прокурорского и судеб­ного надзора можно отнести следующие: проверка закон­ности и обоснованности вступивших в законную силу су­дебных актов, принесение надзорного протеста в случае несоответствия их закону или материалам дела.

В то же время методы деятельности суда и прокурора в стадии надзорного производства, положение, занимае­мое ими в процессе, различны. «Различие между судом и прокуратурой в области правосудия состоит не в наличии особых задач для каждого из этих органов, а в способах и методах достижения общей цели, присвоенных законом каждому из этих органов»1. При пересмотре судебных ак­тов в порядке надзора в деятельности должностных лиц органов прокуратуры и судов схожи только первоначаль­ные стадии: изучение жалобы, истребование дела, провер­ка законности и обоснованности судебного акта, подго­товка протеста или мотивированного ответа. В дальней­шем оценку доказательств по делу, доводов протеста дает соответствующий суд. У прокурора таких полномочий нет.

Существенным для понимания прокурорского надзора при пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу, является определение его в качестве процессуальной деятельности. Именно поэтому законодатель облекает и должен далее облекать действия прокурора в процессу­альную форму, устанавливая порядок, приемы и условия надзорного производства в целом, а также отдельных дей­ствий прокурора.

К лицам, участвующим в деле, относятся также госу­дарственные и иные органы, предъявившие иск в интере­сах других лиц. Эти органы вправе обратиться от своего имени в хозяйственный суд только в случаях, предусмот­ренных соответствующими законодательными актами в защиту государственных и общественных интересов. По процессуальным полномочиям они приравниваются к ист­цу, за исключением права на заключение мирового согла­шения.

Государственные и иные органы в предусмотренных законодательными актами случаях могут обратиться в хо­зяйственный суд с иском в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц с их согла­сия (ст. 48 ХПК). Таким образом, полномочия названных выше органов в определенной мере схожи с полномочия­ми прокурора в процессе. По своей инициативе или по хо­датайству лиц, участвующих в деле, хозяйственный суд может привлечь государственный или иной орган для да­чи заключения по делу.

ХПК называет только органы, которые имеют право обратиться в хозяйственный суд в защиту прав и охраня­емых законом интересов других лиц, но не называет должностных лиц и граждан, как это предусмотрено в ГПК.

В необходимых случаях хозяйственный суд может по своей инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле, привлечь к участию в деле государственный или иной орган для дачи заключения по делу.

Дела юридических лиц, а также организаций, не явля­ющихся юридическими лицами, ведут в хозяйственном су­де их органы, действующие в пределах полномочий, пре­доставленных им законодательством и (или) учредитель­ными документами, и (или) их представители (ст. 55 ХПК). Например, в соответствии со ст. 60 ГК каждый уча

стник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не уста­новлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам. Исполни­тельными органами производственного кооператива яв­ляются правление и (или) его председатель (ст. 110 ГК). Органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником или уполномоченным им ор­ганом (ст. ИЗ ГК).