Смекни!
smekni.com

История протестантских церквей в России (стр. 3 из 3)

В начале 1803—1806 русский адмирал лютеранского вероисповедания Крузенштерн совершает кругосветное плавание.

В 1832 русский царь Николай I (сын Доротеи Вюртембергской) официально становится суперинтендентом лютеранской церкви на территории России. Он рассматривал и утверждал не только общие организационные вопросы, но и такие проблемы, как внесение изменений в порядок богослужения, снятие сана с пастора и даже вопросы веры… Однако тогда же в России была выдвинута формула Православие, Самодержавие, Народность, положившая начало русификации России.

По данным статистики за 1904, Евангелическо-Лютеранская церковь имела 287 храмов и окормляла более миллиона человек. Смертная казнь за переход из православия в другую веру была отменена только в 1905. Поэтому неудивительно, что Лютеранская церковь в России оставалась моноэтнической и подразделялась на немецкую, финскую, шведскую и эстонскую общины.

Советские годы

После Октябрьской революции спокойное существование лютеран в России было нарушено. Церковь разделилась. Одни пасторы не приняли Советскую власть, активно участвовали в борьбе с ней и были уничтожены. Другие эмигрировали или были высланы (этому способствовало отделение Финляндии и Прибалтики).

Характерен такой факт: в 1917 в финских приходах, расположенных в Петербурге и около него, было 28 пасторов. К 1920 их осталось только четверо.

Во времена НЭПа по отношению к Лютеранской церкви не проводилось никаких силовых мер, но её деятельность жёстко контролировалась. Самой большой проблемой в этот период была нехватка священнослужителей.

Затем для лютеран, как и для Православной и Католической Церквей, наступили страшные времена. Вслед за показательными процессами над католическим духовенством и мирянами (1923—1924) Советская власть принялась за лютеран.

1926—1928 остались в истории русского лютеранства как период жестоких репрессий, когда многие священнослужители были арестованы и либо расстреляны, либо умерли в лагерях. Цифры говорят сами за себя: в 1927 в СССР было 114 лютеранских пасторов, в 1934 — 45, в 1936 — 8, а к концу 1937 — ни одного.

Со священников государство переключилось на целые народы. Первыми пострадали финны, жившие к северу от Ленинграда: в 1937 их депортировали в Среднюю Азию.

В 1940—1941 и 1944—1945 в Сибирь ссылались латыши и эстонцы (в большинстве своем лютеране). В августе 1941 насильственному выселению в Сибирь и Казахстан подверглись российские немцы. Это не были собственно религиозные преследования, но в результате этих репрессий лютеранские общины в большинстве своем распались. Пасторы были расстреляны, их паства рассеяна.

Собственно, с Лютеранской Церковью в России было покончено уже к 1938 году. Выжившие лютеране ушли в подполье. Они собирались на кладбищах и по домам под видом семейных торжеств. Чаще всего проповедовали миряне, но было и несколько пасторов, которым удалось пережить тюрьмы и ссылки (как, например, Пааво Хайми и Юхани Вассели). Однако всё это происходило нелегально, основная масса верующих была лишена главного — участия в таинстве Святого Причастия.

Однако аннексия СССР лютеранских государств Прибалтики привела к частичному возрождению лютеранства в СССР. Так в конце 1940-х официально были зарегистрированы латвийская и эстонская (1949) лютеранские церкви.

Некоторые изменения начали происходить в 1957, когда была зарегистрирована первая лютеранская община в Казахстане (г. Акмолинск).

В 1970 петрозаводские финны получили разрешение зарегистрировать свой приход под эгидой ЭЕЛЦ. Следующий был открыт только в 1977 в Пушкине, который на протяжении многих лет был духовным центром.

Массово лютеранские приходы начали регистрироваться в период Перестройки. К лету 1991 только в Ленинградской области их было уже 18.

Постсоветский период

Помимо лютеранских церквей, существующих при посольствах иностранных государств (например, приход св. Петра Евангелическо-лютеранской церкви Латвии, объединяющий вокруг себя москвичей — потомков латышей), в современной России существуют шесть отдельных лютеранских общин: немецкой (Евангелическо-Лютеранская Церковь России), американской («Согласие»), две скандинавской традиции (Сибирская и Церковь Ингрии) и две этнические: русская (ЕЛЦ АИ) и карельская (Карельская евангелическо-лютеранская церковь).

Некоторое время (1991—1996) существовала Единая евангелическо-лютеранская церковь России, возглавяемая Йозефом Баронасом, остатки которой влились в ЕЛЦ АИ

В 1997 от Церкви Ингрии отделилась Карельская евангелическо-лютеранская церковь.

17 июня 2007 года в России была учреждена Евангелическо-Лютеранская церковь Аугсбургского исповедания России, президентом которой стал Владимир Пудов, которая противопоставила себя Евангелическо-лютеранской церкви России и Церкви Ингрии.

10 декабря 2009 года епископы ЕЛКРАС и Церкви Ингрии заявили о своем стремлении к объединению двух церквей.

История зарождения баптизма в России

Основное развитие в Российской империи общины баптистов получили во второй половине XIX-го века на Кавказе, на востоке и юге Украины (Таврическая губерния).

На Украине средой для возникновения баптистских общин стало движение штундистов. Среди наиболее видных проповедников-штундистов, внесших большой вклад в развитие баптизма, стали крестьяне Херсонской губернии Ф. Онищенко и И. Рябошапка.

В Закавказье зарождение баптистских церквей произошло в среде молоканства. Здесь первым активным проповедником нового учения стал житель г. Тифлиса молоканский пресвитер Никита Воронин. Также среди молокан и при непосредственном участии миссионеров с Кавказа были основаны первые баптистские общины в Таврической губернии.

На Украине и в Закавказье первые общины баптистов формировались из крестьян, ремесленников, купцов.

Активное участие протестантов в разных сферах жизни

они всегда оставались частью российского общества и делили со своей страной все ее радости и горести. Российские протестанты основное внимание уделяли духовным вопросам, но были озабочены и делами благотворительности. Эта позиция, в частности, проявилась в ходе первой мировой войны: создавались лазареты для раненых, собирались средства на их оборудование и содержание, на помощь раненым и семьям погибших. Многие российские протестанты находились в действующей армии.

После 1917 года они активно включились в социальную жизнь страны: создавали коллективные хозяйства, построенные на христианских принципах, пропагандировали нравственное достоинство и экономическую эффективность честного, добросовестного труда, трезвого образа жизни.

В конце 20-х годов ХХ столетия для российских протестантов наступило время испытаний: они подверглись жесточайшим репрессиям и преследованиям. Несмотря на это, протестанты встретили Великую Отечественную войну как истинные граждане своего Отечества.

Героический труд в тылу и участие в военных действиях на фронтах, молитвы об Отечестве — вот вклад российских протестантов в борьбу за спасение Родины в те тяжелые годы. Несмотря на облегчение положения верующих в сороковые годы прошлого века, протестантов продолжали преследовать и ограничивать в церковной деятельности вплоть до конца 80-х годов.

Одним из самых серьезных ограничений, которым подвергались российские протестанты вместе с представителями других религиозных течений в советский период, был запрет на любые формы социальной активности, включая и благотворительность.

Начиная с 90-х годов, в последний период существования СССР и после создания нового независимого Российского государства, российские протестантские церкви активно включились в общественную жизнь страны. В последние годы было реализовано много социальных программ, направленных на оказание помощи неимущим, инвалидам и другим незащищенным слоям общества. Оказывается помощь детям, детям-сиротам и детям - жертвам Чернобыльской аварии, создаются реабилитационные центры для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью.

По официальным данным министерства юстиции на 1 января 2003 года в России зарегистрировано около 5 тыс. протестантских церквей и примерно такое же количество незарегистрированных. Активных членов церкви более 1 млн. человек.

Заключение

Таким образом, протестантизм в России получил широкое распространение и имеет свою историю, что заслуживает уважения.

Рассмотрение данной темы позволяет сделать вывод, что из многочисленных протестантских церквей в России, в том числе и в Сибири, получили распространение баптисты, адвентисты 7-го дня, пятидесятники, иеговисты, церкви меннонитов. Основной состав верующих: крестьяне, кустари и ремесленники, мелкие и средние торговцы, небольшой процент служащих и рабочих. Численность зарегистрированных церквей на 1 января 2003 составляет 5 тысяч.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лютеране в Сибири. Сборник научных статей. - Омск: Издательство Омского государственного технического университета, 2000. С. 298-302.

2. С.Н. Савинский. Возникновение баптизма в России

3. С.В. Ряховский. История движения христиан веры евангельской в России

4. Википедия

5. История РОМЦ (Российской Объединенной Методисткой Церкви)

6. JesusEmbassy.org – сайт «Посольство Иисуса»